ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На сегодня назначены предварительные слушания по так называемому "делу двенадцати" (по числу обвиняемых) — делу о нападении боевиков на сотрудников и места дислокации силовых структур в нескольких населенных пунктах Ингушетии в ночь с 21 на 22 июня 2004 года. Дело будет рассматриваться Ставропольским краевым судом в Пятигорске.
Среди подсудимых 11 жителей Ингушетии и один уроженец Чечни, задержанные в разное время, начиная с 2005 года. Все обвиняемые проходят по делу как участники одной преступной группировки. По версии обвинения, они принимали участие в нападении на Ингушетию в ночь на 22 июня 2004 года. Тогда в ходе уличных боев погибло около 80 и были ранены более 100 человек. Среди пострадавших были как сотрудники правоохранительных органов, так и гражданские лица. Кроме того, было похищено большое количество оружия и боеприпасов, повреждены и уничтожены здания. Сумма нанесенного Ингушетии ущерба составила более 70 млн. рублей.
19 апреля текущего года Конституционный суд РФ огласил решение по делу о проверке конституционности ч.2 ст.30 и ч.2. ст.325 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ, отменяющих суд присяжных по делам, связанным с терроризмом, и не признал указанные нормы противоречащими Основному закону России.
Отметим, что в Конституционный суд РФ в числе других обратились адвокаты, участвующие в уголовном деле по событиям 13 октября 2005 года в Нальчике, которые считают, что указанные поправки в УПК РФ нарушают права их подзащитных и противоречат Конституции страны. Решение Конституционного суда об отмене суда присяжных для обвиняемых в терроризме не было единогласным, двое из судей Конституционного суда имели особое мнение. Среди них Владимир Ярославцев, который считает, что сокращение полномочий суда присяжных означает недоверие к народу, отстранение его от участия в управлении страной и наступление на демократию в России.
Хроника судебного процесса по "делу двенадцати"
В рамках предварительного следствия по уголовному делу № 06560235 в 2005 и 2006 годах по основаниям, указанным п.2 ч.1 ст.91 Уголовно-процессуального кодекса РФ были задержаны 12 человек: А.А. Муталиев, И.Х. Ганиев, Б.Ч. Амирханов, А.А. Гамботов, Д.Ю. Муталиев, М.М. Эсмурзиев, Т.Н. Пареулидзе, М.И. Кодзоев, З.М. Эстоев, А.А. Хатуев, З.А. Гардалоев, М.И. Дзортов (11 жителей Ингушетии и 1 житель Чечни). ПЦ "Мемориал" приводит основные даты, связанные с процессом.
В марте 2007 года в Верховном суде Ингушетии начался судебный процесс с участием присяжных заседателей.
В августе 2008 года следствие завершилось, и стороны стали готовиться к прениям. Но назначавшиеся судебные заседания неоднократно срывались государственным обвинением. В связи с этим защитники и родственники подсудимых обращались в Верховный суд РФ, Генеральную прокуратуру РФ, к Уполномоченному по правам человека в РФ и т.д. Однако никакие меры приняты не были.
17 ноября 2008 года государственный обвинитель К.В. Калюжиный заявил безосновательный отвод председательствующему судье М.Б. Имиеву. Судья отвод удовлетворил. Определение Имиева об отводе было обжаловано адвокатами М. Гандаровым, Б. Ахильговым и М. Гагиевым в Верховный Суд РФ, однако в удовлетворении жалобы суд отказал.
После отвода Имиева уголовное дело принял к производству судья Верховного Суда Ингушетии М.М. Даурбеков. 15 января 2009 года срок содержания подсудимых под стражей был снова продлен на три месяца – до 15 апреля 2009 года.
С ноября 2008 года по апрель 2009 года дело прошло почти через всех судей Верховного суда Ингушетии. Почти все судьи отказывались вести дело, мотивируя отказ наличием родственников и знакомых среди потерпевших по делу. Стоит отметить, что прежде и М.Б. Имиев, и другие судьи участвовали в делах по нападению на Ингушетии, выносили приговоры и не упоминали этих обстоятельств. После того как почти все судьи ВС Ингушетии взяли самоотвод, дело принял к производству председатель республиканского ВС М.В. Задворнов.
14 апреля 2009 года на первом заседании под председательством Задворнова, которое проходило СИЗО г. Пятигорск (изолятор 26/2 "Белый лебедь"), судья постановил начать рассмотрение дела сначала – со стадии предварительных слушаний.
На выездном заседании суда в г. Пятигорск в апреле 2009 года государственный обвинитель попросил с учетом изменений в ст. 30 УПК РФ для дальнейшего рассмотрения уголовного дела назначить трех судей общей юрисдикции вместо коллегии присяжных (эта статья Уголовно-процессуального кодекса РФ регулирует рассмотрение уголовных дел коллегиально или судьей единолично). На заседании суда 3 июня адвокаты подсудимых заявили свое несогласие с ходатайством обвинения и попросили отложить заседание суда до 8 июня, чтобы сформулировать свою позицию. 17 июня 2009 года в г. Магас (Ингушетия) на очередном заседании ВС по "делу двенадцати" ходатайство обвинения о рассмотрении дела без участия присяжных заседателей было удовлетворено.
Позиция защиты заключалась в следующем. Не все 12 подсудимых обвиняются в терроризме, а значит, даже если принять во внимание новые поправки к УПК РФ, некоторые из них все равно имеют право на суд присяжных. Если им позволят воспользоваться этим правом, дела в отношении этих лиц придется выделить в отдельный процесс, а это еще больше отсрочит вынесение приговора.
Несмотря на обоснованность позиции защиты, председательствующий назначил новое судебное заседание на 8 июля 2009 года в составе трех судей ВС Ингушетии и продлил срок содержания подсудимых под стражей до 15 октября 2009 года.
Адвокаты подсудимых подали кассацию на это решение. 20 сентября 2009 года Верховный суд Российской Федерации рассмотрел жалобу. Выслушав доводы адвокатов Магомеда Гандарова и Мусы Хаматханова, суд оставили кассационную жалобу защитников без удовлетворения.
После этого ВС Ингушетии вновь направил дело в ВС РФ для определения подсудности в связи с отсутствием кворума в республиканском ВС (для этого и заявлялись отводы судьями ВС Ингушетии). 19 ноября 2009 года ВС РФ принял решение о передаче дела в Ставропольский краевой суд.
Как сообщал "Кавказский узел", родственники подсудимых не раз жаловались на жестокое обращение с задержанными. 29 сентября 2008 года они обратились с письменными заявлениями в офис Правозащитного Центра "Мемориал". Заявители были возмущены также тем, что судебный процесс необоснованно, на их взгляд, затягивается.
По этой же причине, в октябре 2008 года подсудимые объявили голодовку, которая была отменена через несколько дней, после смены руководства республики.
10 марта 2009 года родные фигурантов дела провели пикет у здания администрации Президента Ингушетии в Магасе. На следующий день Юнус-Бек Евкуров принял этих людей у себя и пообещал взять дело под особый контроль.
Защитой обвиняемых занимаются адвокаты ПЦ "Мемориал".