14:19 / 30.04.2010Цхинвал надеется на помощь МККК в поиске без вести пропавших граждан Южной Осетии

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Вчера, 29 апреля, на территории Грузии, прилегающей к границе Южной Осетии, в населенном пункте Кнолеви состоялась вторая встреча представителей Южной Осетии, Грузии и России под председательством Международного Комитета Красного Креста (МККК).

Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" заместитель полномочного представителя президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Мераб Чигоев, встреча была посвящена проблеме поиска без вести пропавших югоосетинских граждан.

"У югоосетинской стороны есть веские доказательства того, что семь граждан Южной Осетии, считающиеся без вести пропавшими, находились в руках силовых структур Грузии. В настоящий момент они либо содержатся в местах изоляции на территории Грузии, либо, что было бы крайне трагичным для нас, их уже нет в живых. В таком случае мы требуем, чтобы нам были переданы их тела", - сказал Чигоев.

По его словам, исходя из этого, югоосетинская сторона настаивает на том, чтобы судьба без вести пропавших граждан Южной Осетии была прояснена, и рассчитывает на поддержку Международного комитета красного креста. "У меня создалось впечатление, что МККК, будучи нейтральной организацией, не может открыто выражать свою позицию, но, тем не менее, понимает, что наша позиция верна и поддерживает нас", - отметил Чигоев.

Он сообщил, что на встрече также обсуждались вопросы организационного характера и вопросы, касающиеся документа, на основании которого бы существовал координационный механизм.

"Югоосетинская сторона внесла свои предложения по данному документу, так же, как и грузинская сторона. У МККК тоже был свой вариант. Российская сторона ранее не успела представить свой вариант, но они передали его вчера. На основании наших предложений и поправок, представленные всеми сторонами, организаторами встречи будет создан обобщенный документ и представлен всем сторонам для ознакомления. Мы рассчитываем, что к следующей встрече документ уже будет готов к подписанию", - рассказал Чигоев.

Вторая часть встречи была посвящена мониторингу и ситуации, связанной с пропавшими без вести гражданами Южной Осетии. В частности, специалист-антрополог, представитель МККК, представил вниманию ее участников лекцию по обнаружению, обработке останков и проведению соответствующих анализов для установления личности.

"Что касается судьбы без вести пропавших, к сожалению, особых подвижек пока нет. Мы не скрывали, что данные, которые мы собрали и будем еще собирать, будут переданы в том числе и МККК для дальнейшего расследования, но только в том случае, если соответствующий шаг будет и со стороны Грузии", - сказал Чигоев.

По его словам, в Цхинвале надеются, что до следующей встречи, которая состоится в июне текущего года, прояснится судьба граждан Южной Осетии, пропавших без вести. "Эта надежда основана на достаточно принципиальной позиции, которой придерживается МККК", - заключил заместитель полномочного представителя президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Мераб Чигоев.

Отметим, что в общей сложности Международный Комитет Красного Креста разыскивает 47 человек, которые числятся пропавшими без вести после российско-грузинского вооруженного конфликта в августе 2008 года, передает радио "Свобода".

Между тем Уполномоченный президента Южной Осетии по правам человека Давид Санакоев ранее отмечал, что на настоящий момент переговорный процесс об обмене "всех на всех" зашел в тупик, так как конфликтующие стороны по-разному интерпретируют это понятие и не могут прийти к одному знаменателю.

"Югоосетинская сторона намерена добиться освобождения не только тех, кого незаконно удерживают после грузинской агрессии, но и освобождения тех, которые находились в тюремном заключении еще до событий августа 2008 года. Власти Грузии в лице Гиви Таргамадзе (председатель комитета по обороне и безопасности - прим. корреспондента "Кавказского узла") обещали освободить задержанных до августовских событий. Но с недавних пор отказываются от своих обещаний", - сказал Санакоев.

"Что касается прав человека, то представители Международного комитета красного креста регулярно навещают заключенных граждан Грузии здесь, а также наших граждан в тюрьмах Грузии", - отметил он.

Напомним, что четверо граждан Южной Осетии были освобождены в Грузии 29-30 марта. Все они были задержаны ранее грузинскими силовыми структурами и обвинялись в различных преступлениях. Сами бывшие задержанные называют обвинения сфабрикованными.

Между тем заместитель министра иностранных дел Южной Осетии Алан Плиев назвал это освобождение граждан ЮО всего лишь пиар-акцией перед началом десятого раунда Женевских дискуссий.

В феврале этого года освобождения грузинской стороной троих граждан Российской Федерации добился верховный комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг, с помощью которого произошло уже несколько обменов задержанными.

Так, 19 декабря 2009 года Южная Осетия передала Грузии троих осужденных несовершеннолетних граждан Грузии - Левана Хмиадашвили, Виктора Бучукури и Георгия Арчвадзе. Освобожденные заключенные перешли на грузинскую сторону в сопровождении Хаммарберга и лидера партии "Свободная Грузия" Зураба Ногаидели.

А 2 декабря 2009 года грузинская сторона освободила пятерых граждан Южной Осетии: Ибрагима Лалиева, Лаврентия Казиева, Якова Техова, Павла Техова и Владимира Елоева. Передача заложников прошла на границе с Грузией и Южной Осетией, а в Цхинвал заложников доставили Томас Хаммарберг, посетивший 30 ноября Южную Осетию, а 1 декабря - Тбилиси, и Уполномоченный президента Южной Осетии по правам человека Давид Санакоев.

Автор:Мария Котаева