18:18 / 30.04.2010Эксперты в Ереване не считают серьезными попытки Ирана и Турции помочь в решении вопроса Карабаха

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Стремления как Тегерана, так и Анкары повысить свою роль в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта не оправдаются, а нынешний состав Минской группы ОБСЕ является оптимальным, считают эксперты и политологи в Армении.

Ранее, давая оценку предлагаемому Ираном посредничеству в урегулировании конфликта, заместитель директора научно-образовательного фонда "Нораванк" Севак Саруханян предупредил, что действия Ирана в карабахском вопросе создаст для Армении прецедент ввода в переговорный процесс Турции. "Армения не нуждается в посредничестве Ирана в вопросе карабахского конфликта", - считает эксперт.

О том, что Тегерану и Анкаре не удастся повысить свою роль в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, заявил и директор Армянского центра национальных и стратегических исследований Ричард Гирагосян.

Напомним, что в середине апреля этого года министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки предложил провести в Тегеране трехстороннюю встречу Иран-Армения-Азербайджан. По словам Моттаки, Иран готов стать посредником между Арменией и Азербайджаном в переговорном процессе по решению конфликта в Карабахе.   

С предложением о более активном включении Турции в работу Минской группы ОБСЕ в начале апреля выступил и официальный Баку. Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу заявил, что Турция разделяет позицию Баку, относящуюся к варианту урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. "Решение проблемы между Арменией и Азербайджаном и освобождение азербайджанских земель - одна из основных наших миссий",- сказал Ахмет Давутоглу. Пресс-секретарь МИД Турции Бурак Озюгергин в свою очередь заявил о том, что Турция является членом Минской группы и имеет право вмешиваться в карабахский конфликт.

Пресс-секретарь Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов назвал "смешными" попытки вовлечения Турции в институт сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

"Прежде, чем совать свой нос в карабахский конфликт, Турция лучше разрешила бы свои проблемы с членством в Евросоюзе, кипрский и курдский вопросы. Турция должна хорошо понимать, что ни Армения, ни Минская группа не позволят ей участвовать в процессе. Анкара с первого дня карабахского конфликта выражала пристрастное отношение: она оказала как военную, так и консалтинговую помощь Азербайджану. Мы против того, чтобы Турция была в составе сопредседателей и играла какую-либо роль в процессе урегулирования карабахского конфликта. Армянская сторона этого не позволит",- подчеркнул Шармазанов.

Минская группа, как таковая, не вправе вмешиваться в процесс урегулирования карабахского конфликта

"Возможность вовлечения Турции в Минскую группу исключена",- заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. Вместе с тем последний высоко оценил посредническую инициативу Ирана: "Мы ценим сбалансированный подход Ирана, проявляемый в вопросе карабахского урегулирования".

Председатель Исследовательского центра политического развития Ваан Диланян убежден, что Турция не имеет никакой правовой основы для того, чтобы быть посредником или вмешаться в карабахский конфликт. "Постоянными членами Минской группы ОБСЕ являются Беларусь, Германия, Италия, Финляндия, Турция, Армения, Азербайджан и три страны-сопредседателя: США, Россия и Франция. Однако, Минская группа как таковая не вправе вмешиваться в процесс урегулирования карабахского конфликта", - отметил эксперт.

По словам Диланяна, есть еще один юридический факт, согласно которому исключается участие Анкары в процессе урегулирования карабахского конфликта. По его мнению, таким фактом является блокада Турцией Армении в связи с нагорно-карабахским конфликтом. Политолог убежден, что блокада, начатая Турцией с 1993 года до сегодняшнего дня, свидетельствует о безоговорочной поддержке Анкары, оказываемой Азербайджану.

Комментируя в интервью корреспонденту "Кавказского узла" процедуру приобретения статуса посредника в переговорах по мирному урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, политический обозреватель информационного агентства "Ноян Тапан" Давид Петросян отметил: "Для того, чтобы страна стала посредником в урегулировании конфликта, нужно единогласное решение саммита ОБСЕ. Так как все решения ОБСЕ принимаются консенсусом, то есть посредник не может быть назначен или избран, в случае несогласия какой-либо страны, то, прежде всего, нужно согласие сторон конфликта, т.е. как минимум и официального Еревана".

Иран может выступить просто как страна посредник

Относительно того, у какой из стран в данном случае Турции или Ирана больше шансов стать посредником в процессе урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе и какие цели при этом преследуют Иран и Турция, аналитик заметил: "Поскольку Турция с помощью Азербайджана проявляет активность в якобы урегулировании этого конфликта и якобы Турция имеет какое-то специфическое влияние на Азербайджан, то Иран, естественно, как крупная региональная страна, примыкающая к этому региону и непосредственно граничащая с зоной конфликта, также имеет право участвовать в урегулировании".

Вместе с тем Давид Петросян исключил то, что Иран, как страна, не являющаяся членом ОБСЕ, может претендовать на роль посредника в рамках Минской группы ОБСЕ: "Иран может выступить просто как страна посредник в случае создания параллельного Минской группе регионального формата при участии в нем также России и Турции. Иран вообще против того, чтобы в урегулировании принимали участие внерегиональные силы".

По словам аналитика, посредничество Ирана уже один раз было принято конфликтующими сторонами в 1992 году, тогда же в Тегеране и был подписан соответствующий документ: "Однако этот документ через несколько дней после подписания фактически превратился в ненужную бумагу, потому что документ подписали, а реальные боевые действия никто не смог остановить. Армяне после подписания этого документа взяли Шуши и тем самым было продемонстрировано, что реальные возможности Ирана как посредника ограничены, по крайней мере, в военное время. Вот в дипломатическом формате может быть. Но реально на стороны конфликта Иран не имеет такого большого влияния".

Как заявил Д.Петросян, Турция, тоже не имеет достаточного влияния, но при этом еще и "занимает однобокую позицию". В этом плане Иран, по его словам, ведет более сбалансированную политику. "Иран всегда выступал сторонником мирного урегулирования конфликта, и его позиция всегда была куда более сбалансированной, нежели позиция Турции. У Ирана хорошие отношения и с Азербайджаном, и с Арменией, в отличие от Турции", - отметил эксперт.

Д.Петросян выразил убеждение, что нынешний формат сопредседателей МГ ОБСЕ является оптимальным в том плане, что Россия имеет наибольшее влияние на стороны конфликта. Стороны конфликта вооружены советским и российским оружием, получают боеприпасы советского или российского образца, что, по словам эксперта, является важным моментом. Кроме того, Россия имеет военную базу в Армении и такой стратегически важный военный объект в Азербайджане как Габалинскую радиолокационную станцию. "Хотя азербайджанцы заявляют, что на их территории нет каких-либо российских военных объектов, на самом деле, значение Габалинской РЛС стратегически выше, чем значение базы в Армении", - считает Д.Петросян.

Что касается других сопредседателей, то Д.Петросян отметил, что вполне логично, что посредником выступает самая могущественная страна - США, а также другой важный политический игрок Европейский Союз в лице Франции.

Справка: В мае 1994 года при посредничестве России Армения, Азербайджан и Нагорный Карабах подписали соглашение "О прекращении огня". Институт сопредседателей Минской группы ОБСЕ был учрежден по решению Будапештского саммита ОБСЕ. Мандат сопредседателей Минской группы был принят действующим председателем ОБСЕ 23 марта 1995 года. Сопредседателями Минской группы с 1997 года стали Россия, США и Франция. Постоянным представителем ОБСЕ в зоне конфликта, одной из главных функций которого выступает осуществление наблюдательной миссии за поддержанием режима прекращения огня, является Личный представитель действующего председателя ОБСЕ. 

Автор:Лилит Ованисян