20:50 / 30.04.2010Свидетели Иеговы Северной Осетии жалуются на незаконные прокурорские проверки

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Прокуратура Моздокского района Северной Осетии провела проверку религиозной организации Свидетелей Иеговы в Моздоке. Никаких документов, кроме удостоверений личности, проверяющими предъявлено не было. Председатель местной общины Свидетелей Иеговы заявляет о преследовании верующих в регионе.

«Проверку провела прокуратура Моздокского района РСО-Алания на основании предупреждения от 18.03.2010 года в адрес председателя Местной религиозной организации (МРО) Свидетелей Иеговы г. Моздока о недопустимости нарушений закона. В предупреждении прокуратура сослалась на жалобу гражданина Серебрякова А.В., с которым беседовали две женщины-Свидетели Иеговы», - сообщил корреспонденту «Кавказского узла» представитель Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России Григорий Мартынов.

17 марта 2010 года прокуратурой Моздокского района совместно с сотрудниками Центра по противодействую экстремизму МВД по РСО-Алания была проведена проверка с осмотром помещения, где проходят религиозные встречи Свидетелей Иеговы.

Конституционный суд РФ разъяснил, что противоправным деянием является лишь уголовно наказуемое деяние, то есть преступление. Следовательно, прокуратура уже до проверки МРО должна была располагать конкретными, предварительно подтвержденными и достоверными сведениями о том, что председатель Комитета МРО или кто-то из ее членов совершили или готовились совершить противоправные действия, что касается распространения печатных материалов, признанных экстремистскими, отмечает Мартынов.

"Но на момент выдачи предостережения прокуратура такими фактами нарушения закона со стороны председателя или членов МРО не располагала (не указаны дата, время, место, кто (Ф.И.О.), какими действиями, при каких обстоятельствах, какую норму закона нарушил и чем это подтверждается). Следовательно, прокурорская проверка МРО была проведена в нарушение статей 10 и 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», без предъявления прокуратурой фактов нарушения закона со стороны председателя или членов МРО», - отмечает представитель организации Свидетелей Иеговы в РФ.

Кроме этого, заявляет Мартынов, такой подход прокуратуры к деятельности МРО не соответствует принципу законности, изложенному в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, и конституционным целям и задачам органов прокуратуры РФ - осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов РФ.

«Сотрудники прокуратуры увидели один экземпляр книги «Чему на самом деле учит Библия» в помещении, где проходят религиозные встречи Свидетелей Иеговы. Был составлен акт об ее изъятии, где сотрудники прокуратуры указали, что Константин Тё - председатель МРО Свидетелей Иеговы в Моздоке - выдал ее добровольно, хотя он в том же акте указал, что не согласен с этой формулировкой, поскольку эта книга являлась личным экземпляром верующего и никакого отношения к МРО не имела. Книга была изъята», - рассказывает Мартынов.

Константин Тё, председатель общины Свидетелей Иеговы Моздока, заявил, что Свидетели Иеговы подвергаются преследованию в регионе.

В частности, 25 февраля 2009 года Прокуратура РСО-Алании обратилась в Верховный суд РСО-Алании с заявлением о ликвидации четырех местных религиозных организаций (МРО) Свидетелей Иеговы — во Владикавказе, Алагире, Моздоке и Беслане. В настоящее время Государственное учреждение Южный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции РФ проводит назначенную судом экспертизу публикаций.

"При этом в местных СМИ печатаются негативные статьи о Свидетелях Иеговы, например статья под названием «Секты и экстремизм - часто синонимы» в выпуске газеты «Северная Осетия» от 1 апреля 2010, № 55", - отмечает Мартынов.

В районной прокуратуре Моздока корреспонденту «Кавказского узла» сообщили, что информацию по указанному эпизоду в местной прокуратуре предоставить не могут, так как результаты проверки направлены в республиканскую прокуратуру.

В республиканской прокуратуре РСО-Алании корреспонденту «Кавказского узла» по телефону комментировать ситуацию отказались, предложив направить по факсу официальный запрос.

Минюст проверил деятельность Свидетелей Иеговы в Ростовской области

Григорий Мартынов также сообщил корреспонденту «Кавказского узла», что начиная с декабря 2009 года, после решения Верховного суда РФ, подтвердившего ликвидацию общины Свидетелей Иеговы в Таганроге, Главное управление Министерства юстиции по Ростовской области осуществляет проверки, как правило внеплановые, документальные либо выездные, местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы на предмет соответствия деятельности верующих уставным целям и задачам за период с 2007г.

Так, в конце декабря 2009 г. Минюст направил МРО Свидетелей Иеговы Волгодонска уведомление о проведении проверки, требуя предоставить документы к 14.12.2009 г. Сведения были предоставлены председателем местной общины Свидетелей Шейкиным С.В. в установленный срок. Минюст обратился с запросами о проверке данной информации в УВД по Волгодонску и городскую прокуратуру.

11 февраля 2010 года в отношении Шейкина был составлен протокол об административном правонарушении. Минюст счел, что он предоставил недостоверные данные. В частности, в письменных и устных объяснениях Шейкин сообщил, что местная община не распространяет религиозную литературу, но в Минюсте указали на то, что данные УВД по Волгодонску говорят об обратном.

Любой гражданин вправе распространять печатные публикации по своей личной инициативе.

В августе 2008 г. правоохранители провели оперативный эксперимент, в ходе которого выявили, что некоторые граждане распространяли религиозную литературу. В феврале этого года Минюст сослался на результаты эксперимента полуторагодичной давности, указывая, что его результаты расходятся с объяснениями Шейкина.

9 марта 2010 г., однако, мировой судья пришел к выводу о том, что верующие, хотя и являлись Свидетелями Иеговы, распространяли литературу от своего имени, а не как члены религиозной организации.

Сами же Свидетели указывают на то, что, в соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, «любой гражданин вправе распространять печатные публикации по своей личной инициативе, не принадлежа при этом к какой либо организации», говорит Григорий Мартынов.

В марте в РФ Свидетели Иеговы 33 раза доставлялись в милицию

По данным Управленческого центра Свидетелей Иеговы в РФ, к настоящему моменту известно о том, что только в марте 2010 года в той или иной форме был нарушен порядок проведения 14 богослужебных встреч Свидетелей Иеговы. Имели место 33 доставления верующих в милицию, не считая множества вызовов повестками, из них 15 сопровождались досмотром сумок и карманов. В 27 случаях силовики препятствовали законной проповеднической деятельности.

«Пришли сообщения о 13 случаях вторжения сотрудников милиции в жилища верующих, 10 обысках в квартирах. Зафиксированы факты проявления вандализма и дискриминации по отношению к людям, вся вина которых - религиозные убеждения. Как видно, всплеск подобных проявлений наблюдается после решения Ростовского областного суда от 11 сентября 2009 года», - рассказывает Григорий Мартынов.

Напомним, что 11 сентября 2009 года Ростовский облсуд постановил признать местную религиозную организацию Свидетелей Иеговы «Таганрог» экстремистской и ликвидировать ее, а также запретить религиозную деятельность Свидетелей Иеговы в Неклиновском и Матвеево-Курганском районах Ростовской области. Экстремистскими признаны 34  публикации Свидетелей Иеговы. Суд также определил обратить имущество МРО Свидетелей Иеговы «Таганрог» в собственность Российской Федерации.

Суды были инициированы прокуратурой Ростовской области, которая заявила, что местные Свидетели Иеговы "навязывают свои религиозные убеждения в общественных местах, пропагандируют исключительность и превосходство вероучений над всеми другими", а также "призывают отказываться от выполнения гражданского долга, не голосовать на выборах и не проходить службу в армии".

8 декабря Верховный суд РФ отклонил жалобу таганрогской общины на решение ростовского суда, признав экстремистскими ряд изданий этой организации. А 27 января 2010 года 18 изданий Свидетелей Иеговы признал экстремистскими Верховный суд Алтая. В марте 2010 г. эти 18 публикаций были внесены в Федеральный список экстремистских материалов.

Роскомнадзор запретил распространение периодики Свидетелей Иеговы

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) приказом от 26 апреля 2010 года аннулировала разрешение на распространение на территории России периодики Свидетелей Иеговы — журналов «Пробудись!» и «Сторожевая башня» - выданное 24 июля 1997 года Госкомитетом РФ по печати.

Как заявил корреспонденту «Кавказского узла» глава пресс-службы Роскомнадзора Михаил Воробьев, основанием для приказа стали решения российских судов по признанию материалов экстремистскими. Воробьев также сообщил, что в Управленческий центр Свидетелей Иеговы в РФ направлено соответствующее уведомление о данном решении.

Решение, о котором мы сегодня узнали, просто шокирует.

Свидетели Иеговы намерены обжаловать решение Роскомнадзора о запрете на распространение их периодики сразу после получения официального текста приказа.

«Решение, о котором мы сегодня узнали, просто шокирует. Верховные суды РФ и Республики Алтай признали лишь ряд выпусков наших журналов экстремистскими, с чем мы, конечно, не согласны. В любом случае, в данных судебных постановлениях ничего не говорится о других выпусках этих изданий. Следовательно, не было никаких законных оснований запрещать их распространение на территории России. Кроме того, в решении Роскомнадзора неверно указано как название нашего журнала "Пробудитесь!", так и имя Бога, входящее в состав наименования нашей организации», - заявил по поводу решения председатель руководящего комитета Управленческого центра Свидетелей Иеговы в РФ Василий Калин.

Адвокат В.Женков, представлявший интересы Управленческого центра СИ на процессе о ликвидации общины верующих в Ростовской области, напомнил, что в своем определении от 8 декабря 2009 года Верховный суд РФ указал, что права Управленческого центра решением Ростовского областного суда не затронуты. «В то же время именно на основании этого решения Роскомнадзор лишил Управленческий центр права распространять указанные периодические издания», - говорит адвокат.

Силовики вольно трактуют закон об экстремизме, считают правозащитники

По мнению экспертов информационно-аналитического центра СОВА, правозащитники, журналисты и представители "нетитульных" религиозных организаций в России все чаще становятся жертвами неправомерного применения к ним антиэкстремистского законодательства. Об этом говорится в представленном 18 марта в Москве докладе, содержащем данные, свидетельствующие о расширении кампании по ограничению свободы совести с использованием так называемых "антиэкстремистских инструментов", сообщает Радио «Свобода».

«В то время как одни успешно ловят группировки, которые совершают тяжелые насильственные преступления, другие отрабатывают, так сказать, иные направления антиэкстремистского законодательства. Существует такая бюрократическая инерция, что ли: если есть отчетность по применению этого законодательства, значит эта отчетность должна нарастать или, по крайней мере, не убывать. Легкий способ пополнять эту отчетность - например, взяться за Свидетелей Иеговы", - говорит директор центра СОВА Александр Верховский.

Понятие "экстремизм" до сих пор не имеет четкого правового определения и поэтому иногда допускает излишне вольное трактование, отмечает замдиректора центра СОВА Галина Кожевникова.

Член Общественной палаты России, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод считает, что законодателям следует отказаться от такого определения, как экстремизм, и оперировать другой терминологией: «В международно-правовых нормах действуют другие понятия: "расизм", "дискриминация", "антисемитизм", "ксенофобия", "исламофобия" и так далее».

РФ уже второй год находится в списке "особого внимания" Специальной комиссии при правительстве США по международной религиозной свободе (USCIRF), отмечает со ссылкой на Associated Press портал "Богослов.ru". В этот список попадают государства, в которых, по мнению Комиссии, систематически допускаются вопиющие нарушения свободы вероисповедания.

Как говорится в тексте доклада USCIRF, Россия включена в список в виду "участившихся случаев нарушения официальными властями свобод будто бы "нетрадиционных" религиозных объединений и мусульманского населения", которые стали возможными из-за "правительственных интерпретаций [...] ряда российских законов о религиозных и неправительственных организациях и об экстремизме".

Помимо России, в "список особого внимания" за 2009 год попали Афганистан, Белоруссия, Египет, Индия, Индонезия, Куба, Лаос, Сомали, Таджикистан, Турция и Венесуэла.

Автор:Дмитрий Флорин
30.04.2010 в 21:23dzutsev
К сожалению, меня эти нападки на Свидетелей Иеговы в Северной Осетии не удивляют. В свое время представитель ФСБ Северной Осетии просил меня написать про них какие они плохие. Я так и не понял в чем ФСБ их обвиняла, но у меня сложилось впечатление, что ФСБ не нравилось, что они не могли их контролировать. А если ФСБ не может так или иначе контролировать/получать оттуда какие-то сведения, то все они бесятся и начинают изобретать способы давления. Так что это конечно не прокуратура, это ФСБ стоит за наездом.
30.04.2010 в 23:15Юсуф Бахтин
Материал вызвал очень противоречивые чувства. С одной стороны, никто не должен преследоваться, вызываться в милицию, досматриваться за свои религиозное убеждения. С другой стороны, Свидетели далеко не безобидны - они навязчивы, в любую минуту могут вломиться в твой дом, пристают на улицах. Количество Свидетелей среди представителей кавказских народов - в Адыгее, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии- растет с потрясающей быстротой, в Свидетели уходят целыми семьями, чем не может похвастаться ни одна из традиционных религий региона - ни православие, ни ислам. Свидетели обладают колоссальной силой , которая видоизменяет традиционную кавказскую идентичность, полностью ее нейтрализуя. Она переформатирует этническое сознание настолько, что человек изменяется до неузнаваемости. Непонятно также, на какие средства так быстро строятся по всему Северному Кавказу Залы царств, если сами Свидетели говорят, что в общине нет денежных взносов. И еще - на различных конференциях, где осуждаются Свидетели и их деятельность, часто стороной обвинения является РПЦ. Но и к РПЦ можно предъявить массу претензий, она давно уже стала государством в государстве. Возможно, силовики стали инструментом борьбы с конкурентами?
01.05.2010 в 02:09julesweb
Юсуф Бахтин, противоречивые чувства и мысли, тем более выраженные во всеуслышание, обычно говорят об искренности и свободе мышления, а потому заинтересовал Ваш комментарий, и хотелось бы понять конкретнее: 1. Что Вы включаете в понятие традиционной кавказской идентичности? 2. Каким образом, за счет чего ее, с Вашей точки зрения, видоизменяют Свидетели и в чем именно выражаются изменения? 3. Она переформирует этническое сознание - в какое?
01.05.2010 в 01:47arturmed
Хочу сказать: Что Свидетели Иеговы никого не заставляют верить в то что верят они. Они не навязчивы как говорит Юсуф Бахтин, более того они не вламываются никому в дом, они не ОМОН! Они не пристают на улицах. Они изменяются до неузнаваемости! Уважаемый Юсуф Вы хороший человек и как хорошему человеку я скажу, Свидетели Иеговы порядочные, честные и сочувствующие люди. Конечно люди грешные - а для грешных людей Свидетели Иеговы просто находка! Залы Царства строятся на добровольные пожертвования, а пожертвования и взносы - это разные вещи. Я как юрист Вам скажу и посоветую прочитать статьи Гражданского Кодекса, статью Пожертвования и взносы на организацию какого-либо дела на территории РФ! В отличии от взносов, пожертвования не определяют какую-либо твёрдо установленную сумму. Таким образом организация финансируется. Вы же должны платить коммунальные за Ваше жильё? Вы зарабатываете. А организация, для того чтобы существовать, пользуется пожертвованиями. Миром правит Сатана - он настолько жесток, что Вы не можете себе просто представить! За нападками на самом деле стоит именно он. Более того он вообще не заинтересован в Вашем благополучии, а Свидетели приходят, в частности ко мне - я всегда встречаю их с улыбкой. Наши 70 лет - это так мало, чтобы не слушать истину о том, что очень скоро люди будут жить вечно! Только Сатана этого не хочет. Уважаемый Юсуф! Вы хороший человек, не дайте Сатане обмануть себя!
05.05.2010 в 20:23Юсуф Бахтин
julesweb , извините, что отвечаю не сразу). Трудно свести к одному знаменателю понятие "кавказская идентичность", "кавказскость", но можно сказать, что это такая форма сознания народов Кавказа, для которой характерно прежде всего понимание своей принадлежности к "кавказскому миру". Представление об особом географическом положении Кавказа, о единой среде обитания (горы-предгорья-равнины) занимает важное место в кавказской идентичности. Большую роль в сознании народов Кавказа также играет их историческая взаимосвязанность не только через военные, торговые контакты и брачные связи, но и через целую систему искусственного родства в виде аталычества, куначества, побратимства и т.д. Такие связи и отношения формируют единые внешние особенности кавказских культур - традицию гостеприимства, очень ритуальное поведение, социальную градацию "старший-младший", преобладание "мужского мира" над женским. Хотя, будем откровенны, именно эти особенности в первую очередь сейчас подвержены эрозии и модернизации). Некоторые народы Кавказа (адыги и абхазы, балкарцы и карачаевцы, чеченцы и ингуши) также связаны между собой и этногенетически, и осознание этой связи присутствует в настоящем, а не в прошлом. Наконец, для кавказской идентичности важны переживания по поводу драматических событий прошлого (Кавказская война, депортации в годы ВОВ и т.д.), которые также присутствуют в сознании не как "вчера", а как "сейчас". Я не знаю, за счет каких техник и какого адресного воздействия Свидетели переформатируют сознание кавказских неофитов, но могу сказать - хотя, возможно, мое мнение субъективно и категорично - что значение всех этих взаимосвязей для Свидетелей в их системе ценностей равно нулю. Особенно это проявляется в отсутствии интереса к современным проблемам, порожденным историческим прошлым, отсутствии активной гражданской позиции. Зачем об этом думать, сказал мне один Свидетель-ингуш, это же порождает в человеке зло и недобрые мысли? Вместо этого предлагается идея построения идеального "Города Солнца", где все будут счастливы, добры и снисходительны друг к другу.