ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
"Дайте нам публичную информацию!" - с этим требованием, размещенным на первой странице, 3 мая, вышли 15 региональных и одна центральная газета Грузии. Таким образом издания отметили Международный день свободы прессы. Журналисты этих газет разработали текст совместного заявления, в котором подчеркивается, что самой острой проблемой для региональных журналистов является доступ к публичной информации.
Напомним, что несколько дней назад международная организация Freedom House распространила отчет, согласно которому Грузия, занимая 126-е место, все еще находится в категории частично свободных стран. Среди факторов, способствующих этому, названо существующее в стране давление на СМИ.
Журналисты в Грузии заявляют о давлении
Один из инициаторов необычной формы протеста грузинских журналистов, редактор региональной газеты "Тависупали ситква"-"Свободное слово" (Поти) Элисо Джанашия наиболее труднодоступными ведомствами называет силовые структуры.
“Они прямо отказываются. Мы часто обращаемся в суд. Но часто проигрываем процессы. Для нашей газеты это не ново, но то, что происходит, выходит за рамки. Когда мы пишем критическую статью, они вообще не выходят на контакт. Вице-мэр прямо сказал, что для "Тависупали ситква" не дает комментарии. Прямо заявил и наш мэр, Вано Сагинадзе,” - рассказала Джанашия радиостанции "Эхо Кавказа".
Однако доступ к публичной информации - это не единственная проблема, существующая у журналистов в Грузии. Угрозы и факты насилия со стороны представителей местных административных или силовых органов также мешают журналистам в процессе профессиональной деятельности. Несколько случаев было зафиксировано и в последнем докладе омбудсмена Грузии.
Среди них и факт избиения Зугдидских журналистов, Наны Пажавы и Ильи Чачибаи. Инцидент произошел 31 декабря 2009 года во время последнего визита президента Саакашвили в Зугдиди. Сначала избили журналиста Илью Чачибаю, который вместе с другими журналистами снимал на видеокамеру президента, когда тот катался на катке, упал и ушиб ногу. После этого Чачибая вместе с Наной Пажавой последовали за президентским кортежем к зданию краевой полиции. По словам Наны Пажавы, перед зданием стояли как сотрудники полиции, так и люди из личной и государственной охраны президента.
“Как только я включила камеру, пытаясь получить комментарий от гамгебели (главы местной администрации в Грузии - прим. "Кавказского узла") Кобалии, около 30 человек напали на меня, пытаясь отнять камеру, а один из личной охраны президента дал приказ арестовать меня за якобы попытку снимать государственную тайну. Я во весь голос кричала, что я не снимала ничего антигосударственного. Они силой отобрали и разбили камеру ”, - говорит Нана Пажава.
По ее словам, инцидент завершился тем, что она и ее коллега Илья Чачибая новогоднюю ночь провели в отделении полиции. Расследование продолжается и сегодня. Однако журналистка уверена, что виновников так и не накажут.
Расследования фактов нарушения прав журналистов требует в Грузии и неправительственная организация "42-я статья конституции". Организация, опираясь на отчеты как местных, так и международных организаций, провела исследование положения свободы слова в стране. По словам руководителя "42-й статьи конституции" Мананы Кобахидзе, после "Революции роз" ситуация в стране ухудшилась.
“Выяснилось, что состояние очень тяжелое, выяснилось, что увеличилось количество нарушений прав журналистов. Увеличилось количество фактов вмешательства правительственных структур в работу журналистов. Также факты издевательства и оскорбления журналистов. Ни один такой факт не вызвал адекватного реагирования со стороны прокуратуры. То есть синдром безнаказанности у нас как практика в стране”, - говорит Кобахидзе.
Не все журналисты считают, что ситуация со свободой слова в Грузии сложная
Мамука Пачуашвили, издатель грузинской газеты "24 саати" и член совета попечителей Общественного вещателя Грузии (ОВГ), считает, что СМИ в Грузии абсолютно свободны.
"В Грузии каждый человек может издать газету и открыто критиковать власть. Среди телеканалов у нас разнообразие, есть несколько каналов, которые открыто и активно выражают враждебное отношение к правительству. Что касается Общественного вещателя Грузии, то он открыт для всех. Представители любой партии или группы могут придти к нам и получить слово в эфире. Это подтверждают политические ток-шоу, куда приглашают как представителей власти, так и оппозиции", - заявил в интервью Русской службе "Голоса Америки" Мамука Пачуашвили.
"Что касается низкого рейтинга ОВГ, то мы ведь не коммерческое телевидение, соответственно, наш рейтинг будет всегда небольшим. Естественно, проблема еще и в том, что политические взгляды населения Грузии поляризованы. Возможно, из-за того, что мы предоставляем сбалансированную, а не радикальную информацию, и не выражаем интересы какой-либо одной группы, - это меньше привлекает население, что сказывается на рейтинге", - продолжал Пачуашвили.
Все обвинения по поводу того, что в Грузии нет свободы слова президент страны Михаил Саакашвили называет чушью. Такое заявление он сделал 27 апреля на ежегодной глобальной конференции в Институте Милкена в Лос-Анджелесе (США). "Это (обвинения) делается для наивных иностранцев. Это клише, которое хорошо продается", - заявил Саакашвили.
Саакашвили также заявил, что в Грузии есть телеканалы, которые настроены к правительству "более-менее с симпатией". "Но также есть телеканалы, которые выступают против властей, они ненавидят правительство. Но даже из тех каналов, которые настроены с симпатией к правительству, это менее характерно, чем симпатии CNN к Демократической партии (США). Что касается печатных СМИ, их 95% против правительства, в Грузии говорят обо всем, табуированных тем не существует", - подчеркнул Михаил Саакашвили.
Эксперт: в Грузии есть ориентированные на качественную журналистику СМИ, но они погоды не делают
Если отождествлять несвободу прессы с наличием цензуры, возмущение Саакашвили можно понять, считает Гия Нодия, директор Кавказского института мира и демократии, статью которого публикует сайт "Эхо Кавказа". Эксперт отмечает, что программа двух телевизионных каналов "Маэстро" и "Кавкасиа" состоит в основном из ток-шоу, где большинство гостей обвиняет власти "во всех представимых и непредставимых грехах".
"Недавно второй общественный канал перешел на программы типа американского C-Span, где самые радикальные оппозиционеры могут выступать без всяких ограничений. Подавляющее большинство газет настроены крайне оппозиционно (хотя примерно половина населения их не читает). На критике правительства специализируется немало радиоканалов. Ограничений на доступ к Интернету нет (если не считать краткого периода после августовской войны 2008 года, когда был закрыт доступ к российским сайтам). Какая же тут несвобода?", - отмечает Нодия.
Но у критиков тоже веские аргументы, считает эксперт. Упомянутые телерупоры оппозиции "Маэстро" и "Кавкасиа" вещают только на столицу – Тбилиси. Всю страну покрывают три канала: частные – "Рустави-2" и "Имеди", а также Первый Канал Общественного телевидения, новостные программы которых явно проправительственные по содержанию и направленности.
"Если Первый Канал все же регулярно приглашает представителей оппозиции на политические дебаты, то наиболее рейтинговые "Рустави-2" и "Имеди" показывают такие дебаты лишь время от времени. По влиянию на умы обывателя, всем остальным СМИ вместе взятым трудно конкурировать с тремя национальными каналами", - пишет Нодия.
Он приводит мнение критиков, согласно которым, указанные каналы не просто симпатизируют властям, но фактически управляются ими. В этом смысле, считает эксперт, особенно болезненным оказался скандал с так называемой "моделированной хроникой", показанной "Имеди" 13 марта, который укрепил представление о том, что власти прямо влияют на редакционную политику ведущих телекомпаний.
Нодия приводит и другие существуют претензии: недостаточная независимость национальной комиссии телекоммуникаций, которая принимает много ответственных решений, касающихся вещания, непрозрачность в вопросе владельцев телекомпаний (как пример приводится то, что компания, контролирующая "Рустави-2", зарегистрирована в оффшорной зоне и о ее владельцах ничего не известно), задержки и отказы в выдаче публичной информации государственными службами и так далее. "Все это важно, но общая репутация "частичной свободы" определяется именно откровенно проправительственной политикой национальных телеканалов", - подчеркивает Нодия.
Пока "Имеди" был оппозиционным, считает эксперт, баланс сохранялся. Именно закрытие "Имеди" по обвинению в подготовке государственного переворота и его переход в руки друзей правительства особенно сильно подорвали демократическую репутацию Грузии, отмечает Гия Нодия.
Однако ориентация лишь на баланс пристрастий сама по себе порочна, уверен эксперт, подчеркивающий, что не менее важен дефицит СМИ, ориентированных на качество, т. е. соблюдающих профессиональные стандарты, четко отделяющих анализ и мнения от фиксации фактов, не отождествляющих "анализ" с компиляцией слухов и заговоров. Он отмечает, что такие передачи и издания в Грузии тоже есть. "Например, в последние месяцы появились еженедельные журналы "Либерали" и "Табула", соответственно лево- и право-либерального направления, которые ориентированы на качественную журналистику. Но они пока погоды не делают", - считает эксперт.
Как сообщал "Кавказский узел", о прогрессе в области СМИ в Грузии говорится в опубликованном докладе еще одной международной организации "Репортеры без границ". В нем Грузия, перешагнув через 39 позиций, заняла 81-е место. Согласно отчету, это единственная страна на всем постсоветском пространстве, где ситуация в плане свободы слова не ухудшилась, а наоборот, улучшилась.
Вместе с тем, по мнению участников двухдневной международной региональной конференции, посвященной свободе СМИ в Грузии, Азербайджане, Армении, Молдове и Украине, состоявшейся 15-16 апреля в Тбилиси, в проблемах в сфере средств массовой информации в странах Закавказья и в постсоветских странах в целом много общего. На конференции обсуждались проблемы обеспечения безопасности и защиты журналистов, угрозы свободе выражения мнений и перспективы развития современных технологий. По словам участников конференции, несмотря на проводимые в Грузии реформы, страна еще многое должна сделать с точки зрения свободы СМИ.