ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Государственный комитет по экологии и природопользованию приостановил работу Общества с ограниченной ответственностью "Ткуарчал-уголь", созданного на базе угледобывающего предприятия "Тамсаш", занимающегося добычей угля в горах Ткуарчала.
Напомним, что 3 мая жители нескольких сел Очамчирского района, расположенных вдоль русла реки Аалдзга, блокировали железную дорогу и не пропустили в город Очамчира 13 вагонов с углем. Недовольство жителей вызвало сильное загрязнение реки Аалдзга из-за открытого способа добычи угля. Собравшиеся - до 100 человек - потребовали от компании "Ткуарчал-уголь" прекратить загрязнение реки, а от властей - отреагировать на происходящее.
Вдоль русла Аалдзги расположено несколько крупных сел, в которых проживают более 15 тысяч человек. Практически все они испытывают на себе негативные последствия разработки угля: река, в которой несколько лет назад можно было ловить рыбу, в последние годы стала мутной и покрылась маслянистой пленкой.
"Мы не против добычи угля, пускай хоть золото добывают, но пускай не загрязняют нашу реку, в которой купались, а теперь не могут наши дети, - говорит пожилой житель села Баслаху Очамчирского района. - Летом, когда везде водоемы высыхают, скот спускается к реке на водопой, но и это стало невозможным, потому что пить такую воду не может даже скотина. А без воды нет жизни ни у кого".
"Если добыча угля не будет вредить нашей экологии, и река, наконец, очистится, мы не против работы угледобывающего предприятия, поскольку понимаем, что с закрытием этой фирмы без работы останутся многие жители Ткуарчала, где и так нет никакой работы", - говорили жители сел.
Недовольство в связи с загрязнением реки выражают и жители города Очамчира. Этот город, расположенный на берегу моря, вполне может принимать отдыхающих. Прошлым летом, впервые за послевоенные 16 лет, в Очамчире было большое количество отдыхающих. Однако море в этом городе также загрязняется в связи с тем, что в него впадает Аалдзга.
"Единственное, что мы просим, - сделать Аалдзгу и наше море чистыми. А пока мы видим только, что и река, и море загрязняются в результате угледобычи", - говорит житель Очамчиры Пантик Зарандия.
Горожане неоднократно жаловались на загрязнение Черного моря из-за деятельности угледобывающей фирмы. Они еще в прошлом году предупреждали, что если ситуация не изменится, они не дадут вывозить уголь.
Люди на встрече с прибывшими к ним на встречу представителями правительства выразили возмущение по поводу сбрасываемых в реку отвалов пустой породы, что привело к сильному загрязнению воды.
Вице-премьер правительства Абхазии Даур Тарба подчеркнул, что жители сел правильно подняли проблему. "Живя у берега реки и не имея возможности использовать эту воду, трудно жить", - сказал он.
Главный эколог Абхазии Роман Дбар отметил, что сегодня в республике другая экономическая ситуация, нежели в 2002 году, когда угледобывающая компания приступила к работе в горах Ткуарчала.
"Сегодня можно где-то маневрировать, а в 2002 году никакого маневра не существовало, и поэтому было принято решение возродить хотя бы одно предприятие в Ткуарчале. Это сегодня мы можем строить планы на год, на пять, на десять лет, а в 2002 году на две недели нельзя было планировать. Кто знал, что будет через две недели? Поэтому ситуация была сложная, и принимались такие решения. Сегодня принято решение приостановить работу предприятия", - сказал Роман Дбар.
По его словам, сложилась критическая ситуация: Очамчира хочет жить как курортный город, но не может, потому что вода загрязнена, страдают села, расположенные вдоль реки Аалдзга. С другой стороны, отметил Дбар, необходимо найти экономический способ, который позволит удержать Ткуарчал как город, не дать ему разрушиться и не допустить отъезда людей оттуда из-за отсутствия работы.
Как сообщила министр экономики Абхазии Кристина Озган, за последние два года не удалось капитально решить вопрос очистных сооружений, но какая-то схема, по которой в определенной степени минимизировали выброс отходов угля в воду, все же работала. "Но возникли другие вопросы инженерного плана по освоению непосредственно самого участка месторождения, - сказала она на встрече с жителями сел Очамчирского района. - Меры, предпринятые в свое время фирмой "Тамсаш", оказались неэффективными. Перед ними стоит задача решить этот вопрос в ближайшие сроки".
По словам Кристины Озган, в течение этого месяца фирма должна представить на согласование соответствующих служб проект, где будут четко определены конкретные инженерные решения не только по очистным сооружениям, но и по отвалам пустой породы. "Если до конца этого года организация не урегулирует все вопросы, связанные с экологией, мы в одностороннем порядке без судебных разбирательств расторгаем с ними договор", - заявила министр экономики.
Работники шахты: Если добыча угля прекратится, многие уедут из города
Отметим, что некогда индустриальный центр Абхазии сегодня Ткуарчал практически вымирает. Здесь нет работающих предприятий, за исключением угледобывающего. До грузино-абхазскойго конфликта 1992-93 годов здесь работал ряд крупных заводов, в том числе филиалы российских оборонных предприятий.
Сегодня в городе проживает не более 2000 человек из 15 000 довоенного населения Ткуарчала. В результате бомбежек многие предприятия во время войны были разрушены и не восстановлены по сей день. Жители города вынуждены были уехать из Ткуарчала в другие города и районы Абхазии в поисках работы.
В настоящее время на шахте работают более 300 местных жителей. Это люди, которые живут в районе, пока есть, где работать. Если не будет такого вида производства, многие выедут из города. По словам тракториста Расима Берзения, если добыча угля прекратится, многие в городе останутся без работы и средств к существованию.
Сотрудник "Ткуарчалугля" Давид Мания считает преступлением, если предприятие будет закрыто и люди будут оставлены без работы. По его словам, необходимо принять компромиссное решение, поскольку жители сел, расположенных вдоль русла реки Аалдзга, тоже правы, поскольку на самом деле нарушены нормы экологии. "Проблему должны решать руководство республики и фирмы, а народ не должен страдать", - считает Мания.
Как сообщил журналистам генеральный директор ООО "Ткуарчалуголь" Тайфун Ардзинба, он разделяет озабоченность жителей очамчирских сел и в то же время считает невозможным в одночасье решить проблему очистных сооружений. "Восемь лет мы работаем в Ткуарчале, и вопрос экологической безопасности никогда не снимался с повестки дня. Мы поэтапно решаем этот вопрос, - сказал Ардзинба. - Закуплено итальянское оборудование стоимостью 650 тысяч долларов, которое к концу мая, как и было оговорено при продлении в декабре прошлого года нашего договора с правительством на 10 лет, будет доставлено в Абхазию. Это снимет часть проблем. Остальные проблемы, по договору с правительством, мы обязались решить к декабрю этого года".
Бессмысленно парализовать работу железной дороги до очистки реки Аалдзга. Необходимо понять, что все существующие проблемы возможно решить только поэтапно.
По словам Тайфуна Ардзинбы, 7 мая на место угледобычи поднимется комиссия, в состав которой включены представители и очамчирской администрации, и сел, расположенных вдоль Аалдзги. "Мы поднимемся на карьер, покажем все, объясним суть проблемы. В то же время, простаивая, предприятие несет огромные убытки, 300 человек отпущены домой без работы, и это неправильно", - сказал гендиректор ООО "Ткуарчалуголь". По его словам, фирма не успевает выполнить плановые обязательства.
В мае компания должна была вывезти 25 тысяч тонн угля. Фирмой же добыто на сегодняшний день 5 тысяч тонн, в Очамчиру доставлено 3 тысячи тонн, остальное необходимо доставить из карьера на погрузку.
Ежедневно можно спустить с гор не более 700-800 тонн угля. Поскольку производство остановлено, то нет гарантии того, что фирма успеет вывезти необходимое количество угля. "В результате пострадает бюджет, и решить остальные проблемы тоже представляется невозможным. Тем самым проблема очистки реки тоже не решится", - сказал Ардзинба.
По его словам, река в любом случае сразу не очистится, если даже предприятие 2 года не будет работать. "Поэтому бессмысленно парализовать работу железной дороги до очистки реки Аалдзга. Необходимо понять, что все существующие проблемы возможно решить только поэтапно", - отметил директор фирмы.
К решению проблемы присоединились депутаты Абхазии
Для того, чтобы встретиться с руководством района и угледобывающей фирмы и детально разобраться в сложившейся ситуации, 5 мая в Ткуарчале побывали депутаты парламента Абхазии Даур Аршба, Александр Ченгелия, Таали Хватыш, Сенер Гогуа, Юрий Зухба. На встрече также присутствовали представители ткуарчальской общественности, ветераны Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 годов.
Глава районной администрации Тимур Гогуа отметил, что в связи с угледобычей возникли вопросы экологической безопасности, но у всех одна цель - сделать так, чтобы предприятие работало, но с соблюдением всех экологических норм. Важно, по его словам, чтобы у людей была работа.
Ветеран войны, житель города Нодар Какубава подчеркнул, что руководитель предприятия - потомок абхазских махаджиров Тайфун Ардзинба - впервые посетил свою историческую родину в 20 лет, встав на ее защиту с оружием в руках в 1992 году и, будучи дважды раненым, прошел всю войну.
"Благодаря ему, сегодня в Ткуарчале есть какие-то рабочие места. Если на производстве занято 400 человек, то за счет угледобычи живут их семьи, работают магазины, рынок. Периодически глава компании оказывает материальную помощь людям, обращающимся к ним. Компания за свой счет отремонтировала участок железной дороги, очистила дно моря в очамчирском порту. Мне стыдно, что возникла такая ситуация и недопонимание между жителями Ткуарчала и сел Очамчирского района", - сказал Какубава.
Жителей сел можно понять, но пускай дадут возможность фирме установить это оборудование, которое закуплено. Здесь проблему надо решать всем вместе.
Подчеркнув, что он не выступает в роли защитника фирмы, Какубава вместе с тем отметил, что лишь в этом году у предприятия появилась возможность закупить очистные сооружения для последующей установки. "Это невозможно сделать в одночасье. И жителей сел можно понять, но пускай дадут возможность фирме установить это оборудование, которое закуплено. Здесь проблему надо решать всем вместе", - сказал Какубава.
По словам заместителя главы администрации Ткуарчала Зураба Аргунии, "Ткуарчалуголь" не турецкая, а абхазская фирма и возглавляет ее ветеран войны. В 2009 и первом квартале 2010 года фирмой в бюджет района было перечислено 43 млн. рублей, которые идут на зарплату учителям, медработникам и многим другим работникам бюджетной сферы.
"На предприятии работают те, кто не бросил свой город и фактически живет за счет этой работы. Если у фирмы раньше из-за ряда объективных причин было меньше возможностей решать вопросы экологического характера, то сегодня вопрос решается поэтапно", - сказал Аргуния.
Герой Абхазии Отар Ломия считает, что, если людям нормально объяснить, в чем причина, и что проблема решается, они поймут. Он также считает, что все должны думать о том, чтобы Ткуарчал продолжал жить и существовать, пережив такую блокаду.
"Никто не отрицает существование экологических проблем. Но они разве восемь лет назад возникли? В советские времена ситуация была намного хуже, и почему-то об этом сегодня все забыли. Разве была тогда чистой река и море в Очамчире? Если даже сегодня производство остановить, завтра Аалдзга не очистится, - сказал Ломия. - Надо людям дать возможность вывоза добытого угля. Сегодня не было бы Ткуарчала, если бы Ардзинба не организовал это предприятие и люди не работали бы там. Неужели все должны жить и работать только в Сухуме?".
Отар Ломия также считает, что возникшую проблему ни в коем случае нельзя политизировать. "Это вопрос жизни ткуарчальцев", - подчеркнул он.
По словам депутата парламента Сенера Гогуа, "здесь только интерес людей, никакой другой проблемы". "Жители сел хотят чистой реки, а ткуарчальцы - работы, чтобы жить и дальше в этом городе", - сказал он. По его мнению, немаловажно то, что после войны кто-то сумел организовать здесь производство, а проблема экологии - не сегодняшнего дня, и не так легко решаема. "2-3 года назад такой возможности у фирмы не было. После того, как продлили договор, она взяла на себя обязательства по решению проблемы экологии, разработан новый проект. Решение остановить производство до очистки реки я считаю неправильным", - подчеркнул депутат.
По мнению депутата Юрия Зухбы, сложилась тупиковая ситуация: с одной стороны, сельчане недовольны загрязнением реки, с другой стороны, Ткуарчал должен продолжать жить и работать.
"Кто-то предложил изыскать деньги из бюджета для зарплаты учителям и врачам, а добычу угля прекратить. А как быть с людьми, работающими в угледобывающей компании, платить им пособие по безработице?", - спросил Зухба. Он считает, что люди, возмутившиеся в связи с экологией, не знают всех нюансов, и им надо объяснить, как обстоят дела на самом деле. "Наша задача - помочь в решении этого вопроса", - сказал он.
Отметим, что проблема экологии в связи с угледобычей стоит давно. В сентябре прошлого года вице-премьер Александр Страничкин, министр экономики Кристина Озган вместе с Государственной экологической службой, экологической прокуратурой и журналистами выезжали на место угольных разработок в город Ткуарчал.
Как сообщал "Кавказский узел", экономические связи между Абхазией и Турцией в последнее время обрели тенденцию укрепления и развития. Так, в апреле Абхазию посетили глава департамента по Южному Кавказу Министерства иностранных дел Турции Нурдан Гольдер и посол Турции в Грузии Левент Мурат Бурхан. В ходе встреч с премьер-министром Абхазии Сергеем Шамбой и министром иностранных дел Максимом Гвинджией они обсудили вопросы сотрудничества между турецкой и абхазской стороной в экономической сфере.
Ранее глава департамента по Южному Кавказу Министерства иностранных дел Турции Нурдан Гольдер, говоря о причине своего визита, сказала о намерении оказать содействие абхазской и грузинской стороне в нахождении общей площадки для решения существующих проблем.