ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Нальчике в ходе круглого стола представители общественности обсудили взаимодействие института уполномоченного по правам человека с гражданским обществом Кабардино-Балкарии.
Мероприятие было организовано по инициативе вице-президента Союза диаспор России, члена экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ, эксперта СПб центра Стратегия и Совета Европы Антуана Аракеляна, который посетил Нальчик в ходе мониторинга Северного и Южного Кавказа.
"В 55 субъектах России созданы Институты Уполномоченного по правам человека. Надо, чтобы они заработали в полную мощность, - заявил Аракелян, подчеркнув, что на Кавказе уполномоченные должны координировать свою деятельность. - Проблемы идентичны, между жителями регионов имеются родственные связи, нужны институты защиты их прав, модели взаимодействия".
По его словам, поездка по Кавказу завершится в Черкесске, где пройдет конференция, посвященная принятию омбудсменами 4-летних планов работы. "Логично, если каждый регион будет отвечать за направление, которое в нем развито сильнее", - подчеркнул Аракелян.
Он привел в пример Северную Осетию, где "мирно сосуществуют христианство, ислам и язычество", Дагестан, где "накоплен большой опыт межнационального мира", а Ингушетия планирует стать площадкой общения гражданских организаций.
В своем выступлении уполномоченный по правам человека в Кабардино-Балкарии Борис Зумакулов отметил, что "в КБР базовыми при защите прав человека всегда оставались обычаи и традиции" местных народов. Он также подчеркнул, что "защита прав человека - это не борьба с государством, а борьба с чиновником, который нарушает законы".
О состоянии гражданского общества в КБР рассказала член Общественной палаты республики Людмила Федченко. "В республике действует институт уполномоченного по правам человека, вскоре начнет работу уполномоченный по правам ребенка, создана Общественная палата, - сказала она. - Первыми шагами палаты стало проведение в селах сходов широкой общественности с обсуждением причин экстремизма и терроризма, а также организация круглого стола, посвященного анализу этих явлений".
По ее словам, в мае ОП проведет конференцию по развитию гражданского общества, "уровень которого пока не удовлетворителен". "Власти понимают важность этих процессов, но от понимания до действенной помощи - большая дистанция", - отметила Федченко.
Лидер правозащитного центра КБР Валерий Хатажуков отметил, что института уполномоченного по правам человека в республике ждали давно. "У него значительные ресурсы, в числе которых и рычаги государственного влияния, возможность привлекать официальные СМИ, у него есть возможность проводить публичные мероприятия - конференции, круглые столы, он имеет право законодательной инициативы. Мое пожелание - активнее этими возможностями пользоваться", - заявил он.
По мнению Хатажукова, на мероприятиях уполномоченного должны обсуждаться конкретные дела конкретных людей. В частности, он выразил обеспокоенность ростом числа экстремистов и призвал объединить усилия в связи со сложной ситуацией в республике.
"Важно изучать причины, знать базу этого явления, кто и почему поддерживает бандподполье. Гражданское общество должно стремиться, чтобы власти и силовики действовали исключительно в правовом поле. Любые незаконные методы борьбы с бандитами увеличивают социальную базу их поддержки. Пример тому - Ингушетия, где значительная часть вооруженного подполья имеет мотивы мести", - сказал Хатажуков.
По его словам, группой риска в республике являются мусульмане, права которых периодически нарушаются. "К нам обращаются те, кто хочет оставаться в поле закона. С этими людьми необходимо работать. Кто уже переступил черту - не обращаются к правозащитникам", - подчеркнул он.
Эту идею поддержал Борис Зумакулов. "В 30-е годы молодая советская власть возвращала к нормальной жизни басмачей, этот опыт нужно использовать и создать механизмы активного воздействия на тех, кто ушел в лес", - сказал он.
"В то же время, по этим темам нет экспертов, - отметил в своем выступлении декан юридического факультета госуниверситета КБР Мурат Гукепшоков. - Мы опираемся на данные Минобороны США и Великобритании, у нас никто не заказывает и не финансирует изучение социальной базы экстремизма и терроризма. Московские же исследователи нередко выдают данные далекие от действительности, но удобные для заказчика. В результате органы правопорядка не знают, с кем и чем имеют дело". По его мнению, нужно иметь некий фонд для оперативного финансирования подобных исследований.
"Гражданское общество - это атрибут развитого капитализма, зрелого общества. Его развитие идет параллельно с развитием законодательства и созданием правового государства. Российское же государство пока еще не стало правовым. Существующая экономика - рынок - не является социальной. Люди в большинстве своем плохо знают нормы права", - заявил в свою очередь заведующий кафедрой теории и истории социальной работы Кабардино-Балкарского государственного университета, действительный член Российской академии социального образования Башир Хубиев, говоря о важности просветительской работы для развития гражданского общества.
Отметим, что ситуация с правами человека на Северном Кавказе неоднократно становилась поводом для беспокойства как для российских, так и зарубежных правозащитников.
В марте США выразили обеспокоенность положением дел на Северном Кавказе, который назван в докладе "территорией особой озабоченности". Ситуация с правами человека в этом регионе, как считает госдеп США, ухудшилась.
По мнению международной правозащитной организации "Хьюман Райс Вотч", ситуация с соблюдением права человека на Северном Кавказе, и прежде всего в Чечне, Дагестане и Ингушетии, находится на критически низком уровне.
Напомним, что в июле 2009 года ситуация с правами человека на Северном Кавказе обсуждалась на встрече американских и российских правозащитников в Москве, приуроченной к приезду Барака Обамы в Россию. Председатель Комитета "Гражданское содействие" и член Совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Светлана Ганнушкина тогда отметила, что на встрече было выработано много рекомендаций. Общая суть их такова, что нужно развивать процесс сотрудничества гражданского общества России и США.