ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган побывал в Грузии 17 мая. За несколько часов, которые он провел в стране, Эрдоган встретился с грузинским президентом, открыл построенную на средства его соотечественников гостиницу в Батуми и получил от президента Саакашвили орден. Этот приезд Эрдогана вызвал особый интерес в грузинских политических кругах, так как он проходил всего через несколько дней после официального визита Дмитрия Медведева в Турцию и на фоне расширения отношений между Москвой и Анкарой, отмечают эксперты.
Саакашвили: Эрдоган - большой друг Грузии
Михаил Саакашвили вручил Реджепу Эрдогану орден Золотого руна. Это произошло в Батуми, где президент Грузии и премьер-министр Турции открыли гостиницу "Шератон", которая построена на турецкие инвестиции.
"Турецкий премьер проявил дипломатический героизм, он прибыл из Тегерана и Баку, где провел важные встречи и очень устал. Мы все очень нервничали вокруг ситуации, которая существует в связи с ядерной программой Ирана и эта проблема очень важна для Грузии, для таких маленьких стран, как наша. Это вопрос спасения и в течение годов это было нерешенным вопросом", - заявил Саакашвили во время вручения ордена.
Он подчеркнул, что только за это Эрдоган заслужил "уважение всего мира". "Но он сыграл и значительную роль в уничтожении стены между нашими странами, развития Грузии, установления мира для Грузии и всего мира", - подчеркнул Саакашвили, добавив, что Эрдоган является большим другом Грузии и его личным другом, который является для него примером.
Эрдоган в свою очередь поблагодарил президента Грузии за награду и заявил, что для него "является честью получить этот орден", отметив, что сделано многое для того, чтобы наладить дружественные и достойные отношения между двумя странами. Турецкий премьер также поблагодарил своих соотечественников-бизнесменов, вкладывающих деньги в развитие Грузии, передает агентство "Trend".
Тогда же стало известно, что одна из улиц Батуми названа именем почетного генерального консула Грузии в Турции, турецкого бизнесмена грузинского происхождения Нуретина Чамикли, на инвестиции которого построена гостиница "Шератон". "Этот человек помнит советский прожектор, который светил через границу и не давал людям приближаться к Грузии. Этот нейтрализованный прожектор я передал господину Чамикли во время его первого приезда. Прожектор сейчас стоит тут для туристов", - цитирует слова Саакашвили агентство "Грузия Online".
Эксперты: Турция старается создать баланс в регионе
Эрдоган приехал в Грузию через пять дней после официального визита российского президента в Турцию. Во время пребывания Дмитрия Медведева в Анкаре, Турция и Россия подписали несколько документов по экономическому сотрудничеству, а также договорились о безвизовом сообщении для своих граждан, напоминает радиостанция "Эхо Кавказа".
Во время совместной пресс-конференции турецкий президент сказал, что они обсуждали с его российским коллегой и вопросы касательно региональной политики, при этом отметив, что в этом направлении их "обрадовало наличие схожих моментов".
Подобные встречи турецких и российских глав государств заметно участились, а такое расширение формата отношений пришлось и на первый год президентства Медведева, на первые месяцы после военных событий в Южной Осетии в 2008 году, что и послужило поводом для волнения некоторых грузинских политиков. В Тбилиси начали опасаться, что Анкара в угоду Москве согласится на изменение расклада сил в регионе, а, значит, Грузия может потерять одного из наиболее близких экономических партнеров, отмечает радиостанция.
Глава Кавказского Медиа Института Александр Искандарян говорит, что на официальных встречах Турция и Москва обсуждают два круга вопросов: первый затрагивает потенциальное строительство на территории Турции трубопроводов, по которым в Европу пойдет российский газ, а второй - непосредственно затрагивает Грузию.
“Второй формат – это формат влияния на Южном Кавказе, в котором у них разные цели. У России, в известном смысле, есть цель обойти Грузию коммуникационно, то есть изолировать Грузию на Южном Кавказе. У Турции – наоборот – выйти на Южный Кавказ в качестве силы, которая там влияет”, - говорит Александр Искандарян.
Глава Института стратегии и развития в Тбилиси Андро Барнов говорит, что именно такое соперничество между Анкарой и Москвой за этот регион оставляет Грузии некоторые гарантии на сохранение нынешней турецкой политики сотрудничества и поддержки. “Турция старается создать баланс в этом регионе. Делает она это для того, чтобы не получить здесь такую ситуацию, когда Россия за счет своих утвердившихся позиций смогла бы не просто как-то косвенно, а напрямую угрожать их будущим интересам в этом регионе”, - считает Андро Барнов.
В своих публичных выступлениях турецкие главы государства упоминают Грузию в двух аспектах. В первую очередь, как страну, которая находится по соседству с Европейским Союзом и странами НАТО, и где при всем при этом есть конфликтные регионы, а значит здесь надо поддерживать мир. Во-вторых, и намного чаще, Грузию упоминают как страну, где могут пройти коридоры для энергоносителей из Средней Азии, а также дороги для грузов из Китая в Европу.
Эксперт в вопросах экономики Давид Нармания говорит, что экономическое сотрудничество стоит в первых строчках в списке грузинских интересов в Турции. В качестве обоснования тому он приводит ситуацию в 2006 году, когда Россия ввела эмбарго на все грузинские продукты, а позже и почти остановила всякий грузооборот.
“Если бы у Грузии не было развитой торговли с Турцией в тот момент, когда Россия по большей части закрыла поставку своих товаров и продукции из других стран, грузинский базар мог сильно подорожать, и это бы ухудшило и без того тяжелый социальный фон“, -говорит Давид Нармания.
17 мая Эрдоган покинул Грузию и прибыл в Баку. Накануне его переговоров с президентом Азербайджана была озвучена информация, что премьер Турции намерен предложить Азербайджану согласиться на вывод армянских войск из двух (Кельбаджар и Физули) из семи прилегающих к Нагорному Карабаху районов и открыть армяно-азербайджанскую границу.
Как сообщал "Кавказский узел", в апреле текущего года глава департамента по Южному Кавказу Министерства иностранных дел Турции Нурдан Байрактар Гольдер и посол Турции в Грузии Левент Мурат Бурхан посетили Абхазию, где поднимали вопросы конфликта Грузии и Абхазии и то, возможности участия в его решении Турции, а также проекты грузинской стороны о мирном возвращении Абхазии и Южной Осетии в Грузию.