16:00 / 19.05.2010В Карачаево-Черкесии готовятся мероприятия в память о жертвах Кавказской войны

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

21 мая в Карачаево-Черкесии пройдут мероприятия в память о жертвах Кавказской войны, об этом сообщили в пресс-службе администрации президента республики. Как рассказала корреспонденту "Кавказского узла" сотрудница пресс-службы Людмила Переславцева, в этот день в республиканском драматическом театре представители общественных организаций зачитают доклады об историческом ходе событий того времени.

Делегации из города Черкесска отправятся в села Красный Восток и Алибердуковский, где у памятников жертвам Кавказской войны возложат цветы и почтят их память минутой молчания.

Как рассказали корреспонденту "Кавказского узла" в Общественной организации абазинского народа "Абаза", подготовка к проведению мероприятий проводится на уровне правительства, для желающих отправиться к памятникам будет организован транспорт.

"Это историческое событие. Сегодня мы не обвиняем никого. Да, были жертвы, как и во времена сталинских репрессий, но вместе с тем мы подчеркиваем, что, говоря о Кавказской войне, мы ни в коем случае не имеем в виду русскоязычное население. Русские точно так же, как и кавказцы, ценой своей жизни защищали интересы Абхазии, когда там шла война", - рассказал председатель общественной организации Мусса Такушинов.

Такушинов также сказал, что сегодня нужно сделать все для того, чтобы народы Кавказа жили в мире. "Если мы все будем требовать сегодня ротации кадров, и каждый народ будет поднимать только свои вопросы, вряд ли это будет правильным. Если мы сегодня говорим о том, что нас кто-то ущемляет, то мы должны со вниманием относиться к народам, чья численность меньше нашей, а такие народы в Карачаево-Черкесии есть. Сейчас не то время, когда нужно решать свои "шкурные" вопросы", - говорит Такушинов.

Председатель общественной организации черкесского народа "Адыгэ Хасэ" Мухамед Черкесов в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" также рассказал, что организация примет участие в проводимом мероприятии.

По мнению Черкесова, в память о Кавказской войне, сегодня необходимо ввести день возрождения кавказских народов. "У нас есть только день 21 мая 1864 года, когда кавказские народы начали изгоняться с земель, где они исконно проживали, но нет дня возрождения народов, как например, у карачаевского народа. Я считаю, что такой день нужен, ведь все кавказские народы, пострадавшие в этой войне, имеют право хотя бы на моральную реабилитацию. По сути, 21 мая - это день траура, но никак не праздника, праздничного дня у этих народов нет", - считает Черкесов.

Бэла Джемакулова, кандидат исторических наук, председатель союза абазинской молодежи "Шарпны", готовящая доклад к мероприятию 21 мая, считает, что российские власти должны оценить масштаб произошедшей трагедии.

"Исторические факты свидетельствуют о том, что именно Россия начала завоевывать Кавказ, тем самым, увеличив свою территорию и стратегически закрепившись здесь, на Кавказе. Но можно было сделать это совершенно иным путем, не военным, а экономическим, социальным и, наконец, просто культурным путем завоевать Кавказ. Во всяком случае, признать то, что кавказские народы пострадали, а такой народ как убыхи и вовсе исчез с лица земли, признать и извиниться перед кавказскими народами, я думаю, что нормальное цивилизованное государство, такое как Россия, в состоянии", - говорит Джемакулова.

Она отмечает, что ее доклад будет посвящен очередной дате окончания Кавказской войны. "Не хочется говорить только о жертвах этого события, но рассказать о ходе событий, какие народы принимали участие, и как они пострадали", - рассказала Джемакулова

Историк добавила, что в подготовке доклада опирается на архивные документы, историческую литературу и уже опубликованные документы военных офицеров того времени, используя труды Тарнаова, Потто, а также таких ученых, как Лаврова, Данилова, Дзидзарии и других.

"С одной стороны Кавказская война была кровопролитной и, безусловно, является трагедией. По официальным источникам, она началась в 1817 году, а закончилась в 1864, но на самом деле эта война длилась более ста лет", - рассказала Джемакулова.

По ее словам, по самым скромным подсчетам, более полумиллиона абазин, адыгов и ногайцев ушли в Турцию. "Часть народов была изгнана, а о том, сколько погибло, сегодня не скажет никто, по крайней мере, я таких цифр пока не встречала. Но зато точно известно, что, более ста абазинских аулов были расположены на северных склонах Кавказа. А к моменту окончания Кавказской войны количество абазин насчитывалось только от 7 до 9 тысяч человек. Последствия просто ужасающие, например, от абазинского народа не осталось практически ничего", - рассказала Джемакулова.

Историк, подчеркнув, что сама является этнической абазинкой, отметила, что "это отрицательные стороны войны" и "без слез о них не расскажешь", но также отметила, что в целом для Государства Российского Кавказская война "дала на тот момент хорошие предпосылки для экономического, политического и социального развития".

"В тот момент, когда шла война, на Кавказе уже открывались школы и медицинские учреждения, строились дома, поменялась инфраструктура, а у одаренных детей после окончания аульских школ появилась возможность получить высшее образование в центральной России. Такие специалисты, возвращаясь на Кавказ, уже понимали, какое место занимает Кавказ и Россия в мировой политической системе", - рассказала Джемакулова.

По словам Джемакуловой, у современного населения Кавказа поменялось мировоззрение, и люди стараются, идя вперед, сохранять свою культуру, традиции и обычаи, язык, но при этом развиваться.

Как сообщал "Кавказский узел", с 19 по 21 марта в Тбилиси прошла международная конференция "Скрытые нации, продолжающиеся преступления: Черкесы и другие народы Северного Кавказа. Прошлое и будущее". Конференция обратилась в парламент Грузии с просьбой признать геноцид черкесов, совершенный Российским государством во второй половине XIX века, когда в результате столетней Кавказской войны большая часть проживавших в царской России черкесов была вынуждена покинуть родину и расселиться в более чем 40 странах мира. Многие представители черкесских организаций не принимали участие в конференции, однако, они также считают необходимым признание геноцида черкесов.

Справка. Кавказской войной в истории России называют военные действия 1817 - 1864 годов, связанные с присоединением Чечни, горного Дагестана и Северо-западного Кавказа к России. После подписания манифеста о присоединение Картли и Кахетии (1800-1801) Россия втянулась в собирание земель на Кавказе. Произошло последовательное объединение Грузии (1801 - 1810 гг.) Азербайджана (1803 - 1813 гг.), но их территории оказались отделенными от России землями Чечни, горного Дагестана и Северо-западного Кавказа, населенными воинствующими горскими народностями. Россия постепенно втянулась в полномасштабные боевые действия на Северном Кавказе. Одним из результатов Кавказской войны 19 века стал массовый исход черкесов (адыгейцев, кабардинцев) с территории Кавказа. В настоящее время за пределами России проживает пять миллионов черкесов. По своей численности адыгская диаспора за рубежом стоит на втором месте, после русской.

Автор:Бэлла Ксалова
20.05.2010 в 00:40Хат
2 Бэлла Ксалова. "Историк добавила, что в подготовке доклада опирается на архивные документы, историческую литературу и уже опубликованные документы военных офицеров того времени, используя труды Тарнаова..." - Вы, наверное, описались. Не Тарнаов, а Федор Федорович Торнау, русский офицер, был в плену у черкесов 2 года, оставил уникальные записки о черкесской культуре - "Воспоминания кавказского офицера".
20.05.2010 в 01:03Юсуф Бахтин
21 мая, конечно, скорбная дата и заслуживает и возложения цветов, и конференций, и просто минуты молчания. Для адыгских народов окончание Кавказской войны означало не только утрату исконных земель и трагедию мухаджирства, оно означало слом культурной преемственности, разрыв поступательного культурного развития, обрушение внутренних взаимосвязей. Но, возможно, уже пришло то время, когда следует взглянуть за рамки исторического прошлого и попробовать посмотреть в будущее на 2 шага вперед, м.б. пора начать думать о роли хорошего образования для молодежи (не количества дипломов, которых при наличии большого количества коммерческих вузов на Кавказе получить вообще не проблема), о сдерживании радикального ислама, о появлении аналитической прессы и быстрого интернета в регионе. Вообще, о большом проекте этнокультурной модернизации, инициатива которого исходила бы не от Медведева и Хлопонина, а была бы внутренним продуктом интеллигенции и вообще здоровых сил северокавказского общества.