ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Глава государства: Ильхам Алиев
Глава правительства: Артур Расизаде
Смертная казнь: полностью отменена
Численность населения: 8,8 млн. чел.
Средняя продолжительность жизни: 70 лет
Смертность детей до 5 лет (м/ж): 54/52 на 1000
Уровень грамотности взрослого населения: 99,5%
Наступление на свободу слова усилилось. Законодательные и практические меры по недопущению пыток и других видов жестокого обращения не соответствовали международным стандартам; заявления о пытках не расследовались должным образом. Независимых журналистов и активистов-общественников по-прежнему преследовали и лишали свободы по обвинениям в хулиганстве и клевете. Власти не провели тщательного расследования обстоятельств смерти под стражей правозащитника, которого несправедливо осудили и лишили необходимой врачебной помощи.
Удалось достичь некоторого прогресса на переговорах между Азербайджаном и Арменией по вопросу о спорной территории Нагорного Карабаха — анклава в Азербайджане, населённого преимущественно армянами и отколовшегося в результате войны 1990 года. Второго ноября, после переговоров в Москве, Армения и Азербайджан подписали соглашение, направленное на разрешение спора по Нагорному Карабаху в рамках международного права. Примерно 600 000 человек, которым пришлось покинуть свои дома в результате конфликта, по-прежнему не могли в полной мере осуществлять свои экономические и социальные права.
В ноябре Комитет ООН против пыток выразил озабоченность тем, что Азербайджан не выполняет положения Конвенции против пыток, что выражалось в отсутствии должных законодательных и практических мер, а также в том, что лиц, ответственных за применение пыток, к уголовной ответственности не привлекали. Кроме того, Комитет выразил обеспокоенность экстрадицией чеченцев в Российскую Федерацию и курдов в Турцию, где тем грозили пытки.
В январе Верховный суд отменил обвинительный приговор, вынесенный Дмитрию Павлову, Максиму Генашилкину и Руслану Бессонову Апелляционным судом города Баку в июле 2008 года. Троих несовершеннолетних юношей в июне 2007 года признали виновными в убийстве другого подростка на основании признаний, полученных, как утверждается, под пытками. Верховный суд установил, что Апелляционный суд не вызвал свидетелей для перекрёстного допроса по поводу их взаимно исключающих показаний, а также не стал расследовать заявления о том, что признания были выбиты под пытками. В июне Апелляционный суд заслушал дело в третий раз, однако, насколько известно, так и не устранил недостатки, выявленные Верховным судом.
Уличные акции протеста фактически находились под запретом. По имеющимся данным, в январе полиция арестовала молодёжных оппозиционных активистов, пытавшихся устроить демонстрации. В марте парламент принял несколько поправок к закону о СМИ. В них предусматривается закрытие СМИ "за злоупотребление свободой массовой информации и журналистским правом", что довольно расплывчато определяется как распространение информации в целях "покушения на целостность государства" или нарушения общественного порядка.
В марте прошёл референдум по поправкам к конституции, закончившийся введением новых ограничительных мер в конституцию и законодательство. Они включают в себя запрет на фотосъёмку, видео- и аудиозапись людей без их согласия даже в общественных местах, что фактически препятствует освещению событий, представляющих интерес для общественности. Как стало известно, оппозиционеров, которые пытались выступать против референдума, запугивала и преследовала полиция.
Независимых журналистов и активистов-общественников по-прежнему преследовали и лишали свободы по обвинениям в хулиганстве и клевете. В июне Совет ООН по правам человека в заключительных выводах по процедуре универсального периодического обзора ситуации с правами человека призвал Азербайджан отменить уголовную ответственность за клевету и снять запрет на вещание зарубежных радиостанций.
В августе Комитет ООН по правам человека обратился к правительству страны с требованием отменить прямые и косвенные ограничения свободы слова.
В ноябре суд в городе Баку приговорил двух известных молодёжных активистов — Эмина Абдуллаева (он известен в блогосфере под именем Эмин Милли) и Аднана Гаджизаде — к двум с половиной и двум годам лишения свободы, соответственно. Их признали виновными в хулиганстве и причинении лёгких телесных повреждений. Утверждалось, что обвинения были сфабрикованы, чтобы наказать их за мирное выражение взглядов и инакомыслие; это событие стало частью кампании по подавлению критики в адрес властей.
Власти Нахичеванской Автономной Республики (азербайджанский эксклав, который граничит с Ираном и Арменией) продолжали преследовать журналистов и чинить препятствия их работе.
Согласно имеющимся данным, в январе на корреспондентов НПО "Институт свободы и безопасности репортеров" Хакимельдосу Мехдиева, Эльмана Аббасова и Мехмана Мехдиева, а также на корреспондента "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Малахат Насибову напали представители местных властей и запретили им проводить видеосъемку. Журналисты вели расследование сообщений произволе со стороны полиции в селе Хейдарабад. Хакимельдосу Мехдиев рассказал, что сотрудники местной полиции избили его, затолкали в его же машину и выгнали из села.
Власти продолжали оказывать давление на правозащитников. В сентябре вступили в силу новые нормативные акты, касающиеся НПО. От них требуется предоставлять финансовую отчётность, причём исчерпывающий перечень документов не приводится, а иностранные НПО теперь должны получать разрешение от министерства юстиции на ведение деятельности в Азербайджане.
В марте МВД отозвало иск о клевете, предъявленный правозащитнице Лейле Юнус. В декабре 2008 года её обвинили в уголовно наказуемой клевете, за то, что она рассказала о нарушениях прав человека, о которых стало известно во время открытого уголовного процесса, за которым она наблюдала.
Власти не провели своевременного, тщательного и беспристрастного расследования по факту смерти под стражей тяжело больного правозащитника, который, по всей видимости, скончался из-за того, что ему не была оказана врачебная помощь.
67-летний активист талышского меньшинства Новрузали Мамедов скончался в августе в тюремной больнице. Он отбывал приговор к 10 годам лишения свободы за измену государству. Его осудили в июне 2008 года на процессе, который, как сообщалось, проходил с нарушением норм справедливого судебного разбирательства и имел политическую подоплёку, связанную с деятельностью Новрузали Мамедова по популяризации талышского языка и культуры. Тщательного расследования по факту его смерти так и не проводилось, и вопрос, было ли ему действительно отказано в неотложной помощи, остался без ответа.
27 мая 2010 года