ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Глава государства: Михаил Саакашвили
Глава правительства: Николоз Гилаури (в феврале сменил на этом посту Григола Мгалоблишвили)
Смертная казнь: полностью отменена
Численность населения: 4,3 млн. чел.
Средняя продолжительность жизни: 71,6 года
Смертность детей до 5 лет (м/ж): 39/33 на 1000
Компетентные органы так и не провели дальнейшего расследования нарушений норм международного гуманитарного права и права в области прав человека, совершённых во время конфликта 2008 года грузинскими и югоосетинскими войсками. По его завершении гражданские лица в зоне конфликта страдали от общей незащищённости, преследований и задержаний. Почти 26 000 человек — преимущественно грузины по национальности — не могли вернуться домой. По имеющимся данным, активисты от оппозиции и журналисты подвергались притеснениям; как утверждалось, полиция применяла к ним чрезмерную силу.
2009 год был отмечен нестабильной обстановкой в Абхазии и Южной Осетии — регионах Грузии, провозгласивших независимость в 2008 году, а также в прилегающих к ним районах. В период с апреля по июль страну охватил политический кризис, во время которого участники массовых демонстраций требовали отставки президента Михаила Саакашвили.
Независимая международная миссия по расследованию конфликта в Грузии в сентябрьском докладе, подготовленном по заказу ЕС, подтвердила, что в 2008 году нарушения норм международного гуманитарного права и права в области прав человека совершались грузинскими, российскими и югоосетинскими войсками. Миссия призвала всех участников конфликта устранить последствия войны. По состоянию на конец года ни одна из сторон не провела полного расследования нарушений прав человека и норм международного гуманитарного права, допущенных во время войны 2008 года и непосредственно по её завершении. На фоне общей безнаказанности ни одна из сторон не предприняла полноценных попыток привлечь к ответственности виновных. Обстановка в зонах конфликта и прилегающих к ним районах оставалась напряжённой. В июне значительно сократилось присутствие международных надзорных и наблюдательных структур: закрылись миссия ОБСЕ в Грузии и Миссия ООН по наблюдению в Грузии. Единственную международную наблюдательную группу, оставшуюся в регионе, — Наблюдательную миссию ЕС, не допустили в районы, находящиеся под управлением фактических администраций Южной Осетии и Абхазии. Поступали сообщения о преследовании и задержании гражданских лиц за предполагаемое незаконное пересечение административной границы между Грузией и Южной Осетией.
Вследствие, по-видимому, умышленной политики принудительного перемещения людей в ходе войны 2008 года около 26 000 человек, преимущественно грузины по национальности, так и не смогли вернуться в свои дома и селения. Большинству вынужденных переселенцев в Грузии выделили какое-то жильё либо выплатили компенсацию. Вместе с тем не ослабевала тревога по поводу того, что из-за потери заработков и невозможности трудоустройства им было сложно воспользоваться своими социальными и экономическими правами.
В апреле правительство утвердило новый план действий по борьбе с домашним насилием на 2009—2010 год. В июле был создан общегосударственный консультативный механизм, цель которого — содействие в выявлении потерпевших от домашнего насилия и направление их в органы, оказывающие соответствующие услуги и помощь. Власти выделили необходимые помещения в рамках подготовки к созданию убежищ. Тем не менее по состоянию на конец года государственные убежища для пострадавших от домашнего насилия к работе не приступили.
Как утверждалось, с апреля по июль в ходе демонстраций неизвестные в масках преследовали, запугивали и избивали сторонников оппозиции. Согласно сообщениям, во время некоторых инцидентов сотрудники полиции бездействовали, не вмешиваясь в происходящее, что вызывало сомнения в способности властей защитить демонстрантов и обеспечить право на свободу собраний. Хотя по отдельным случаям возбуждены уголовные дела, власти так и не провели всесторонние и беспристрастные расследования и не привлекли к ответственности виновных. В июне вступили в силу поправки к закону, регулирующему право на свободу собраний и порядок проведения демонстраций. Новые положения предусматривают строгие наказания, и правозащитники опасались, что с их помощью может ущемляться право на свободу собраний.
Как сообщалось, 6 мая сотрудники полиции, не соблюдая мер предосторожности, обстреляли из травматического оружия демонстрацию оппозиции в ходе ожесточённой стычки у здания полицейского управления в Тбилиси. Несколько человек получили черепно-мозговые травмы. По полученным сведениям, 15 июня, во время другого инцидента у здания управления полиции в Тбилиси, полицейские превысили силу при разгоне мирной акции протеста оппозиции, применив дубинки без каких-либо предупреждений и приказа разойтись. Семнадцать участников акции протеста обратились за медицинской помощью в больницу в связи с травмами; двоих из-за тяжести телесных повреждений госпитализировали. В числе пострадавших оказался представитель Управления уполномоченного по правам человека, которого полицейские, как утверждается, избили и поместили под стражу. В связи с обоими инцидентами начались расследования, однако по состоянию на конец года следствие так и не продвинулось.
По имеющимся данным, как власти, так и сторонники оппозиции преследовали журналистов, освещавших демонстрации в апреле—июне, а также применяли к ним силу. По свидетельствам очевидцев, 15 июня сотрудники полиции напали на нескольких журналистов во время разгона акции протеста оппозиционеров и изъяли у них аудио- и видеоаппаратуру. В одних случаях видеозаписи инцидентов журналистам так и не возвратили, а в других фрагменты некоторых видеоматериалов были удалены.
Во время этих демонстраций и даже до их начала арестовали множество активистов оппозиции по обвинениям в хранении наркотиков и оружия. Уполномоченный по правам человека и правозащитные НПО выразили тревогу в связи с тем, что некоторых лиц арестовали по причине политической деятельности, а судебные разбирательства по их делам не соответствовали международным нормам справедливого судопроизводства.
27 мая 2010 года