10:30 / 02.06.2010В борьбе с экстремизмом на Кавказе необходимо учитывать условия глобализации, считают ученые

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Нальчикском филиале Краснодарского университета МВД России 28 мая прошла научно-практическая конференция "Борьба с преступностью в условиях глобализации: новые вызовы и поиски адекватных ответов", в работе которой приняли участие ученые из всех субъектов Северного Кавказа, а также ведущих вузов Москвы и других городов России.

На конференции анализировались проблемы религиозного и этнического экстремизма и терроризма, коррупции, проблемы государственного строительства, экономической безопасности.

По мнению Мухтара Яхьяева, профессора Дагестанского государственного университета, доктора философских наук, радикальные идеологии проникали на Северный Кавказ и ранее, однако политическая, идеологическая, нравственная ситуация, социалистическая действительность вырабатывали у советских людей иммунитет против такого рода влияний.

Анализируя религиозную ситуацию на Северном Кавказе, профессор отметил, что наиболее острый конфликт в настоящее время наблюдается между сторонниками традиционного ислама и фундаменталистами, которые борются за усиление своего влияния на верующих и общественно-политические процессы в регионе.



Ученый выразил опасения, что чрезмерная политизация ислама может привести к установлению шариатского правления в общественной жизни Северного Кавказа. По его мнению, власти должны принять меры к ограничению экспансии религии в различные сферы общественной жизни.

Вместо этого, считает ученый, местные чиновники по примеру федеральной власти, заявившей о своей полной поддержке политики Русской православной церкви, от заигрывания с религиозными деятелями, лояльными республиканским властям, перешли к отрытой поддержке традиционалистов в их борьбе с идейными противниками -  салафитами (ваххабитами).

Салафизм на Северном Кавказе выступает формой протеста определенной части верующих против тяжелой социально-экономической ситуации, массовой безработицы, коррупции, распространения наркомании и преступности, считает профессор.

Социальный состав террористического подполья, по его мнению, претерпел изменения. "Первоначально оно формировалось за счет маргиналов и даже представителей криминального мира. А в последнее время примерно с 2004-2005 годов  в террористическом движении в регионе произошла смена поколений: в войну вступило новое поколение мусульман, зараженное вирусом русофобии и сепаратизма, а потому более ожесточенное и дерзкое, нежели их предшественники", - отметил Яхьяев.

Далее ученый проанализировал изменения в боевой тактике новых исламистов, которые, по его словам, от практики фронтальных сражений перешли  к  диверсионно-террористической войне, создав малочисленные мобильные полуавтономные группы  по сетевому принципу.
 
Мухтар Яхьяев подчеркнул, что подобную тактику исламисты переняли у федеральных силовых структур, которые на протяжении  нескольких лет специальными группами проводили операции по ликвидации. Одновременно, по мнению ученого, "религиозное сознание большинства верующих в последние три-пять лет стало явно тяготеть к фундаментализму", что при отсутствии действенной политики со стороны России может привести к тотальной исламизации по афганскому сценарию".

В основе радикального ислама лежит протест



Яхъяев также отметил, что только силовыми методами проблему экстремизма невозможно решить.

"Если в обществе не будут проведены комплексные реформы, преобразующие системное качество современного общества, экстремизм как форма социального протеста сохранится, и место одних уничтоженных экстремистов будут занимать другие".

По мнению Яхъяева, основной упор в стратегии противодействия экстремизму необходимо делать на решение проблем по урегулированию имеющихся и недопущению возникновения новых конфликтов и улучшению социально-экономической ситуации в регионе.
  
Доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук Гамидов А.М. свое выступление посвятил правовым аспектам контртеррористической операции (КТО), которая вводится решением должностного лица. 

Ученый отметил, что, согласно Федеральному закону "О противодействии терроризму", КТО предусматривает комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности населения.

Ученый подчеркнул, что КТО следует отличать от оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых предусмотрено ограничение прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц.

При этом выступающий сослался на постановление пленума Верховного суда РФ, согласно которому  результаты оперативно-розыскных мероприятий могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь тогда, когда они получены по разрешению суда.

Евгений Куликов, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Кубанского государственного университета говорил об опасности  слухов, распространение которых поучило широкую возможность в связи с развитием сети Интернет. Он привел в пример, когда слухи о взрыве на Волгодонской АЭС посеяли панику среди жителей Южного федерального округа.

Говоря о возможностях Интернета, ученый отметил, что каждый человек может вещать, открывать сайты, блоги, общаться на форумах. При этом контроль за распространением информации со стороны государства практически отсутствует, а понятие "информационный терроризм"  в законодательстве четко не прописано.

Стоит обратить внимание на слухи, искусственно создаваемые для достижения антисоциальных целей

Между тем, по мнению ученого, стоит обратить внимание на слухи, искусственно создаваемые для достижения антисоциальных целей. Такая деятельность представляет угрозу информационной и национальной безопасности.

Способа противодействия слухам не существует, но, по мнению Куликова, эту проблему игнорировать нельзя, ей должны уделять внимание научные сообщества и управленческие структуры.

Как сообщал "Кавказский узел", 27 мая в Нальчике также прошла конференция "Свобода совести и веры", организованная Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования. В ходе конференции ее участники подчеркнули необходимость консолидации общества перед террористической угрозой.

Автор:Луиза Оразаева
04.06.2010 в 01:00Юсуф Бахтин
Нальчик в мае месяце стал просто центром интеллектуальной активности по числу конференций. Интересно сообщение профессора Мухтара Яхьяева, но некоторые сведения, мягко скажем, устарели. Во многом распространение салафизма было ответом на либеральный проект, который предлагался населению Северного Кавказа в 1990-е гг. Кавказское общество, несмотря на мощные трансформации, которым оно подвергалось несколько раз - во время реализации имперского проекта "умиротворения Кавказа", во время советских модернизационных реформ и в постперестроечный период, во многом остается обществом традиционным. Т.е. обществом с традиционным разделением мужских и женских социальных ролей, с традиционными представлениями о возрастных градациях, о личной свободе и т.д. Ответом на разрушение традиционных основ и стала новая интерпретация ислама, поскольку традиционный ислам уже не мог противостоять разрушительным тенденциям, да и почтенные муфтии не выдерживали конкуренции с молодыми зажигательными речами новых мусульманских лидеров, отучившихся за рубежом. Профессор говорит, что подполье формировалось за счет маргиналов и бывших преступников - с этим тоже не соглашусь, как раз в конце 1990-х начале 2000 годов отмечается приток интеллектуалов в ряды радикального подполья, особенно в Дагестане, одно имя Ясина Расулова чего стоит. Новое поколение радикалов заражено не вирусом этнического сепаратизма, а идеей построения шариатского государства на Северном Кавказе. И с тактикой подполья Яхьяев тоже ошибается - радикалы вновь вернулись к тактике использования смертников в среде мирного населения, тогда как в течение 6 лет до взрывов в московском метро их атакам подвергались адресно только силовики. А так - интересная инфа, спасибо Кавказскому узлу!