ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Безрезультатно завершился одиннадцатый раунд международных дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье, состоявшийся в Женеве 8 июня. Как сообщила корреспонденту "Кавказского узла" член абхазской делегации, начальник международного отдела МИД Абхазии Лана Агрба, все попытки делегаций Абхазии и Южной Осетии добиться понимания их позиций по важнейшим вопросам натолкнулись на неприятие со стороны грузинских и американских участников дискуссий.
В этой связи делегации Абхазии и Южной Осетии приняли совместное заявление. В документе отмечается, что "согласованная заранее повестка дня очередной встречи предполагала обсуждение ряда вопросов, касающихся, прежде всего, путей обеспечения устойчивого мира и безопасности Южной Осетии и Абхазии, а также общей проблемы лиц, пострадавших в результате агрессии Грузии против Южной Осетии и Абхазии".
"В рабочей группе, где обсуждались проблемы обеспечения безопасности, представителями Грузии и США была сделана очередная попытка заблокировать обсуждение ключевого вопроса дискуссий - проекта будущего документа о неприменении силы, - подчеркивается в заявлении. - Вместо этого сомодераторы попытались предложить к рассмотрению второстепенные вопросы, не имеющие смысла без обеспечения гарантий безопасности для Республики Южная Осетия и Республики Абхазия".
Как отметила Лана Агрба, в рамках встречи югоосетинской стороной в очередной раз был поставлен вопрос о возобновлении подачи газа для территорий, освобожденных в августе 2008 года, однако представители Грузии "продолжали блокировать решение этой важной гуманитарной проблемы под надуманными предлогами".
По ее словам, особое внимание представители Южной Осетии уделили проблеме незаконного удержания в грузинских тюрьмах своих сограждан, захваченных грузинскими силовыми структурами, а также поиска осетинских подростков, без вести пропавших после их задержания грузинской полицией. "Как и на всех предшествующих встречах, грузинские представители не смогли дать вразумительного ответа на поставленные вопросы", - сказала Агрба.
Во второй рабочей группе, занимающейся гуманитарными вопросами и проблемой перемещенных лиц, продолжалась работа над проектом документа, призванного очертить принципиальные контуры будущих договоренностей.
В совместном заявлении отмечается, что "работа в группе протекала в неконструктивной обстановке", а мнения абхазской и югоосетинской делегаций "не принимались во внимание".
Признавая, что без участия всех сторон дискуссии теряют всякий смысл, делегации Абхазии и Осетии высказали готовность и далее принимать участие в работе Женевских встреч. При этом они выражают надежду, что "сомодераторами будут пересмотрены подходы к предложениям участников, вне зависимости от того, какие страны они представляют".
Как сообщал "Кавказский узел", одиннадцатый раунд международных дискуссий по безопасности в Закавказье прошел 8 июня в Женеве при участии делегаций Грузии, РФ, США, Абхазии и Южной Осетии, а также представителей ЕС, ООН и ОБСЕ.
Комментируя итоги встречи агентству ИТАР-ТАСС, глава российской делегации, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин отметил, что принятие юридически обязывающих договоренностей о неприменении силы между Грузией и Южной Осетией, Грузией и Абхазией значительно бы оздоровило атмосферу в регионе, однако эти переговоры наталкиваются на резкое сопротивление Тбилиси.
"Остается важным выработка юридически обязывающих договоренностей о неприменении силы, потому что в Абхазии и в Южной Осетии люди до сих пор боятся силовых сценариев со стороны Грузии", - сообщил он, напомнив, что Москва "разработала концепцию односторонней декларации Грузии о том, что она не будет применять силу против Южной Осетии и Абхазии".
Дипломат пояснил, что подобный документ можно подготовить в форме свободного изложения обязывающих инструментов, например, обращения или послания в адрес председателя Совета безопасности ООН и генерального секретаря ООН.
"Сам факт такого инициативного заявления, подкрепленного соответствующими заявлениями югоосетин, абхазов при реакции международного сообщества, в том числе РФ, США, будет уже международным политическим актом, который изменит ситуацию в регионе", - заметил замглавы российского МИД.
Однако, сообщил он, "против этого категорически возражают наши грузинские партнеры", настаивая на том, что все уже сформулировано в рамках договоренностей Медведева - Саркози от 12 августа и 8 сентября 2008 года. "Этого недостаточно. Надо сказать это более четко, понятно, чтобы это прозвучало именно на нынешнем историческом отрезке", - уверен Карасин.
"Но пока у нас мало, что получается, - признал дипломат. - Мы наталкиваемся на резкое сопротивление грузинских коллег, и не только их. Позиция ЕС в данном случае отличается от нашей". В качестве примера Карасин привел обсуждение в рамках группы по гуманитарной тематике, когда нежелание сопредседателей "внимательно и почтительно относиться к мнению югоосетин и абхазов" привело к тому, что представители этих республик "покинули зал и выражали достаточно эмоционально свое несогласие с ведением важной по смыслу группы".
Комментируя российскую инициативу еще в период процесса подготовки к Женевским дискуссиям, заместитель министра иностранных дел Грузии Гига Бокерия заявил, что "сейчас есть попытка предложить что-то новое, не предусматривающее вывода российских вооруженных сил и направленное на легитимизацию так называемых режимов в Цхинвали и Сухуми".
"При этом очень цинично российское правительство говорит, что оно не готово присоединиться даже к такому договору, поэтому этот вопрос снят с самого начала", - сказал Бокерия.
Как сообщал "Кавказский узел", в ходе десятого раунда дискуссий в Женеве, который состоялся 30 марта, и югоосетинская, и абхазская стороны выразили обеспокоенность в связи с затягиванием выработки документа о неприменении силы, а грузинская сторона заявила, что готова подписать договор с Россией, но не с Абхазией и Южной Осетией, которые "не являются самостоятельными сторонами конфликта".
Предыдущий, девятый, раунд Женевских дискуссий состоялся 28 января, однако его участникам не удалось договориться о принципах неприменения силы и будущих документах на этот счет. Работа во время Женевских дискуссий ведется в двух рабочих группах: первая - по вопросам безопасности, вторая — по гуманитарным проблемам.