ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Женщины Грузии и Южной Осетии способны внести вклад в дело восстановления доверия и мира между грузинским и осетинским народами. Таков лейтмотив двухдневной встречи активисток из Грузии и Южной Осетии, проходящей 11 и 12 июня в Баку, в офисе Азербайджанского общества защиты прав женщин имени Диляры Алиевой.
Как уже сообщал "Кавказский узел", во встрече принимают участие по 6 активисток неправительственных организаций Грузии и Южной Осетии. Диалог в подобном формате между активистками Грузии и Южной Осетии начался еще в 2007 году, в рамках проекта "Доверие через границы", финансируемого шведской организацией "Kvina till Kvina" ("Женщины для женщин"). Тогда и был создан "Женский клуб мира", в который вошли женщины-осетинки и грузинки Южной Осетии. В рамках проекта ранее уже состоялись встречи женщин Грузии и Южной Осетии в Цхинвале и Тбилиси.
"После военных событий в Южной Осетии в августе 2008 года мы проводим встречи два раза в год уже на нейтральных территориях – поочередно в Азербайджане и Армении", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" глава Ассоциации женщин Южной Осетии за демократию и защиту прав человека Лира Козаева-Цховребова.
Она считает подобный диалог полезным для налаживания мостов доверия и прекращения взаимной вражды. "20 лет войны развели грузинский и осетинский народы по разные стороны баррикады. События же августа 2008 года стали наивысшей точкой накала, когда отчуждение достигло точки кипения, когда обида и ненависть стали заглушать разум", - отметила Козаева-Цховребова.
"Но все войны когда-нибудь заканчиваются, власти приходят и уходят, однако народы остаются. И мы, женщины из Южной Осетии и Грузии, осознавая, что два народа могут постоянно жить во вражде и ненависти, решили продолжить контакты и диалог во имя восстановления отношений. Мы отдаем себе отчет, что никаких политических решений проблемы не сможем принять. Наша единственная цель - восстановить отношения, доброжелательность, доверие, добиться возможности ездить друг к другу, наладить контакты между людьми. Мое твердое убеждение, что в основе всего этого лежит народная дипломатия. Собственно, этим мы и занимаемся", - пояснила собеседница.
На вопрос, есть ли результаты деятельности по линии "народной дипломатии", активистка из Южной Осетии ответила утвердительно.
"После августа 2008 года было такое ощущение, что вся эта деятельность гражданского общества проводится зря. Столько лет миротворческой деятельности не имело смысла, раз все равно произошла война. Но потом мы поняли, что наша деятельность создала очень большой миротворческий ресурс, который позволил провести встречу женщин из Грузии и Южной Осетии в Стамбуле уже в сентябре 2008 года, то есть спустя месяц после августовских событий. Правда, эта встреча прошла в эмоционально напряженной обстановке взаимных обид и обвинений", - рассказала Козаева-Цховребова.
Она отмечает, что потом состоялись и другие встречи, уже в доброжелательной атмосфере, женщины перестали обвинять друг друга, а, напротив, стали сострадать друг другу. "Это стало возможным только потому, что на протяжении многих лет работы, мы создали тот миротворческий ресурс, который позволил очень скоро после августа 2008 года очень быстро восстановить и продолжить диалог. Считаю, что это очень большое достижение", - говорит собеседница.
Нынешняя бакинская встреча женщин из Грузии и Южной Осетии посвящена 10-летнему юбилею Резолюции 1325 Совета Безопасности ООН "Женщины и мир и безопасность", принятой 31 октября 2000 г. Эта резолюция посвящена положению женщин в вооруженных конфликтах и их участию в миротворческих операциях и постконфликтном урегулировании.
"Мы обсуждаем пути совместных действий, чтобы отметить значимость этого документа в плане повышения роли и вклада женщин в разрешении конфликтов", - говорит глава Союза жен инвалидов и погибших воинов Грузии Манана Мебуке.
Женщина, как мать, воспитавшая детей и видевшая ужасы войны, хорошо понимает цену мира и, таким образом, может своим активным участием в принятии решений воспрепятствовать войнам
Важное значение этого документа заключается в том, что он отмечает роль женщин в миротворческих процессах не только в рамках "народной дипломатии", но и закрепляет за ними права на "более активное участие на всех уровнях принятия решений в рамках национальных, региональных и международных институтов и механизмов предотвращения, регулирования и разрешения конфликтов", отмечает Мебуке.
Этот правовой инструмент позволяет женщинам становиться участниками официальных переговоров и излагать свои позиции и взгляды.
"А то получается, что официальные решения принимают мужчины. Они начинают войны, а наиболее пострадавшими в итоге оказываются женщины. Очень часто им приходится быть кормилицами семей, нести экономическую тяжесть последствий вооруженных конфликтов. Поэтому женщина, как мать, воспитавшая детей и видевшая ужасы войны, хорошо понимает цену мира и таким образом может своим активным участием в принятии решений воспрепятствовать войнам", - сказала Мебуке.
На ее взгляд, добиться того, чтобы к голосу женщин прислушивались, можно достижением массовости женского движения.
По словам Мебуке, на Бакинской встрече как раз и обсуждаются пути расширения движения женщин за мир и безопасность, "и не только в Грузии, но и повсюду".
По ее мнению, женщины способны изменить мышление в своих обществах к войне. "Ведь после каждой нашей встречи мы возвращаемся домой и рассказываем о нашем диалоге в своих общинах, учреждениях, где учимся и работаем. И таким образом мы распространяем идеи устранения взаимной вражды и восстановления отношений и доверия", - отмечает Мебуке.
Пока мы не выслушаем обиды и взгляды друг друга, не станем понимать друг друга, наши проблемы не решатся
Уроженка Цхинвала, с 1991 года проживающая в Гори, координатор местной группы "Движения женщины за мир и безопасность" Нана Сабанадзе также считает важным диалог между женщинами конфликтующих сторон. "Диалог очень важен. Пока мы не выслушаем обиды и взгляды друг друга, не станем понимать друг друга, наши проблемы не решатся", - отметила Сабанадзе.
По ее словам, в ходе этих встреч налаживаются человеческие отношения. "Мы делимся информацией, узнаем о судьбах общих знакомых. Сопереживаем друг другу - если кто-то вдруг плохо себя чувствует, беспокоимся, - если кто-то опаздывает на встречу", - далее отметила Сабанадзе.
"Я считаю, что мы должны решить проблему. Я не хочу оставлять своим детям проблему, которая произошла при мне. Ради этого я готова прилагать все свои усилия. Пока на данном этапе, что в наших силах – это восстановить общение. В этом направлении мы и работаем", - подчеркнула Сабанадзе.
Глава Центра социальной реабилитации Южной Осетии Ильвира Макуева также за подобный формат встреч и диалог.
"Я уже в третий раз принимаю участие во встрече женщин из Южной Осетии и Грузии. Считаю, что если такие встречи не проводить, озлобленность в обществах обеих сторон и, в особенности среди молодежи, будет нарастать. Мы должны расширять наши ряды, привлекать все больше женщин и потихоньку молодежь. Мы можем внести реальный вклад в дело мира. Я не говорю, что мы снова воссоединимся и снова будем вместе. Но я верю, что наши народы будут дружить и жить в мире. Иначе невозможно. Ибо нас связывает много общего – традиции, смешанные семьи, родственные узы. Мы не можем быть врагами друг другу", - сказала Макуева.
Следующая встреча женщин-активисток НПО из Грузии и Южной Осетии состоится в октябре этого года в Ереване.
Напомним, несмотря на то, что 26 августа 2008 года Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, и затем ее примеру последовали еще несколько государств, Грузия продолжает считать Абхазию и Южную Осетию своими регионами и законодательно определила их статус как "оккупированные территории".
Власти Грузии пытаются вернуть Южную Осетию и Абхазию посредством налаживания информационных, торговых и иных связей. Первые шаги в этом направлении были предприняты в конце января 2010 года, когда в Министерстве реинтеграции Грузии была разработана "Государственная стратегия в отношении оккупированных территорий: вовлечение путем сотрудничества". Однако ни руководство Южной Осетии, ни руководство Абхазии не намерены обсуждать новую стратегию Грузии.