ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Тбилиси прошла презентация проекта нового Налогового кодекса Грузии. Чиновники назвали проект революционным, в нем впервые вводится понятие "микробизнес". Но многие эксперты подвергли проект критике, отмечая, в частности, что субъекты микробизнеса, в соответствии с новым кодексом, не должны вести документацию.
"Проект нового Налогового кодекса Грузии, который мы предлагаем парламенту, является революционным, потому что мы ввели новое определение "микробизнес". Под ним подразумеваются предприниматели, которые не используют наемную рабочую силу, и чей годовой оборот не превышает 30 тысяч лари. Кроме того, предприятия микробизнеса, малого, среднего и крупного бизнеса были внесены в единую налоговую систему, но для каждой категории существуют свои правила налогообложения", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" заместитель министра финансов Ираклий Сирадзе.
Согласно новому налоговому законодательству, предприятия микробизнеса освобождаются от налога на прибыль, а предприятия любого вида (большого, среднего или малого бизнеса), чей оборот не превышает 220 тысяч лари в год, освобождаются от налога на добавленную стоимость. Кроме того, подоходный налог составит 3% для тех малых предприятий, которые смогут представить документы о том, что их расходы составляют 60% от доходов.
Согласно проекту, вводится должность финансового омбудсмена, которого назначает премьер-министр, а ежемесячный платеж заменит поквартальная выплата налогов. По словам замминистра финансов Ираклия Сирадзе, эти меры помогут вывести из тени мелких предпринимателей и легализовать их деятельность.
Во время презентации кодекса 18 июня, организованной фондом Сороса "Открытое общество - Грузия", грузинские эксперты подвергли проект критике. В частности, возникли вопросы по поводу того, что субъекты микробизнеса не должны иметь документации.
Экономист партии "Новые правые" Манана Начкебия считает, что если парламент примет законопроект в таком виде, то в Грузии вообще не останется малого бизнеса.
"Да, законопроект предусматривает некоторые льготы для мелкого бизнеса, но вместе с этим предприниматели остаются без документов. Они не смогут выписать накладные, а это означает, что они не смогут вести дела с представителями среднего и крупного бизнеса. Так что вполне возможно, что некоторые из частных предпринимателей попросту предпочтут не легализовываться или вести свою документацию таким образом, чтобы быть в другой категории - мелкого или среднего бизнеса - что лишает их привилегий микробизнеса. Может быть, правительство случайно допустило эту ошибку в законопроекте, но я считаю, что они на самом деле намеренно вводят дополнительные препоны", - подчеркнула Манана Начкебия.
Руководитель предприятия по выпуску стеклянной тары Георгий Мгеладзе считает, что по его бизнесу нововведение ударит достаточно сильно.
"Мы очень часто покупаем у частных предпринимателей и мелких поставщиков запчасти, какие-то узлы или небольшие партии сырья. Кое-как вопрос этих приобретений был упорядочен. Однако теперь мы можем столкнуться с тем, что из-за покупки детали нам придется оформлять сделку с крупным предприятием. И сами мелкие предприниматели лишаются возможности заключать контракты со средним и крупным бизнесом. Я считаю, что это шаг назад, а не вперед", - отметил Мгеладзе.
Бывший председатель Контрольной палаты Грузии, а ныне представитель I&N Audit Ираклий Шавишвили уточнил, что на самом деле, большинство из мелких предпринимателей и так уже были освобождены от налогов.
"Сегодня в налоговом законодательстве Грузии есть перечень предпринимателей - сапожники, часовщики, портные, ювелиры и другие - которые освобождены от уплаты налогов, если занимаются своим делом в индивидуальном порядке, без найма рабочей силы. Новый кодекс предусматривает, что они освобождаются от налогов только в том случае, если их оборот не превышает 30 тысяч лари в месяц. То есть существует вероятность того, что они начнут платить налоги", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Шавишвили.
"Это очень малая сумма - 30 тысяч лари - так что большинство из мелких предпринимателей действительно будут платить налоги", - считает генеральный директор объединения "Орион-текнологджис" Картлос Асатиани. В подтверждение своих слов он привел пример.
"Если, допустим, ювелир делает кольца из золота, то за месяц он может изготовить только три таких кольца, чтобы не попасть под уплату налогов. То есть реально его доход в месяц может составить 100 - 200 лари, меньше прожиточного минимума. Но из-за дороговизны материала, который он покупает, а потом перепродает, оборот его превышает 30 тысяч лари в месяц. Кроме того, возникает вопрос, а что считать микробизнесом? Если человек в частном порядке привозит сигареты в небольшом количестве для перепродажи? Считается ли такая деятельность микробизнесом? Все эти формулировки не определены", - добавил Асатиани.
Экономист Ираклий Шавишвили также считает, что Налоговый кодекс таит много неясностей. "Да, говорится о том, что предприятия с оборотом до 30 тысяч освобождены от налогов. Но как провести мониторинг их оборота? Согласно этому же законодательству, субъекты микробизнеса освобождены от необходимости устанавливать у себя кассовый аппарат и вести документацию. Каким образом налоговая служба сможет определить доход этого предприятия?" - задается вопросом Шавишвили.
По мнению Картлоса Асатиани, в целом следует доработать схему налогообложения для микробизнеса. Однако, на его взгляд, по-настоящему революционным для Грузии стал бы такой кодекс, который значительно сократил бы налоги на прибыль для предприятий и подоходный налог для наемных рабочих.
"Сегодня предприятия платят 15 процентов налога на прибыль и пять процентов НДС, а наемные рабочие - 20 процентов подоходного налога. То есть, так или иначе мы все платим по 15 процентов от своих заработков. На мой взгляд, в условиях Грузии оптимальным процентом налогообложения был бы показатель 13-15 процентов. А для молодых предприятий обязательно следует вводить льготное налогообложение, где совокупное бремя налогов не превышает 7-8 процентов", - считает Асатиани.
При этом предприниматель отметил, что в случае снижения налогов возрастет количество предприятий и количество наемных рабочих, то есть, государство только выиграет за счет увеличения количества налогоплательщиков.
Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" заместитель министра финансов Ираклий Сирадзе, уменьшение налогов начнется только через три года: "В 2013 году мы начнем снижать подоходный налог и планируем к 1 января 2014 года довести его до 13 процентов".
Экономисты, принявшие участие во встрече с министром, отметили, что особую тревогу у них вызвало то, что проект Налогового кодекса был представлен достаточно неожиданно в начале июня, хотя предполагалось, что его примут только 1 января 2011 года. Учитывая то, что парламентское большинство поддерживает правительство, законопроект может быть принят очень быстро, так что все неточности и просчеты могут отразиться на налогоплательщиках.
Одна такая неточность вызвала болезненную реакцию со стороны представителей СМИ: в законопроекте указано, что и медиа должны будут платить до 18% НДС. По словам редактора газеты "Резонанси" Георгия Тугуши, это приведет к исчезновению региональных газет, у которых и так бедственное положение из-за низкой платежеспособности покупателей.
Однако, как говорит Ираклий Шавишвили, помимо неточностей и двусмысленных положений, в кодексе предполагаются такие меры, которые не только не приводят к либерализации, но и ужесточают отношение к предпринимателям. В частности, в отношении налогоплательщика могут быть применены санкции, а государство в случае невыполнения обязательств не несет ответственности. Налоговому органу предоставляются полномочия, в рамках признанной задолженности, изъять у субъекта хозяйствования наличные денежные средства без судебных санкций, сообщает Civil.ge.
Из-за отсутствия товарной накладной или при обнаружении в ней какой-либо ошибки налогоплательщик штрафуется в пятикратном размере стоимости товара, вместо существующих на сегодняшний день 100%. А если накладной не сопровождается товар стоимостью больше 10 тысяч лари, это уже становится уголовно наказуемым деянием, что является "абсолютно непонятным ужесточением". Кроме того, как заявил Ираклий Шавишвили, до завершения судебных процедур налоговые органы будут правомочны продать спорное имущество.
В то же время налоговые ставки на имущество, относящиеся к категории местных налогов, устанавливает правительство. "Это противоречит Конституции, так как ущемляются права местного самоуправления", - уверен Шавишвили.
Эксперт пояснил, что в современной Грузии нельзя ущемлять интересы малого и среднего бизнеса - его и так осталось мало.
"Я могу говорить, основываясь только на анализе оборота предприятий. И, согласно ему, доля малого бизнеса значительно сократилась: если в 2001 году он составлял примерно одну треть в общем объеме национальной экономики, то сегодня и малый, и средний бизнес составляют не более 30 процентов в экономике", - отметил Шавишвили.
По итогам встречи эксперты приняли решение направить все замечания и поправки в фонд "Открытое общество - Грузия", где все предложения будут сведены в единый документ и направлены в Министерство финансов и парламент Грузии.
По словам советника премьер-министра по вопросам защиты бизнес-интересов Ираклия Пертая, несмотря на то, что проект Налогового кодекса уже отправлен в парламент, в правительстве вновь работает группа, которая рассматривает замечания. "Есть определенное время, чтобы проект был изменен", - заключил он.
Еще в октябре 2009 года президент Грузии заявил, что экономика страны должна возродиться путем либерализации и снижения налогов. Равенство, свобода, низкие налоги - это главные тезисы акта экономической свободы, который тогда представил парламенту Михаил Саакашвили.
По данным The Heritage Foundation и Wall Street Journal, по сравнению с 2009 годом экономика Грузии продвинулась вперед на шесть позиций, переместившись на 26 место в списке из 183 стран мира. Среди государств Закавказья она признана самой свободной, согласно Индексу экономической свободы (Index of Economic Freedom) 2010 года, обнародованному в начале января.