Главный прокурор Гаагского трибунала по делам бывшей Югославии Карла дель Понте может помочь Аслану Масхадову инициировать судебный процесс против Владимира Путина в связи с военными преступлениями федеральных сил в Чечне. 7 марта в Гааге она более часа общалась с Ахмедом Закаевым и дала ему на этот счет первую консультацию.
Встречу с Карлой дель Понте организовала британская актриса Ванесса Редгрейв. В последнее время больше известная как правозащитница. Она сняла фильм о чеченских детях и собирала пожертвования в пользу вдов моряков с "Курска". С Закаевым Редгрейв познакомилась в январе этого года, когда тот на несколько дней остановливался в Лондоне, прежде чем по приглашению ПАСЕ отправиться в Страсбург. Редгрейв стала гидом посланника Масхадова. Она водила его по музеям и помогла организовать пресс-конференцию. Тогда-то господин Закаев и поинтересовался у Редгрейв, не может ли она помочь ему встретится с прокурором Гаагского трибунала.
"Мы понимаем, что Россия не относится к ведению трибунала по делам Югославии, но госпожа дель Понте обладает мировой известностью. Ее имя внушает ужас российским генералам, у которых руки по локоть в крови", - объяснил Ахмед Закаев корреспонденту "Газеты.Ru".
Редгрейв обещала помочь. Закаев сразу же позвонил Масхадову и посоветовался насчет предстоящей встречи. "Я постоянно поддерживаю связь с Масхадовым. Он знал о нашей встрече с госпожой дель Понте еще три недели назад", - сказал Закаев.
Беседа Закаева и дель Понте прошла в перерыве процесса по делу Милошевича и продолжалась около часа. С утра эмиссар Масхадова сидел на заседании суда и остался очень доволен увиденным: "Это настолько показательно, что вселяет надежду, что на таком же месте окажутся российские генералы, которые ответственны за геноцид и военные преступления в Чечне".
"У Путина есть выбор. Либо он сам привлечет к ответственности своих генералов, или окажется на том же месте, где и Милошевич. Милошевич ведь тоже говорит, что не знал о преступлениях своих военных", - заявил "Газете.Ru" эмиссар Масхадова.
Ахмед Закаев наотрез отказался сообщить подробности своей беседы с прокурором Гаагского суда. Например, предоставлял ли он ей какие-нибудь документальные свидетельства преступлений федеральных сил в Чечне или обещала ли госпожа дель Понте оказать полную юридическую поддержку Закаеву. "Эта встреча носила консультационный характер. Да, мы ведем переговоры с некоторыми европейскими государствами, которые готовы рассмотреть вопрос о выполнении резолюции ПАСЕ по Чечне 2000 года, но я бы сейчас не хотел говорить об этом".
"Могу лишь сказать, что Карла дель Понте просила не терять надежду, что все-таки справедливое возмездие настигнет виновников того, что творится в Чечне", - сказал Закаев.
На самом деле у представителя Масхадова есть только один адрес, по которому он может обращаться насчет нарушений прав человека в Чечне. Это Бельгия. В 1993 году там был принят закон, который позволяет судить за преступления против человечности граждан зарубежных стран (в прошлом году на основании этого закона были поданы иски против премьер-министра Израиля Ариэля Шарона, а потом против палестинского лидера Ясира Арафата). Не исключено, что в суд именно этой страны чеченцы подадут в ближайшее время свой иск против российских властей.