09:20 / 06.07.2010Музей в Волгограде представляет выставку предметов из сарматских захоронений

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Волгоградском областном краеведческом музее проходит выставка загадочных артефактов, которые археологи обнаружили в погребениях сарматских племен, обитавших в междуречье Волги и Дона более двух тысяч лет тому назад.

"Наибольший интерес для археологов представляют костяные ложечки - редкий и таинственный предмет погребального культа скифо-сарматского времени", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" заведующая отделом археологии музея Наталья Хабарова, показывая коллекцию редких находок.

По словам Натальи Хабаровой, костяные ложечки появились в ранних погребальных комплексах. Они имели ярко выраженные черты предметов с зооморфными изображениями, которые, как правило, наносились на ручках ложечек. Вырезались обычно головы хищных птиц и животных, либо их оскаленные пасти.

Наталья Хабарова называет две версии возможного использования этих ложечек: "Они могли использоваться, как "туалетные принадлежности" для растирания красок. Но чаще всего ученые склоняются к мысли, что ложечки представляют собой предметы ритуального назначения, связанные с жертвенниками, жертвенными ножами, стрелами, кресалом и огнем".

О возможном смысле этого магического предмета рассказала научный сотрудник отдела археологии краеведческого музея Полина Бардакова: "Жертва, как бы поедалась огнем с ложки. То есть попадала сначала в пасть на ручке, а затем в саму ложку, олицетворявшую собой утробу огня, в которой жертва будет доставлена богам".

Бардакова сообщила, что образ звериной пасти в гимнах Ригведы (Ригведа ("Книга гимнов") - собрание преимущественно религиозных гимнов) был метафорой жертвенного огня-посредника между миром людей и богов. Бога огня Агни в них величают – "пламенный клык", "пламеннозубый". "Агни часто сравнивают с хищной птицей", - говорит собеседница и в качестве доказательства цитирует фрагмент из ведического гимна:

"Твои огненные вихри быстро летают:
Смело хватай ими, мощно пылая!
Языком, о Агни, рассыпай во все стороны
Огни, (словно) птиц…"

"Мы часто используем выражение "языки пламени", не задумываясь о том, что повторяем эту древнюю метафору", - заметила Полина Бардакова.

Таким образом, по мнению археологов, костяные ложечки в быту никоим образом не использовались, а представляли собой важный инструмент для "транспортировки жертвы от людей к богам". Они, возможно, использовались вместе с курильницами, которые часто употреблялись сарматами в огненной магии на протяжении многих веков.

Наталья Хабарова показала, еще один таинственный предмет сарматского погребального культа – обереги "молоточки Тора", сделанные из сланца. По предположениям ученых, они могли использоваться при общении с богами грома, бури и плодородия.

Выставлены и другие амулеты, отпугивающие, как верили сарматы, злых духов – разнообразные колокольчики, колесики, клыки кабанов, "кукиши", маленькие фигурки котлов (символы власти). "Сарматы считали, что в загробный мир они должны брать те же предметы, которые они использовали при жизни. Само собой, и обереги им там могли понадобиться, так как актуальность охраны души умершего от злых духов сохранялась и в мире ином", - пояснила Наталья Хабарова.

Долгое время археологи бьются над разгадкой еще одного таинственного погребального обряда. Сарматы зачем-то ломали, портили бронзовые вещи. "Они верили, что у каждой вещи, которая их окружает, тоже есть душа. И чтобы душа вещи последовала за хозяином после его смерти, вещь "убивали". Ее деформировали, прокалывали, ломали", - представил самую распространенную версию объяснения этого обряда научный сотрудник отдела археологии музея Павел Петров.

По его словам, чаще всего страдали бронзовые котлы и зеркала. "Видимо, подобная участь ждала все предметы, которые в отполированном виде могли отражать окружающий мир", - предположил Павел Алексеевич, показывая на "истерзанный" котел.

Археологические фонды Волгоградского краеведческого музея могут пополниться новыми загадочными артефактами, надеются сотрудники отдела археологии. "Волгоградские археологи во время полевых исследований ежегодно находят ценные для науки предметы ритуального назначения. Надеемся, что и в этом году они порадуют нас своими открытиями. А мы это все потом покажем посетителям нашего музея", - сказала Наталья Хабарова.

Корреспондент "Кавказского узла" снял сюжет о выставке таинственных археологических находок, открывшейся в Волгоградском краеведческом музее.

"Кавказский узел" ранее писал о том, что в регионе активно ведутся археологические раскопки, в 2009 году Волгоградский краеведческий музей пополнился уникальными древними артефактами - предметами эпохи бронзы и раннего железного века, найденными археологами в Волгоградской области во время экспедиций 2008-2009 годов.

Ученые области заявляют и о том, что разграбление памятников археологии приняло в области большие масштабы, а для борьбы с "черными" копателями в администрации региона даже создано специальное управление, в задачи которого входит охрана и мониторинг исторических памятников. О необходимости решить эту проблему говорили и участники ХХ краеведческих чтений, состоявшихся 12-13 февраля 2009 года в Волгограде.

Автор:Вячеслав Ященко