01:30 / 10.07.2010Организатор выставки "Запретное искусство" ждет справедливого решения суда по его делу

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Подсудимый по делу о выставке "Запретное искусство-2006", обвиняемый в "оскорблении чувств верующих и разжигании религиозной вражды", Андрей Ерофеев считает дело в отношении него "политическим, сфабрикованным, не имеющим ничего общего с демократическим правосудием". Он призвал судью "осознать истинный смысл конфликта и отказаться от вынесения несправедливого обвинительного приговора".

Об этом Ерофеев заявил в ходе пресс-конференции в "Интерфаксе", состоявшейся 8 июля. В ходе нее Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова поддержали драматург Марк Розовский, писатель Виктор Ерофеев, художник Дмитрий Врубель.

Напомним, что 12 июля в Таганском суде Москвы ожидается вынесение приговора по делу организаторов выставки "Запретное искусство-2006". 21 июня прошли прения сторон. Сторона обвинения в лице прокурора Александра Никифорова потребовала трех лет лишения свободы для подсудимых Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова, поскольку, по его мнению, "их действия представляют общественную опасность и оскорбляют чувства православных верующих".

"Мы собрались в "последний час рыданий". Предположить исход дела трудно. Суд нам изрядно надоел. Это политическое сфабрикованное дело, не имеющее ничего общего с демократическим правосудием. Кто заказчик преследования, мы не знаем, но с исполнителями дело обстоит яснее", - заявил на пресс-конференции куратор нашумевшей выставки Андрей Ерофеев.

Он продемонстрировал журналистам ролик движения "Народный собор", выступающего в качестве истца и обвинителя на процессе. В ролике, который предлагает "защитить родину", демонстрируются репродукции картин 19 века. Традиционной русской культуре резко противопоставляется искусство 20 века. В "плохой" части ролика четко видно изображение человека с семитскими чертами, одетого согласно еврейской традиции.

"Геббельс в 1937 году тоже сделал большую выставку "Дегенеративное искусство", демонстрировались искаженные еврейские лица. Противопоставлялось этому "злу" немецкое романтическое искусство. Это методы неофашизма. Где б они ни захватывали власть, они выступают против современного искусства", - считает Ерофеев.

Он призвал судью Александрову "осознать истинный смысл конфликта и отказаться от вынесения несправедливого обвинительного приговора".

Происходящее в связи с выставкой - это эстетический идеологический конфликт, считает художник Дмитрий Врубель.

"Все новое всегда вначале не принимают, судят, убивают, а через несколько десятков лет воспринимают. Для меня странно, что государство заняло одну из сторон в конфликте, не сочтя этот идеологический спор юридически ничтожным. Мало того, два года подсудимые лишены права на передвижение. Уже одно это показывает, что мы одной ногой стоим в Советском Союзе, а другой, видимо, в Иране", - заявил в ходе на пресс-конференции Врубель.

Художник рассказал об известных ему фактах в Волгограде, где люди, именующие себя православной общественностью, начали бороться с наружной рекламой и выступать против плакатов, где изображены обнаженные люди или антигосударственные, на их взгляд, символы.

Известный писатель и родной брат Андрея Ерофеева, Виктор Ерофеев, присутствовавший на пресс-конференции, сказал: "Суд над Андреем и Юрой можно сравнить с судом над Ходорковским. Только причина не экономическая, а идеологическая. Сейчас искоренение "идеологии черной сотни" требует больших усилий прессы и общества. Это идеология способна нас уничтожить".

Драматург Марк Розовский дополнил мысль, обращаясь к Ерофееву: "Обвинители хотят, чтобы в России была цензура, чтобы вы отсидели. Но вы будете считаться мучениками, а через время, когда вас выпустят, к вам будут в гости ходить, как к Солженицину".

По мнению Ерофеева, сама выставка "Запретное искусство" и работы, представленные на ней, "невинны, как наши девушки в 17 веке".

"Это попытка разобраться в социуме. Ни кощунства, ни богохульства там нет. Картина "Икра" - это очень религиозное произведение, говорящее, что "новые русские" святость обменяли на икру", - считает Виктор Ерофеев.

Последним на пресс-конференции выступил Юрий Самодуров. Он поблагодарил Бориса Немцова и движение "Солидарность" за предоставленную возможность провести пресс-конференцию. "Ерофеев - один из выдающихся кураторов в России. Созданный им отдел современного искусства в Третьяковке был свободным и не подцензурным. К сожалению, сейчас этот отдел частично разрушен", - сказал Самодуров.

Отдельно он остановился на сути обвинения. "Скажем, для мусульман оскорбительна идея, что у бога есть сын. Для атеистов оскорбительно существование церкви. Для некоторых оскорбительно появление патриарха в профессорской шапочке с кисточкой.  Судья сейчас находится под большим церковно-государственным давлением", - подытожил Самодуров.

Ранее Андрей Ерофеев заявил, что считает, что конфликт, повлекший судебное разбирательство, произошел от того, что "российское общество в большинстве своем не готово к пониманию современного искусства". Юрий Самодуров пояснил, что не желал никого оскорбить своей выставкой, а что касается работ, где задействована православная символика, то они направлены против коммерциализации РПЦ и не более того.

Выставка "Запретное искусство-2006" проводилась в марте 2007 года в Москве. На ней демонстрировались работы, которые в других местах были запрещены к показу. Целью мероприятия его организаторы назвали изучение проблем цензуры и самоцензуры в современном искусстве.

Правозащитники неоднократно выступали в защиту организаторов выставки. Уголовное дело, заведенное в отношении Самодурова и Ерофеева, упоминалось в докладе "Гражданское общество в антигражданских обстоятельствах. Безосновательные ограничения независимой общественной активности" Human Rights Watch, опубликованном в январе 2010 года.

Автор:Лидия Михальченко