17:44 / 11.03.2002Военное сближение Армении и Ирана не понравится США

Министры обороны Армении Серж Саркисян и Ирана адмирал Али Шамхани подписали в Ереване соглашение о военном сотрудничестве, предусматривающее реализацию разносторонних проектов - от обмена опытом до создания совместных предприятий. По словам Шамхани, соглашение не направлено против какой-либо третьей страны. Двустороннее сотрудничество Армении и Ирана исходит из интересов обоих государств ввиду геостратегического расположения Южнокавказского региона, отметил Шамхани.

Резко негативную оценку дал адмирал присутствию американских военных на территории Грузии. Как заявил Шамхани, официальный Тегеран выступает против присутствия третьих сил в регионах, граничащих с Ираном. "Участие государств Южного Кавказа в установлении мира и стабильности в регионе более оправданно, чем усилия третьих стран", - подчеркнул Шамхани.

Визит министра обороны Ирана в Армению и армяно-иранское соглашение о военном сотрудничестве высветили главную проблему Закавказья на сегодняшний день - быть или не быть региону самостоятельным и самодостаточным с точки зрения политики, обеспечения безопасности и стабильности. Еще недавно, казалось бы, в этих вопросах не было необходимости что-либо менять. Грузия и Азербайджан постепенно отходили от России и сближались с Турцией и НАТО, а Армения продолжала тесно сотрудничать и укреплять свои связи с той же Россией и другими странами СНГ, участвующими в Договоре о коллективной безопасности Содружества. Но вот уже на протяжении 2-3 недель в общий ход развития региональных процессов вмешивается мощный фактор - намерение США возобновить свои усилия по установлению господства в Закавказье.

События последнего времени свидетельствуют, что этот процесс начнется с Грузии. Во-первых, эта республика наиболее тесно интегрирована в военной сфере с Турцией, явлющейся проводником американской политики в Закавказье. Во-вторых, на грузинской территории уже проводились совместные с войсками НАТО военные учения в рамках программы "Партнерство во имя мира". И в-третьих, именно Грузия превратилась в "обслуживателя" интересов целого ряда государств, не отказавшихся от планов полного вытеснения России из Закавказья. А так как комплекс неурегулированных вопросов, вытекающих из армяно-турецких отношений, продолжает представлять реальную военную угрозу Армении, все антироссийские стратегические приготовления в Закавказье объективно направлены и против Армении.

Если нынешняя администрация США продолжит свой курс в отношении этого региона, то уже всем закавказским республикам придется делать выбор. Данное обстоятельство чревато проблемами для Армении, ибо круг симпатий американцев и их "младшего партнера" - Турции, явно взаимодействующих как в Закавказье, так и в Средней Азии, очерчен, и Армения в него не входит.

Что касается Ирана, в данном случае, безусловно, Армению волнует то, что в случае начала очередной антииранской кампании со стороны США, армяно-иранские добрые отношения могут стать объектом американских нападок, а сама Армения подвергнется политическому давлению со стороны Вашингтона. Тогда вряд ли удастся сохранить даже нынешний уровень армяно-иранских связей и сотрудничества. В результате Армения может проиграть.

Не вызывает сомнений, что упоминание президентом США Джорджем Бушем среди стран "оси зла" Ирана способно привести к изменению сложившегося в этом регионе баланса международных сил, а также стабильного военно-политического паритета. Иран, по крайней мере, для двух из трех закавказских стран - Армении и Азербайджана значит гораздо больше, чем, например, Турция. Поэтому ситуация с Ираном, в случае ее обострения из-за возможных мероприятий американцев по дестабилизации Ирана, практически сразу же начнет отражаться на ситуации внутри и вокруг Армении и Азербайджана. Разумеется, подобный сценарий окажется очень неблагоприятным и для решения карабахской проблемы, в частности, для дела борьбы за признание независимости Нагорно-Карабахской Республики.

Можно предположить, что основной целью антииранских мероприятий американцев является вывод Ирана из числа более или менее самостоятельных "игроков" в Закавказье и Средней Азии. Между тем, резкие заявления иранских официальных лиц, в том числе и представителей военных кругов, свидетельствуют, что Иран не собирается "сдаваться на милость победителя". И именно в этом ряду эксперты склонны рассматривать заключение армяно-иранского соглашения о военном сотрудничестве.

То, что в складывающихся условиях Армения демонстративно заключила военные договоры с Ираном, а чуть ранее с Кипром, т.е. традиционными оппонентами Турции, подтверждает неизменность направленности внешней политики Еревана. Так что ожидающийся 17-21 марта официальный визит армянского министра обороны Сержа Саркисяна в США призван стать определяющим.

Автор: