11:47 / 14.07.2010Участники видеомоста Москва - Тбилиси обсудили историю отношений РФ и Грузии

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В российском агентстве международной информации "РИА Новости" 9 июля прошел организованный агентством видеомост Москва - Тбилиси на тему: "200 лет российской оккупации". Зачем Грузии такая история?".

Участниками моста стали: с российской стороны - депутат Госдумы от "Единой России" Сергей Марков, историк Андрей Епифанцев и президент фонда "Единения русского и грузинского народа", профессор Владимир Хомерики; с грузинской стороны - ответственный секретарь Комиссии по установлению исторической правды и фактов 200-летней политики России по отношению к Грузии Торнике Шарашенидзе, руководитель Института Евразии Гулбаата Рцхиладзе и историк, профессор, член-корреспондент АН Грузии Марика Лорткипанидзе.

Формальной темой видеомоста стало пособие "200 лет российской оккупации", которое, по информации грузинских СМИ, подготовлено по инициативе властей Грузии, но разговора о самом учебнике не получилось, поскольку никто его не читал, так как книжка выйдет лишь к 1 сентября.

Когда же выяснилось, что и упомянутое в СМИ название "200 лет оккупации" неверно, а книга будет называться " Российско-грузинские отношения с 1801 года", замечание депутата Госдумы Сергея Маркова: "Разве может быть правда в этом учебнике, если он будет называться "200 лет российской оккупации". Неужели не ясно, что это чистая пропаганда?", повисло в воздухе.

В итоге участники видеомоста сосредоточились на двух темах - собственном видении ключевых моментов отношений двух стран, и вопросе, каким же должен быть учебник, говорящий об этих взаимоотношениях.

Сергей Марков специально подчеркнул, что невозможно оценивать ситуацию 1801 г., когда Россия присоединила Восточную Грузию, с позиций ХХ века. "Там была борьба империй, и у Грузии не было шанса остаться независимой, стоял вопрос - стать частью Османской, Персидской или Российской империи" - отметил депутат, заявив, что только присоединение к России дало грузинам процветание, хотя и ценой ликвидации государства. "Это не оккупация, а спасение Грузии" - отметил он.

Президент фонда "Единения русского и грузинского народа", профессор Владимир Хомерики, говоря о присоединении Восточной Грузии в 1801 г., отметил, что царь Картли-Кахетии Ираклий II "видел, что государства нет, что население вымирает" и лишь потому обратился к России.

"Как можно назвать 200-летним оккупантом того, кто не щадя живота своего воевал для того, чтобы вернуть грузинские территории у истинных оккупантов?" - заявил он, поддержав заявления Маркова о расцвете грузинской культуры во время нахождения Грузии в составе России.

"Мы прекрасно знаем, что из тех 150 тысяч населения, которые были на момент присоединения, российские "оккупанты" выпустили промышленно развитое процветающее государство в пять миллионов человек. Какой оккупант сделает это? Когда грузин, находясь в 200-летней оккупации, жил хуже кого-нибудь, хуже того же россиянина? Кто нам позволил раскрыть наш талант, существовать, как цивилизованная и большая нация? Мы жили лучше всех. Почему мы так необъективны, почему мы так предательски поступили, когда сама Россия дала нам свободу? Мы не смогли стать государством, мы снова начали искать хозяина и сделали самый худший выбор, назначив Россию врагом", - отметил профессор.

Историк Андрей Епифанцев предпочел перекинуть "мост" от событий 220-летней давности к современности, заметив, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны России можно сравнить с сохранением Российской империей грузинской государственности, произошедшее 200 лет назад. "200 лет назад Россия признала правосубъектность Грузии от Персидской империи, а в 2008 году признала правосубъектность Абхазии и Южной Осетии в отношении уже Грузии. Тогда для Грузии это было хорошо, а сейчас - наоборот", - считает историк.

Относительно событий 1801 г., когда русские войска вошли в Тбилиси, А.Епифанцев отметил, что тогда речь шла о действиях по приглашению самой грузинской власти. Что же касается вторжения в Грузию Красной армии в 1921 г., то историк призвал "посмотреть, кто руководил этим процессом". Назвав фамилии Сталина и Орджоникидзе и подчеркнув, что Ленин до последнего сопротивлялся проведению операции, Епифанцев отметил, что, фактически, речь шла о межгрузинском конфликте. Андрей Епифанцев также подчеркнул, что Грузия вошла в состав России "разрозненной и несчастной", а вышла "единой и многонаселенной".

Подобные заявления вызвали сильное раздражение у тбилисских участников видеомоста. Ответственный секретарь Комиссии по установлению исторической правды и фактов 200-летней политики России по отношению к Грузии Торнике Шарашенидзе, решительным образом открестившийся от обсуждаемой книги, сказав, что это - продукция "другой комиссии", посоветовал Хомерики "не быть большим русским, чем русские".

Известный историк, профессор, член-корреспондент АН Грузии Марика Лорткипанидзе с возмущением заметила, что если по событиям 1801 г. среди грузинских историков еще ведутся дискуссии, то в отношении 1921 г. достигнут четкий консенсус в отношении того, что речь шла об агрессии со стороны России.

Впрочем, как выяснилось в дальнейшем, Лорткипанидзе видит вину России и в событиях 1801 г. Она полагает, что Россия сознательно унижала Грузию перед подписанием в 1783 г. Георгиевского трактата о покровительстве, а условие трактата, которое подразумевало сохранение царской власти в Грузии, было нарушено. "Со стороны России в 1801 г. трактат был разорван начисто", - заявила Лорткипанидзе.

Андрей Епифанцев в свою очередь напомнил о многочисленных просьбах грузинских царей о помощи, о письме последнего царя Картли-Кахети Георгия XII своему послу в России, в котором было сказано: "отдай им мою землю и пусть владеют как областями своими".

Лорткипанидзе на это ответила, что царь Георгий не имел права отдавать свои земли России.

Руководитель Института Евразии Гулбаата Рцхиладзе, признав, что Россия в1801 г. спасла грузин от исчезновения, призвал не считать это актом чистой благотворительности, напомнив, что у империи имелись свои интересы на Кавказе.

Строя предположения о том, каким же должен быть гипотетический учебник, Сергей Марков отметил, что существует два подхода к написанию истории. Первый, европейский, по его словам, основан на достижении дружбы народов, в результате чего из учебников по возможности убираются негативные факты о взаимоотношениях с соседями. В рамках же второго, националистического подхода главная задача создателей учебников - утвердить верховенство одной нации над другими.

"Европа переболела этим, она поняла, что националистические учебники раз за разом повергают её в войны. И мы, как великое европейское государство, тоже поняли это, пошли по этому пути, и призываем наших менее опытных коллег написать свои учебники истории на основе европейских ценностей", - заявил Марков.

Он подчеркнул, что, по его мнению, в учебнике, посвященном русско-грузинским отношениям, должно быть отражено, что вхождение Грузии в состав России привело к расцвету грузинской культуры, вхождению грузин в правящую элиту России- СССР, повышению уровня жизни в Грузии, и призвал создавать такой учебник совместными усилиями ученых двух стран, отметив, что подобное сотрудничество - также часть европейской практики. "Очень не хотелось бы, чтобы мы говорили, что грузинские учебники фальсифицированы более чем советские", - заметил он.

Владимир Хомерики отметил, что различия в национальных образах прошлого могут повлечь непоправимые последствия. "История должна соединять, а не разъединять. Мы должны воспитывать подрастающее поколение не во вражде, в дружбе", - сказал Хомерики.

Подобное предложение было встречно негативно Марикой Лорткипанидзе, которая поинтересовалась, почему Грузии "дана такая честь" - писать учебники по отношениям с Россией совместно с российскими историками: "Разве русские историки пишут о своих войнах вместе с польскими, украинскими, северокавказскими историками? Почему это только в отношении Грузии?", - спросила она.

Андрей Епифанцев заметил на это, что сейчас по инициативе депутата Госдумы Владимира Мединского предпринимаются попытки по написанию совместного учебника учеными из стран СНГ.

Рцхиладзе выразил полную поддержку планам создания совместного учебника, заметив, что это нужно для объективного изучения совместной истории. Он также предложил включить в состав учебника письмо царя Имеретии Соломона Екатерине II с просьбой разрешить ему переехать в Россию, поскольку он устал платить туркам дань из своих подданных.

Вернувшись к вопросу о том, для чего же в Грузии именно сейчас было создано учебное пособие, которое стало официальной темой видеомоста, участники, обратившиеся к этому вопросу (А.Епифанцев и Г.Рцхиладзе) практически единодушно отметили, что речь идет о части пропагандистской политики грузинских властей, резко усилившейся после пятидневной войны 2008 г.

Рцхиладзе выразил мнение, что "грузинские власти надеются на то, что в Грузии вырастет поколение", которое готово "глотать и всасывать в себя отраву о российской оккупации". "Это направлено на то, чтобы разорвать все нити, которые связывают русских и грузин" - предположил Рцхилдадзе, добавив, что ситуация не изменится, пока у власти будет оставаться Саакашвили, "который продолжает быть президентом, только потому, что нагнетает антироссийские настроения и паразитирует на образе врага, создаваемого из России".

Марика Лорткипанидзе со своей стороны заметила, что хотя она признает факт превращения Грузии в российскую колонию, но не понимает, "почему это специально надо давать молодым". По ее мнению, это может развить у молодежи "чувство вражды к русскому народу".

В интервью корреспонденту "Кавказского узла" Епифанцев отметил, что новый учебник будет способствовать тому, что у грузинских детей начнет расти ненависть к России. "Это не приведет к сближению отношений между нашими странами и это контрпродуктивно для взаимных отношений" - подчеркнул он. При этом, по его словам, учебник не стал чем-то революционным, а лишь повторил идеи, уже неоднократно высказывавшиеся ранее.

Напомним, еще в апреле президент Михаил Саакашвили образовал специальную комиссию, чтобы изучить все аспекты исторических взаимоотношений двух стран. Во время создания президентом Грузии комиссии и появились планы написать "учебник оккупации". Деятельность комиссии затрагивает период с 1801 года, когда Павел I подписал указ о присоединении Картли-Кахети к Российской империи.

Как сообщал "Кавказский узел", также в Грузии после событий августа 2008 года было принято решение об открытии в Гори Музея российской агрессии.

26 мая 2006 года в день празднования Дня независимости Грузии на проспекте Руставели в Тбилиси открылся музей советской оккупации, который разместился в музее имени Джанашия. Этот музей стал третьим подобным на территории бывшего Советского Союза.

Автор:Семен Чарный