ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Участники стартовавшей 15 июля из Москвы этнографической экспедиции на Кавказ, организованной известным российским дизайнером и блогером Артемием Лебедевым, побывали на Юге России, а теперь знакомятся с Южным Кавказом. После северокавказских республик экипажи посетили Азербайджан и Грузию.
В экспедиции принимают участие три экипажа. В экипаж "Кукусик" вошли Тёма Лебедев и блогер Норвежский Лесной. Члены экипажа "Табаско" - глава компании "Верников и партнеры", руководитель русского "Додж Рем клуба" Геннадий Верников, пилот, автопутешественник, издатель и журналист, руководитель санкт-петербургского "Офф-клуба" Дмитрий Карпушин и специалист по народам Кавказа и Закавказья, ученый-этнограф, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Российского этнографического музея Владимир Дмитриев. В третий экипаж, получивший название "Кинокружок", вошли Геннадий Медер и Сева Каптур, а также режиссеры Влад Каптур и Ольга Томенко.
"Маразм" и "тонкости" российско-азербайджанской границы
Первые впечатления от различий между Северным Кавказом и Южным участники экспедиции получили уже на российско-азербайджанской границе. "Российскую границу мы прошли достаточно быстро, - пишет в ботовом журнале экспедиции "Этнодром" Геннадий Верников. - Правда, пришлось пободаться с переполненными маршрутками Газелями, в которых сидело и стояло по 20-25 человек. А вот на азербайджанской границе поджидал забавный сюрприз".
Блогер рассказывает, что, как оказалось, есть только два способа попасть на автомобиле на территорию Азербайджана: въехать на положенные по иммиграционному законодательству 30 дней, но при этом с правом выезжать только через тот же самый пограничный пункт ("при этом свидетельство о регистрации ТС остается у таможенников, а вместо него выдается кипа бумаг, включая ксерокопию свидетельства") - или же въехать по транзитным документам ("при этом свидетельство о регистрации остается на руках, но в стране можно провести не более 72 часов"). "До сих пор я нигде не встречался ни с чем подобным", - отмечает Верников.
Особо недоволен "маразмом" российской границы и "тонкостями" азербайджанского таможенного законодательства остался инициатор экспедиции Артемий Лебедев.
"Давно не видел такого маразма на российской стороне, - рассказывает он в своем Интернет-дневнике. - Даже на захолустных пунктах в Монголии всегда наши были образцово аккуратными. А тут - бардак".
"Азербайджанская граница не менее забавная. Там уже не сараи стоят, а дворцы с кондиционерами. Но отношение и поведение - старое, - отмечает Лебедев. - Система такая, значит. Даешь документы, сыпя именами ("Где Зейнал? Фуад просил ускорить все" и "Нашу экспедицию поддерживает фонд Бюль-Бюль Оглы"). Мужик за полчаса все неспешно оформляет, дает бумаги и просит 800 рублей (якобы за страховку - чека нет). Смотрю, паспорт вернул, а техпаспорт - нет. "Где ПТС", - спрашиваю. "У нас остается, у тебя - ксерокопия".
Азербайджан - "прямоходящая столица и четвероногая окраина"
"C Баку все выходит очень сложно", - так начинает свой подробный отчет о посещении азербайджанской столицы Геннадий Верников. Автор называет Баку "городом контрастов" и "городом с населением под три миллиона, находящимся на стыке цивилизаций".
Блогер подчеркивает, что Баку — очень дорогой город. В 2009 году он был признан самым дорогим городом на территории СНГ для путешествующих бизнесменов.
"Один манат примерно равен одному евро и на него почти ничего не купить, - констатирует Верников. - Например, синглы в самых дешевых гостиницах начинаются от 80-100 манат, такси от 10 манат, а фрукты и вовсе стоят дороже, чем те же самые азербайджанские фрукты в Москве. Причем я говорю о магазине далеко от центра, где везде стоят ценники и толпятся покупатели из числа местного населения".
"Таксист, который меня вез на старом Мерседесе, посетовал, что он трудится на бюджетном предприятии и зарплаты в 600 манат ему никак не хватает на жизнь, - продолжает блогер. - Уборщица в отеле сказала, что ей платят жалкие 350 манат".
Участник экспедиции вспоминает, что в советские годы Баку считался русскоязычным городом, "причем городом интеллигенции". "Сейчас, по рассказам местных жителей, ситуация сильно изменилась, - рассказывает он. - Как и во многих республиках СНГ, молодежь младше 20 лет здесь практически не говорит по-русски".
"По-русски здесь говорят натурально только седые старики, - утверждает Верников в другом своем посте о путешествии. - С мужчинами за сорок уже приходится общаться полужестами, а для разговора с детьми нужен переводчик. Впрочем, невербальный язык действует и здесь".
Как рассказывают путешественники, в Азербайджане остро стоит проблема коррупции, на нее "постоянно жалуются все местные жители". Поэтому поводу Верников в своем блоге записал: "Говорят, что уровень коррупции в стране, вероятно, один из самых высоких в мире. Здесь все построено на связях и кумовстве. Если в Чечне или Дагестане, чтобы подтвердить свою как бы крутизну, почти каждый второй тыкнет вам в лицо неясной природы удостоверением, то тут выкрикнет: "А ты знаешь, кто мой дядя?..".
Взятка - это основа существования азербайджанского общества. Берут абсолютно все и, по возможности, за все. Называется "магарыч"
На "особенности азербайджанского взяточничества", в первую очередь на дорогах, обращает внимание и Артемий Лебедев. "В Азербайджане довольно жесткие нормы скоростного режима и драконовские менты, - пишет он в своем "Живом Журнале". - Спасает одно: взятка - это основа существования азербайджанского общества. Берут абсолютно все и, по возможности, за все. Называется "магарыч". Финальный аккорд - "магарыч давай" таможеннику на выезде".
Актуальным вопросом для азербайджанского общества, по наблюдениям блогеров, является проблема Нагорного Карабаха. "Большая часть исторических изданий в книжном магазине посвящена ей, - рассказывает Верников. - На первой же заправке я попытался оплатить бензин картой, чем привел кассиршу в ступор. Пришлось вызывать директора. Директор лично прокатывал карту с важным видом, и это выглядело как священный процесс. После этого, он обратился ко мне со странным вопросом: "Ну, что, ты-то знаешь, когда россияне нам Карабах отдадут?".
Архитектурный облик столицы Азербайджана и пейзажи страны в целом произвели впечатление на всех участников экспедиции.
"Баку — это наполовину Одесса, а наполовину — Стамбул. Причем днем мне показалось, что больше Стамбула, а вечером — наоборот, - делится впечатлениями в своем онлайн-дневнике Геннадий Верников. - Центр города достаточно компактен и красив. Причем у меня он оставляет впечатление все же европейского города. С точки зрения Ислама, взгляды здесь достаточно либеральные и люди в контексте одежды и поведения чувствуют себя свободно".
Однако уже в следующем своем посте, после более долгой прогулки "в стороне от центра и старого города" Баку, Верников добавляет, что "стоит отойти пару километров от центра — никакой Одессы не остается в помине". "Таки даже смешно становится вспоминать про Одессу. Вокруг себя мы видим настолько резкий и контрастный азиатский город, что поневоле удивляешься — неужели когда-то эти улицы принадлежали советскому мегаполису и носили соответствующие имена", - размышляет автор.
"Здесь темные узкие проходы, тесные дворы, нехитрые каменные постройки, задраенные от жары окна, улыбчивые и приветливые люди", - описывает Баку блогер.
Верников отмечает, что в Баку "почти отсутствуют следы глобализации": "Я не видел здесь не то что гипермаркета, но и просто большого продуктового магазина. У большинства магазинов нет названия. Вместо него просто висит фанерка, на которой маркером написано "Market". О том, что у мировых брендов все под контролем, напоминают разве что вездесущие постеры и холодильники Кока-Колы".
По дороге из Баку в Гянджу на обочинах стоят палатки, в которых продается свежая баранина. "Рядом с палатками пасутся живые бараны, которые не доживут до сегодняшнего вечера, - продолжает блогер. - Вдоль всей дороги стоят портреты и баннеры с высказываниями Гейдара Алиева. Когда рядом с ними нет людей, им отдают должное коровы".
Организатор экспедиции Артемий Лебедев о своем путешествии по Азербайджану пишет емко: "Баку. Отличный город. Поклевее Бейрута точно. Меня поразила 20-этажная электропарковка посреди низкорослой бедняцкой застройки".
Подытоживая свои впечатления от посещения первой южнокавказской республики, блогер отмечает: "Общее ощущение от Азербайджана - прямоходящая столица и четвероногая окраина".
Азербайджано-грузинская граница - "чистая Виллабаджо"
Главные впечатления блогеров на пути из Баку в Тбилиси - узкие дороги и, вновь-таки, пограничный контроль.
"Граница с Грузией - это чистая Виллабаджо, - иронизирует Артемий Лебедев. - Дорога настолько узкая, что две машины, движущиеся на встречу друг другу, не могут разъехаться".
"Ровно в полночь доехали до границы с Грузией. Тут еще пока не США, но очень стараются. Форма у пентов уже ненашенская совсем, но в кабинете все курят без спроса у посетителей, - пишет блогер. - На границе нас мариновали три часа".
Другому участнику экспедиции, Геннадию Верникову, граница Азербайджан-Грузия и вовсе показалась "комичной" и "стрёмной".
"Азербайджанский пограничный пункт выглядит комично. Огромный новый терминал недостроен и принимает только коммерческие грузовики. Легковушки и автобусы едут по грунтовке в обход, - говорится в его отчете. - Представьте себе, что две деревни в Рязанской области объявили суверенитет и организовали между собой визовый режим и построили КПП. Вот так примерно выглядит азербайджанская граница: дорога из булыжника, ржавые ворота и толпа суетящихся мужиков. Единственное отличие от предполагаемой рязанщины — мужики трезвые, смуглые и с усами".
"Процесс оформления выглядит стрёмно. Сначала в полумраке к тебе подбегают совершенно разные люди и буквально вырывают из рук документы. В итоге ты остаешься с пустыми руками и тебе жестами показывают, что делать дальше, по-русски практически никто не говорит. Все это продолжается около сорока минут, и азербайджанская граница открывает перед нами свои ржавые железные ворота".
Грузия - страна, победившая коррупцию и русские надписи
Впечатления от Грузии, в отличие от увиденного в Азербайджане, у российских блогеров почти не связаны ни с кавказской природой, ни с местным национальным колоритом. В своих "грузинских" отчетах участники экспедиции делают акценты, в первую очередь, на отсутствии коррупции и дерусификации маркеров городской инфраструктуры.
"За то время, что я тут не был, здесь произошли три вещи: пенты перестали брать взятки, молодежь перестала понимать по-русски, русские надписи везде заменены на английские, разруха местами превращается в красоту", - отмечает в своем рассказе о Грузии Артемий Лебедев.
"Самое удивительное в Грузии", по мнению Лебедева, это "новые менты". По его наблюдениям, они не только не берут взяток, но и "не занимаются установкой автомобиля в самом подлом месте, чтобы побольше дурачков нарушило правила и позолотило ручки", а также "не ругаются". "Грузинские менты - это Дяди Степы", - резюмирует он.
Тему дорожной патрульной службы поднимает в своем отчете о путешествии и Геннадий Верников. "Здесь вообще не существует ГАИ в нашем традиционном понимании — есть только патрульная служба, - поясняет он. - Цель патрульной службы — помогать людям, попавшим в различные трудные ситуации и пресекать строгие нарушения правил. В вечернее время патрульные машины стоят в запланированных местах или перемещаются по городу только с включенными "люстрами"".
Грузинские менты - это Дяди Степы
Грузия - это "единственная страна из бывших советских республик, победившая коррупцию", делает вывод по итогу посещения страны известный российский блогер и дизайнер Артемий Лебедев.
"Коррупция на нижнем уровне здесь отсутствует, - убежден и Геннадий Верников. - За попытку дать взятку - сразу надевают наручники и отправляют за решетку на семь лет. Сотрудник таможни не смог даже принять от меня в подарок наш клубный перекидной календарь с Рэмами. Сказал, что подарки может принимать только начальник, а его сейчас нет".
Эти аспекты грузинской жизни настолько поразили москвичей, что тему "Грузии, поборовшей коррупцию", блогер Верников продолжает и в своем подробном рассказе о Тбилиси. "Грузия — чуть ли не единственная страна на территории бывшего СССР, где побеждена коррупция и бюрократия, по крайней мере, на низких уровнях, - уверяет он. - При попытке дать взятку или просто передать паспорт с вложенной купюрой — гражданин сразу отправляется в камеру. А тот, кому пытались взятку предложить, — получает жирный плюс в личное дело".
Грузия изо всех сил пытается выглядеть европейской страной
По наблюдениям Верникова, "Грузия изо всех сил пытается выглядеть европейской страной", и "во многом ей это удается".
"Все надписи на вывесках, включая названия брендов, выполнены на грузинском языке, - отмечает также блогер. - Вообще, по словам грузинских друзей, сейчас считается модным называть любые организации с использованием английского языка, а потом писать их названия в грузинской транскрипции".
"Столица выглядит совершенно по-европейски. Люди одеваются ярко и многие вполне себе со вкусом, - пишет он. - В стиле одежды отсутствует какая-либо национальная специфика. Женщины ярко красятся и позволяют себе в одежде вольности".
О грузино-российских отношениях Верников отзывается так: "Удивительно, что на уровне межгосударственных отношений присутствует довольно агрессивная конфронтация. Ничего подобного здесь не ощущается. Отношение к русским очень хорошее. Кстати, в местных школах русский язык остается одним из основных предметов".
Жители Грузии, замечает блогер, "действительно чем-то похожи на русских". "Например, здесь достаточно прилично пьют. Вчера была суббота и на улице было много пьяных. Однако среди пьяных почти нет жалких и опустившихся. Правда, встречаются очень приставучие, которые хотят дружить и общаться".
Инициатор и организатор этнографической экспедиции на Кавказ Артемий Лебедев, резюмируя свои впечатления о Грузии и, в первую очередь, о Тбилиси, заключает: "Простые люди как жили в разрухе, так и живут. Впрочем, эта разруха - основа национального колорита. Она такая - как если Одессу с Парижем встряхнуть, но не смешивать".
Следующей после Азербайджана и Грузии в маршруте экспедиции российских блогеров будет Армения.
Экспедиция российских блогеров на Кавказ продлится до середины августа. Ее маршрут охватывает российские регионы Кавказа, а также Грузию, Армению, Азербайджан и Казахстан.