22:58 / 28.07.2010Месхи

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Древний народ картвельского племени, проживавший в Ахалцыхском уезде Тифлисской губернии (1891).

Исторические источники по-разному решают вопрос о границах древней Месхетии (Саатабаго), впоследствии получившей название Верхней Карталинии. Древнейшим пребыванием месхов считают восточную часть Малой Азии (следы их существования здесь остались в названии города Мазака).

Месхетия, до распадения Иверии (1469), составляла одну из наиболее отдаленных провинций грузинского царства. При Саркисе II (14 век), правителе этого края, им было даровано автономное правление.

Другой правитель (атабег) Бека, издал законы, которые, будучи пополнены внуком его Агбугой (15 в.), вошли в известное уложение Вахтанга. Впоследствии страна стала сильно страдать от турок.

В Закавказье атабегом называли правители Ахалцыхской провинции, которую грузины называли  Саатабаго, т. е. владением атабега (С. П. Зелинский, "Объяснительный словарь Закавказского края" (Тифлис, 1889).

В 1625 г. атабег Бека был признан султаном правителем Месхетии под именем Сапар-паши, с сохранением за ним права суда и др. атрибутов власти атабегов. В это время народ стал в значительном количестве переходить в ислам, и только итальянские миссионеры поддерживали здесь христианство, обращая православных в католичество.

В 1829 г. Месхетия по Адрианопольскому миру перешла к Российской империи. Во второй половине 19 века в Ахалцыхском уезде числилось 43.377 человек. В основном крестьяне. Несмотря на различие в вероисповедании, в Месхетии сохранилось много общих национальных черт.

Месхи-христиане говорят по-грузински; большинство месхи-мусульман также свободно изъясняется на этом языке. Всех месхов связывало единство их поверий, оставшихся от языческого периода. Православные, католики, мусульмане жили большими семейными общинами, во главе которых стояли лица, избираемые собранием членов общины. Движимое и недвижимое имущество считалось общим достоянием всех членов семьи. Главные занятия - земледелие, садоводство и скотоводство. Характерной чертой землевладения являлось право общества вмешиваться в распределение земель между своими членами.

Пастбищной землей пользовались сообща. Распахивание допускалось только с согласия общества. Пахотные земли, принадлежавшие частным лицам, находились в пользовании крестьян на праве срочной и бессрочной или вечной аренды.

После грузин-горцев из всех народов картвельского племени месхи наиболее сохранили древние песни, легенды, сказания. Они поют песни на библейские темы, исторические события, особенно в период владычества турок в Ахалцыхе, они дали богатый материал для различных поэм, сказаний и народных песен, героем которых очень часто является царь Ираклий.

Источники:

Хаханов А. Этнографическое Обозрение. 1891
Мифы народов мира. Энциклопедия. 1992

Автор:Кавказский Узел