ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Работа над созданием "нейтральных паспортов" для жителей Абхазии и Южной Осетии уже ведется. Об этом сообщил министр по делам реинтеграции Грузии Темур Якобашвили, по словам которого, стратегия в отношении этих территорий рано или поздно заработает. По мнению же конфликтолога Паты Закареишвили, "инициатива эта здравая, но запоздалая".
Напомним, власти Грузии предлагают жителям Абхазии и Южной Осетии брать вместо российских паспортов удостоверения личности с "нейтральным статусом".
Якобашвили: госстратегия в отношении Абхазии и южной Осетии рано или поздно заработает
"Нейтральные паспорта" сейчас разрабатываются. Дизайн и все остальное слздается с помощью международных экспертов, которые разбираются в этих делах лучше, чем местные специалисты. Скоро все будет готово, пока я могу лишь сказать, что это действительно нейтральные документы, без особой символики", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Темур Якобашвили.
"Мы предполагаем, что паспорт должен быть трехъязычный, то есть текст там должен быть набран на абхазском, английском и грузинском языках. Из-за требований ICAO (International Civil Aviation Organization) вполне возможно, что имя и фамилию мы напечатаем только на английском языке, но название самих граф паспорта будет набрано на трех языках", - рассказывает министр.
На вопрос, какие страны в перспективе готовы принять обладателей "нейтральных паспортов", Темур Якобашвили заявил, что в настоящее время ведутся переговоры со всеми странами, оформившими с Грузией дипломатические отношения, о приеме граждан с нейтральными удостоверениями.
"Поэтому мы и печемся, чтобы эти документы соответствовали международным стандартам, чтобы все страны, которые выдают визы и с кем мы оформили дипломатические отношения, приняли бы это удостоверение как действительный документ для международного передвижения. И мы думаем, что если все эти требования будут соблюдены, то тогда у нас проблем в этом направлении не возникнет", - сказал Темур Якобашвили.
Министр осторожно оценивает возможное количество людей, согласных взять "нейтральные паспорта". "Мне сейчас трудно судить о цифрах, но если просто предполагать, например, если бы я был абхазским националистом, и у меня был бы выбор, какой паспорт брать: российский или тот, в котором моя принадлежность нации подтверждается, а моя принадлежность к какому-либо государству – нет, то я бы взял нейтральный. Не знаю, как решат люди на местах, но логика подсказывает, что, в принципе, люди должны быть заинтересованы в этом", - говорит Якобашвили.
Относительно возможного сотрудничества на экономической почве госминистр не видит в этом большой проблемы, поскольку, по его словам, продукты, производимые на территории Абхазии, не могут считаться контрабандой на территории Грузии.
Нам надо начинать с небольших проектов и увеличивать их, и с увеличением количества и масштабов проектов будет увеличиваться и доверие
"Мы считаем Абхазию территорией Грузии, поэтому, например, пиво, которое производится в Абхазии, не может считаться контрабандой. Сейчас мы прорабатываем технические детали, чтобы продукты из Абхазии могли беспрепятственно попасть на рынок на территории остальной Грузии. Думаю, что нам надо начинать с небольших проектов и увеличивать их, и с увеличением количества и масштабов проектов будет увеличиваться и доверие", - считает Якобашвили.
Он подчеркивает, что доверие – очень важный фактор. "Тот положительный и отрицательный опыт, который мы накопили за время существования эргнетского рынка, и опыт международного сотрудничества мы примем во внимание. Я не думаю, что существование эргнетского рынка возобновится, но некоторые инструменты будут взяты на вооружение", - добавляет госминистр.
Мы же не наивные и понимаем, что на уровне деклараций будут сделаны заявления, не очень поддерживающие и не очень приветствующие нашу инициативу
Напомним, что представители Абхазии и Южной Осетии очень резко восприняли "План действий по стратегии вовлеченности" (основополагающий документ государственной стратегии в отношении оккупированных территорий, которая разработана экспертами Грузии под руководством Министерства по делам реинтеграции Грузии).
Представители Грузии попытались передать "План действий по стратегии вовлеченности" абхазской делегации в ходе девятого раунда Женевских дискуссий по безопасности на Кавказе. Однако, как заявил министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, представители Абхазии не намерены даже читать этот документ, и, если и в дальнейшем этот документ будут предлагать во время дискуссий, они встанут и уйдут со встречи.
"Мы расцениваем этот документ как план возвращения Абхазии в состав Грузии. Для нас это инструкция того, чего нельзя делать", - сказал Шамба на заседании правительства Абхазии 2 февраля 2010 года.
Темур Якобашвили прокомментировал эти заявления. "Мы же не наивные и понимаем, что на уровне деклараций будут сделаны заявления, не очень поддерживающие и не очень приветствующие нашу инициативу. Но в то же время я могу сказать, что пришли предложения от очень многих практически настроенных людей, которые готовы сотрудничать без всяких предварительных политических условий. Есть очень много интересных проектов, в том числе и в экономике, которые могут быть осуществлены", - утверждает собеседник.
"У меня такое впечатление, что от нас ждут конкретных действий, а не разговоров. Мне часто говорят, что на бумаге это выглядит красиво, но непонятно, как это будет реализовываться. И на данном этапе важно показать, что мы настроены не на разговоры, а на конкретные дела. Так что работает или не работает наша программа, но каждые шесть месяцев мы будем делать выводы, пересматривать свой подход, смотреть, что работает", - резюмирует госминистр.
Он считает главным то, что грузинская сторона уже начала работу над тем, что может сделать в одностороннем порядке и отмечает, что готов ждать столько, сколько надо, пока стратегия не начнет работать.
Закареишвили: инициатива здравая, но слишком запоздалая
Конфликтолог Паата Закареишвили считает, что "нейтральные паспорта" не будут иметь большого значения. По его словам, уже долгое время наблюдаются единичные случаи, когда жители Абхазии берут грузинские паспорта, чтобы получить бесплатное или более дешевое лечение на территории Грузии.
"В Грузии многие сервисы для своих граждан осуществляются бесплатно или гораздо дешевле, чем в России. Некоторые абхазы ради того, чтобы вылечиться, закрывают на все глаза, берут грузинские паспорта, получают лечение, а потом выбрасывают эти паспорта. В статистике они остаются гражданами Грузии. Но на самом деле это не соответствует действительности: их ситуация просто заставляет брать эти паспорта, а потом в Абхазии они об этом даже не говорят. Может быть, они потом участвуют в грузинских выборах в качестве "мертвых душ". Пятьсот людей таких точно есть", - констутирует в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Паата Закареишвили.
Конфликтолог делает предположение, что "нейтральные паспорта" люди возьмут только ради того, чтобы лечиться на территории Грузии бесплатно. "Но я думаю, что таковых будет немного", - отмечает Паата Закареишвили.
Когда человек умрет, то какие бы дорогостоящие лекарства из США не привозили, они уже не помогут
Паата Закареишвили также более скептичен в оценке возможного сотрудничества Грузии и Южной Осетии и Абхазии на уровне бизнеса. "Я думаю, что это не приобретет массовый характер. Может быть, какой-то абхазский бизнесмен заинтересуется этими предложениями. Но я боюсь того, что у нас все делается ради пиара и пропаганды. Я боюсь наших властей, потому что они ничего не могут довести до конца. Как только они получат деньги от Запада на реализацию этой программы, они потеряют к ней интерес. Потом Саакашвили забросит этот проект, и все начнут заниматься его новой фантазией", - полагает Закареишвили.
На вопрос о том, пытались ли эксперты и представители неправительственных организаций прощупать почву в Абхазии и Южной Осетии по поводу того, будут ли восприняты там хотя бы отчасти инициативы Грузии, изложенные в стратегии, Закареишвили ответил, что "почву щупать абсолютно бессмысленно, потому что жители Абхазии и Южной Осетии категорически против этой стратегии".
"Но одно дело, когда они в общем говорят о том, что категорически против, а другое дело - конкретный абхаз или осетин захочет получить какое-то преимущество, чтобы продвинуть свой бизнес. Например, взять предварительно деньги для развития какого-то предприятия. Вот тогда в конкретном случае этот проект начнет работать, но в массовом порядке он работать не будет. На какой-то ступени он застопорится, но на старте какая-то динамика вполне возможна", - считает Закареишвили.
"Инициатива здравая, но слишком запоздалая. Когда человек умрет, то какие бы дорогостоящие лекарства из США не привозили, они уже не помогут", - заключает Паата Закареишвили.
Как сообщал "Кавказский узел", 27 января этого года правительство Грузии одобрило новую стратегию в отношении Абхазии и Южной Осетии, которая, в частности, включает в себя намерение вернуть Абхазию и Южную Осетию мирными путями. 3 июля правительство Грузии на первом после обновления состава кабинета министров заседании утвердило план действий государственной стратегии в отношении "оккупированных территорий" (Абхазии и Южной Осетии).
Евросоюз выразил поддержку стратегии Грузии по урегулированию ситуации в Абхазии и Южной Осетии. По мнению же российской стороны, предварительный анализ стратегии показывает, что руководство Грузии "пытается подновить внешний вид своих подходов к Абхазии и Южной Осетии", а "цель остается прежней — любыми способами вернуть эти независимые республики в состав Грузии".