ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В переводе с армянского языка «хачкар» - крест-камень.
Армянские средневековые памятники (мемориальные и др.) в виде вертикально поставленных каменных плит (высота 0,5-3 м) с резным изображением большого креста в центре, обрамленные сложной орнаментальной композицией. Ставились отдельно и группами. Служили как межевые или пограничные знаки, в честь военной победы, «в долгоденствие», в честь основания поселения и завершения строительства храма, дворца, моста, в благодарность за получение земельного надела. Распространены с 9 в. по 17 в. Монументальный характер резьбы ранних хачкаров сменили в 12 в. тонкость и легкость ажурного узора.
В доисторический период в горах, у истоков рек, у границ поселений, у дорог воздвигались каменные стелы - «вишапы», которые считают предшественниками хачкаров. По другой версии, могли происходить от раннехристианских стел.
Цари Урарту цари устанавливали вертикальные каменные плиты, на которых высекались своды законов и рассказывалось о царских победах. Подобные сооружения возводились во времена правления армянских царей Арташесидов (правили с 189 до н. э. до 12 года н. э.).
Древнейший датированный хачкар на территории Армении находится в поселке Гарни (879 год). Древнейшие датированные хачкары на территории Нагорно-Карабахской Республики относятся к 853 и 866 гг.
Традиционно на хачкарах изображаются: Григорий Просветитель, царь Трдат III, заточивший Просветителя и умертвивший святых дев Рипсимэ и Гаяне и за это превращенный вместе со своей свитой в стадо свиней, Даниил во рву львином, три отрока в огненной печи, реже - Крещение и Распятие. Хачкары с изображением распятия встречаются во второй половине XIII в. Это так называемые хачкары-всеспасители (Аменапркич), но название это закрепилось за хачкарами независимо от наличия изображения распятого Христа.
Наиболее характерной и выразительной в декоре хачкаров 12-13 вв. является растительная орнаментика в виде спиралеобразно вьющихся стеблей с утолщениями (словно прижатыми к стеблю лепестками) и с ответвлениями, а также побеги, образующие миндалевидные фигуры. Такая орнаментика характерна для всей армянской монументальной резьбы 12-13 вв., включая и архитектуру, как и для прикладного искусства (книжной миниатюры, ювелирного искусства, и пр.). Орнаментика эта очень специфична, она сформировалась скорее всего именно в Армении.
На территории современной Армении насчитывается приблизительно 10 тысяч хачкаров. Знаменитый хачкар «Цасум» («Ярость») обладал умением отвращать или умерять землетрясение, засуху, град. Необыкновенной популярностью пользовались хачкары, связанные с преданиями о погибших героях, об умерших в разлуке влюбленных.
Источники:
1. Современная энциклопедия
2. Армянские хачкары, Эчмиадзин, 1973
3. Мемориальные памятники средневековой Армении Хачкары IX-XIII веков (Академия наук Армянской ССР, Институт археологии и этнографии), Изд. АН Арм. ССР, Ереван. 1984
4. Якобсон А.Л. Армянские хачкары
5. Независимая армянская газета. «Ноев ковчег», №8, май 2006