03:16 / 06.08.2010Кабарда

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Государство на Северном Кавказе. Кабарда стала самостоятельным государством в 15 веке при распаде державы легендарного Инала - патриарха всех черкесских княжеских родов (Иналидов). По другим источникам, кабардинские князья - потомки арабов, изгнанные из Крыма. Кабардинские князья пришли на Кавказ из Крыма в 15 веке и покорили часть Черкесии, узурпировав права шапсугов, абазов, натухаевцев.

История

Кабардинцы (Кабардей) населяют Большую и Малую Кабарду, куда они, по преданиям, в незапамятные времена переселились с восточных берегов Черного моря под предводительством некоего Кабарды Тамбиева. Предания Кабардинцев упоминают и об императоре Юстиниане I распространившем среди них христианскую веру, которая господствовала в Кабарде до начала 18 века. Император предпринимал серьезные попытки христианизировать прибрежных черкесов, в особенности абхазцев.

Дальнейшая история кабардинцев представляет собой борьбу между влияниями отдаленной Москвы и более близкого Крыма, закончившуюся водворением среди кабардинцев ислама, под влиянием которого сложилась легенда об арабском происхождении родоначальника кабардинцев - Инала.

В ноябре 1552 г., как свидетельствует источники, прибыли в Москву «черкесские государи князи - князь Магаушко с братьею и с людьми – просить царя Ивана Грозного, чтобы он вступился за них... Они были от Черкесии Пятигорской». На рубеже 15-16 вв. от Кабарды обособились Бесленей в восточном Закубанье и Джыляхстаней в Терско-Сунженском междуречье.

В 1650-х годах Россия покорила Казанское и Астраханское ханства и вышла к Каспийскому морю. В 1557 году - при правителе Темрюке - под покровительство Русского государства добровольно перешла Кабарда. Вскоре Иван IV Грозный женился на кабардинской принцессе из дома Идархэ Гуашеней (в крещении получила имя Мария Темрюковна), дочери пщышхуэ (великого князя) Кабарды Идарокуэ Кемыргокуэпща (Темрюка Идарова). Потомки этого дома положили начало русским и польским фамилиям князей Черкасских.

Иерархи Грузинской православной церкви при поддержке Святейшего синода основали в 1744 г. в Малой Кабарде Осетинское подворье. Тут построили храм и собирались открыть приходскую школу, которая так и не была открыта. Грузинские священнослужители торговали с мусульманами Большой Кабарды, которым продавали привозившуюся из Кизляра рыбу и другие товары. В 1769 г. турки убили архимандрита подворья в Грузии и подговорили кабардинцев разгромить подворье.

В 1763 году военные власти Российской империи приступили к строительству в Большой Кабарде важной стратегической крепости Моздок, начатого по указу Сената 9 октября 1762 года. Это вызвало недовольство Османской империи и Крымского ханства, но еще более задевало интересы кабардинских князей, которые считали своей собственностью земли, на которых были возведены Моздокские укрепления. Из-за бегства в Моздок их крепостных усиливалась враждебность представителей кабардинской элиты. В 1764 году кабардинская знать отправила миссию в Петербург в составе Кайтуко Кайсакова и Кудеметова с целью добиться срытия укреплений Моздока. Российское правительство отвергло их требования, но делегатам была выдана значительная сумма денег для раздачи кабардинским феодалам. Кабардинские князья деньги принять отказались. Борьба вокруг Моздока стала одной из причин новой русско-турецкой войны (1768-1774).

В 1764 г. императрица Екатерина организовала под эгидой Астраханского губернатора и коменданта Кизляра Моздокскую духовную осетинскую школу для новокрещенных горцев. В 1771 г. кавказскую комиссию преобразовали в Осетинскую духовную комиссию (иногда её по месту создания называют Моздокской). В 1792 г. в центре миссии, в Моздоке, была основана кафедра епископа Моздокского и Мажарского.

После первых неудачных для них стычек небольшая группа кабардинских князей в 1767 г. переселилась в верховья Кумы, поближе к закубанским черкесам, с которыми они заключили союз. Русский генерал де Медем возглавил Закубанский поход, в котором участвовали горцы Дагестана, Ингушетии и Чечни. Шеститысячная конница крымского хана, шедшая на подмогу закубанцам, была уничтожена калмыками в июне 1769 года. В августе 1769 г. все «кабардинские владетели» признали сюзеренитет России и вернулись в свои родовые поместья.

Отчаянные попытки завладеть Кабардой предпринимали Порта и Крым. К османо-крымским войскам примкнула часть кабардинской знати. 3 июня 1774 г. в сражении под Моздоком союзники были разгромлены русскими войсками. 

Русско-турецкая война 1768-1774 гг., начатая Турцией под влиянием Франции, закончилась её полным разгромом и окончательно изменила расстановку сил в регионе в пользу России. Большая Кабарда вошла в состав Российской империи в 1774 году. Завоевание Кабарды и ее присоединение к России по Кучук-Кайнарджийскому миру (10 июня 1774 г.) трактовалось в Большой Советской Энциклопедии (1953) как «возвращение России оторгнутой от нее Кабарды». Поскольку Большая и Малая Кабарда юридически закреплялись за Россией, империя могла также признать в российском подданстве тех мусульман Северного Кавказа, которые до того находились в вассальной зависимости от кабардинских князей.

Крупную роль в исламизации Чечни, Ингушетии, Кабарды и Черкесии сыграл чеченец шейх Мансур. Накануне очередной русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Большая и Малая Кабарда отложились от России и послали свои отряды Мансуру. Летом 1785 г. его армия осадила Кизляр, но была разбита. В 1788 году он воевал в Малой Кабарде. Неудачи преследовали этого незаурядного оратора, но плохого полководца. Шейх Мансур предложил туркам действовать совместно против русских войск генерала Гудовича. 22 мая 1791 года Мансур был взят в плен у стен крепости Анапа и заключен в Шлиссельбургскую крепость, где вскоре умер.

Российское правительство пыталось противопоставить мусульманскому повстанчеству на границах империи лояльных России представителей мусульманской духовной элиты. В основном оно рассчитывало на мусульман из Поволжья. При Екатерине II для переговоров с кабардинскими князьями был вызван из Казани Тажетдин-эфенди.

В 1811 году в Петербург прибыла депутация кабардинцев с изъявлением покорности и с просьбой о подтверждении прав и привилегий, дарованных кабардинскому народу императрицей Екатериной II в грамоте от 1771 г. Ответная грамота была вручена депутации 20 января 1812 года. В ней подтверждались указанные привилегии и в знак «особого расположения» правительства кабардинцам было даровано право, как и всем другим кавказцам, создать особую гвардию из их аристократии на тех же началах, что и лейб-гвардейские русские полки.

На «Карте Кавказского края с обозначением политических границ конца XVIII в., составленной Канцелярией наместника его императорского величества на Кавказе, Тифлис, 1915», время присоединения Кабарды указано «1822». А на географической карте «Российская империя с 1801 по 1861 гг. (европейская часть), издание Главного Управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР, Москва, 1950» - «1825». По мнению историка Рамазан Трахо, такие разногласия свидетельствуют, что «фактически никогда не было добровольного присоединения. Имеются и другие даты, как, например, «1846», как утверждают некоторые ученые, а еще раньше, как, например, «1812», когда кабардинская делегация в Петербурге получила подтверждение грамоты Екатерины II 1771 г.».

Вошедшую в состав Российской империи Кабарду переименовали в Кабардинский (Нальчикский) округ Терской области. Не желавшие покориться кабардинцы организовали в Закубанье «Хажретову Кабарду» («Беглую Кабарду»), продолжив сопротивление до 1860-х гг.

В 1840 году секретарь Кабардинского временного суда Якуб Шарданов просил командующего русскими войсками генерала Грабе прислать на Кавказ «просвещенных и благонамеренных мулл», преимущественно уроженцев Казани и Бухары, «дабы на месте и открыто в мечетях могли они уличить Шамиля и его последователей в лживом толковании Алкорана». Проекту Шарданова ходу не дали, но в 1845 г. наместник Кавказский М.С. Воронцов отправил в Чечню против Шамиля пророссийски настроенного крымского кади Эскер-сеид Халиля эфенди, а в 1852 г. пригласил 10 улемов из Оренбургского муфтията для противодействия проповедникам газавата.

Территория и население

Голландский дипломат Николай Витсен в 1692 году засвидетельствовал: «Кабарда - небольшая черкесская область. Пятигорские черкесы редко приходят в долину, так как это горное племя, и они называются черкесами пяти гор; если за ними погоня, они отступают в неприступные горы, где дороги очень узки, так что они могут перебить врагов, поднимающихся к ним наверх. Черкесы, в особенности пятигорские, не хотят, чтобы их считали за татар». «Горскими татарами» тогда называли балкарцев.

Российский академик И.А.Гюльденштедт, изучавший Кавказ в 1770-1773 гг., написал: «Округи Черкесии: Большая и Малая Кабарда, занимающая долины при северной горной подошве и на Передовом хребте от верхней Кубани, к западу до самой Сунджи и разделяемые впадающим в Терек Аргуданом; Безлень, при Улу-Лабь; Темиргой, обширный округ; Мамшах; Абазех; Бшедух; Гатукей и Бшанер». Он же описывает Базианию (Балкарию) отдельно от Черкесии, состоящую из шести округов: Малкъар; Безенги; Хулам; Чегем; Карачай; Баксан.

Кабарда - один из восьми округов Черкесии, граничившей с Базианией (Балкарией), имевшей свои шесть округов. А Базиания, по Гюльденштедту, «занимает часть высокого снежного хребта около Малки, Терека, Аргудана до самой Кубани и граничит к востоку с Осетинской областью, к югу с Грузией и именно с Имеретской и Сванетской провинциями, к западу с Абхазией, а к северу с Черкесией. Обитатели несомненно татарского происхождения».

Доктор медицины и дипломат Якоб Рейнеггс в 1796 году записал: «Местность, известная под названием Большая Кабарда, граничит на востоке с горами Баксана и рекой того же имени; на севере граница идет по правому берегу реки Малка; на западе - Карачаевскими горами, а на северо-западе рекой Кубань; на юге она оканчивается у подножия Кавказских гор, где живут некоторые татарские племена, именно: племя Балкар, состоящее из тысячи семейств; к востоку от них племя Биссинги, состоящее из трехсот очагов; к западу на реке Черек лежат 114 домов племени Шакмана (холамцы); еще западнее, на реке Чегем, племя Чегем с 400 домами. Еще дальше бедное племя Оруспи, насчитывающее 160 душ и обитающее в горах Баксана».

В 1794 году российский академик П.С. Паллас отметил: «Абазы (в т.ч. шапсуги, натухаевцы) были христиане. Их обычаи, одежда, образ жизни похожи на черкесские. Право кабардинцев на этот народ основано на настоящей узурпации. Кабардинцы считают себя по происхождению арабами». Другой российский академик Генрих-Юлиус Клапрот в 1812 году утверждал: «Кесех или казах - это имя, которое черкесам дают их соседи осетины. И так как Казахию византийских историков следует искать по нижнему течению Кубани в местностях, населенных черкесами, то это утверждение осетин в какой-то мере оправдано. Это утверждение, предполагает, что черкесская нация до прихода кабардинских князей из Крыма называла себя казахами. Черкесы были распространены раньше больше на север, и их пастбища простирались до Кумы. Райнеггс и Паллас придерживаются того мнения, что эта нация, первоначально населявшая Крым, была оттуда изгнана в места их теперешнего поселения».

Академик Г.-Ю. Клапрот считал: «Имя Басиан произошло от их знаменитого предка. Раньше они жили в степях реки Кумы; их столица была Маджары. В результате войн они отступили в теперешние свои места, и по имени реки Малка, где остановилась часть из них, назвались малкары или балкары. В 1207 году их подчинила себе грузинская царица Тамара, насаждавшая среди них христианство, следы которого остались до настоящего времени. Освободившиеся от грузин балкары подпали под господство кабардинцев. Они зависят преимущественно от двух кабардинских княжеских фамилий: Кургок и Кайтук».

Генерал-лейтенант Генштаба России И. Ф. Бларамберг в многотомном описании Кавказа свидетельствовал: «Издревле Кабарду населяли басианцы и карачаевцы; преследуемые черкесами, они вынуждены были искать убежища в высоких, труднодоступных и покрытых снегом горах Кавказа, где они осели и все еще остаются данниками своих извечных преследователей» (1835). «Князья Большой Кабарды, видимо, по праву завоевателей считают эти три племени (карачаевцы, балкарцы и чегемы) своими подданными и в силу их зависимого положения требуют с них по одной овце с каждой семьи ежегодно». По данным Бларамберга, население черкесских народов составляло: шапсугов – 200 000 чел., абадзехов – 160 000, натухайцев – 60 000, бесленеевцев – 25 000, темиргоевцев -15 000. Население Кабарды: «Большая – 24 000 чел., Малая – 6 000, Чегемы – 2 000, Балкарцы – 4 000, Карачаевцы – 24 000».

Большая и Малая Кабарда в 19 веке занимала западную часть Терской области. Большая Кабарда входила в Нальчикский округ, а Малая - в состав Сунженского отдела. Большая Кабарда начиналась от верховьев Малки  и доходила по Джинальскому хребту до соединения реки Малки с Тереком; на юге граничила с Черными и Кабардинскими горами, а на востоке, переходя через линию Ростово-Владикавказской ж. д., достигала пределов Малой Кабарды.

Малая Кабарда находилась в угле, образуемом течением реки Терек, некогда она достигала до устьев реки Сунжи. В 1890 году на этих территориях проживало 70 183 человек.

Жители занимались пчеловодством и кабардинский мед очень ценился. В 1891 году у кабардинцев было до 20 700 ульев, а в 1890 году всего 13 800. Лесным промыслом занималось до 1 500 кабардинских семейств. Они обделывали бревна, выделывали трости и другие деревянные изделия. Производством бурок занималось около 1 200 семейств. Промысел этот развит в Большой Кабарде, в селении по рекам Баксан и Чегем. Славились атажукинские бурки. Было развито седельное производство. В каждом ауле и селении были мастера, делающие ногайки. Столицей Кабарды считался Нальчик, потому что здесь была горская школа.

Источники:

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона; «Северный Кавказ в составе Российской империи». Серия Historia Rossica. НЛО. 2007; Далхат Таумурзаев, Оюс Гуртуев. «Где страна Кабарда?»; Рамазан Трахо. «Черкесы»; Е. Д. Максимов, И. А. Вертепов. «Туземцы Северного Кавказа: Сборник материалов для описания мест и племен Кавказа».

Автор:Кавказский Узел
29.11.2014 в 17:05asker00788

Ты бы еще посчитал население закубанских адыгов и абазин посчитал, с претензиями. 

02.03.2015 в 20:33kab

Обоснуйте, за клевету статья есть не страшно языком чесать ,

29.11.2014 в 17:04asker00788

Да и что за привычка все переделывать так, как вам удобно, что бы можно было потом плакаться? Например мы не говорили и не говорим велика черкесия, тем более, что кабарда была могущественной державой))), сами придумываете и сами же обижаетесь)), как женщины). Единой черкесии никогда небыло. были черкесские племена, которые разговаривали на одном языке, понимали друг друга. А кабарда была более влиятельной, так как политически и в военном плане не отличалась от государств того времени, разве что небыло своей денежной еденицы. Скажем так, кабарда была в свое время влиятельной политической территориальной единицей, то есть государством. Она часто упоминалась в то время на самом высоком уровне. Белградским миром малая и большая кабарда были объявлены независимыми от стран притязательниц. то есть Турции и России, Франция выступила посредником. Вы хоть убейтесь. но это факты, и настоящую историю не скроешь, но это всего лишь история, ею нужно гордиться, если есть чем, если нет, то хотябы сидеть тихо и не высовываться со своей лжеисторией. 

20.10.2010 в 16:03ALX
Мамлюки это обученные боевые рабы арабов. И кстати сказать, мамлюками были представители почти всех народов кавказа. Так же и у крымского хана в подчинении были дружины разных народностей, в т.ч. и кабардинской, которые воевали с кабардинцами-бунтарями на канжёле. ps Междуусобицы главный враг прогресса наций! Мир всем братьям кавказа!
29.11.2014 в 16:52asker00788

 Вот она "Большая" Кабарда- "могушественная и самостоятельное государство и держава в 15 веке " . А как посчитали в 19 веке то оказалось 17,9 тыс человек... Это непридуманные и реальные цифры середины 19 века, когда Кабарда устоялась под властью России и её народонаселение было сосчитано.

А после разорительной войны, ухода большей части населения за кубань, в чечню и другие области кавказа думаешь численность выростает? Можешь туда и чуму приписать. Логику включи, мой униженный и ущемленный сосед.

09.08.2010 в 22:59Sokrat
Реальные цифры для анализа исторических статей о Кабарде: источник-Думанов Х.М. «Вдали от родины» Нальчик 1994г «Эль-Фа» на стр. 17, со ссылкой на ЦГА РСО ф.291 оп.1 д.3 л.19 (о Малой Кабарде) и стр. 18 со ссылкой на ЦГА КБР ф.2,оп.1,д.654,лл1-2 (о Большой Кабарде) Итак В Малой Кабарде в 1858г было 34 аулов самый большой аул Бековича с 331 дворов и с 814 душами, самый малый аул Канукова с двумя дворами и четырьмя душами. Всего населения в Малой Кабарде 6612 душ обоего пола. В БОЛЬШОЙ КАБАРДЕ в 1862ГОДУ БЫЛО 48 АУЛОВ в которых всего проживало 17916 человек (самый большой аул Бабухова 105 дворов-1109 чел и самый малый аул Перхичева 10 дворов с 49 душами)... Вот она "Большая" Кабарда- "могушественная и самостоятельное государство и держава в 15 веке " . А как посчитали в 19 веке то оказалось 17,9 тыс человек... Это непридуманные и реальные цифры середины 19 века, когда Кабарда устоялась под властью России и её народонаселение было сосчитано. Легко представить что в 17-18 веках население было и того меньше. В истории кабардинцев очень много придуманного современными кабардинскими "историками" с целью приукрашивания и подтягивания этой истории к тюркской и русской истории. А такие цифры как: 17,9 тыс.чел-Б.Кабарда и 6,6 тыс.чел-М.Кабарда позволяют людям ищущим истину находит эту истину и понять насколько далеко от реальности то что пишут современные кабардинские историки.
02.03.2015 в 20:36kab

История в последнее время превратилась в литературу. 

02.04.2020 в 01:49Валера Немов
Такого государства, как кабарда, никогда сроду не было. Прекращайте уже.
02.04.2020 в 01:46Валера Немов
Что за чушь? Такого государства как Кабарда никогда сроду не существовало.  
08.08.2010 в 10:46inga
Далхат Таумурзаев, Оюс Гуртуев. «Где страна Кабарда?»; ОЧЧЕНЬ АВТОРИТЕТНЫЙ ИСТОЧНИК...ИЧЕГО НЕ СКАЖЕШЬ...
19.09.2010 в 23:27Poll
Инал пришел не с крыма и не был он арабом. Он был черкесским мамлюком, вернулся из египта. Он был чистокровный черкес.