Война в Чечне мешает "прогрессу" - такое впечатление производит очередной отчет по России, опубликованный 12 марта Советом Европы. Авторы отчета Дэвид Аткинсон и Рудольф Биндиг искренне радуются тому, что Россия подписала ряд конвенций СЕ, занялась реформой судебной системы, передала тюрьмы Минюсту и вообще констатируют прогресс в плане выполнения обязательств, взятых Россией при вступлении в эту организацию.
Прогресс, однако, не полный. Чечня и то, что там творится, вынудило авторов заметить, Россия не очень успешно ищет политическое решение чеченской проблемы, а нарушители прав человека должны быть наказаны.
Надо сказать, что Совет Европы и ОБСЕ в отличие от ООН более или менее адекватно реагируют на события в России и в странах СНГ. Эти организации не могут напрямую повлиять на события в регионе, но лидеры независимых государств прислушиваются к их мнению.
Это видно на примере Азербайджана, где сразу же после предупреждения ПАСЕ выпустили нескольких политзаключенных, де факто признав, что они все-таки существуют. Гейдар Алиев все еще верит, что Минская группа ОБСЕ поможет вернуть Карабах и прогнать армян с оккупированных территорий.
Казалось бы, ведущую роль должна была бы играть ООН. Но эта прежде могущественная организация, похоже, самоустранилась или не может заставить свой аппарат развить комплексный подход, наподобие того, что используют ОБСЕ и Совет Европы. Конечно, какой-то объем гуманитарной помощи доходит до беженцев, но ассортиментный ряд гумпомощи, который можно встретить на рынках Северного Кавказа, говорит о том, что ООН не только не очень-то следит за тем, что и как делают ее собственные структуры в России, но и вообще не слишком интересуется регионом.
В этой связи следует напомнить, что на те деньги, которые Россия тратит на членство в ООН можно отопить и прокормить несколько регионов. Конечно, ООН тоже тратит деньги в России на разнообразные программы, но эти деньги дают лишь косвенный доход в бюджет посредством налогов с доходов физических лиц. Деньги ООН, разумеется, не идут на обогрев о прокорм широких слоев населения.