НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Сообщения о различных эпизодах жизни пророка Мухаммада; его высказывания, переданные устным или письменным путем. В этом смысле слово «хадис» приближено по своему значению к слову «сунна». Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну. Основная часть хадисов возникла в кон. 7 - нач. 8 вв.
В Коране слово «хадис» упоминается в аятах (18, 6 и 20, 9) в значении рассказа, сообщения. Значение хадисов в исламской религии очень велико, так как пророк Мухаммад не только высказывал прямые откровения от Аллаха, но и комментировал их, а также показывал своим личным примером, каким должен быть жизненный путь мусульманина. Эти примеры и комментарии были также санкционированы Аллахом, так как в кораническом аяте говорится: «И речи он ведет не по прихоти [своей]: они (т. е. речи) - лишь откровение внушенное...» (53: 3-4).
В сборнике хадисов Абу Давуда приводится хадис, в котором пророк Мухаммад говорит, что ему от Бога дана не только Книга (Коран), но и нечто похожее на неё (т.е. Сунна) (Абу Давуд, Сунан, II, 505) Таким образом, хадисы, а в широком смысле вся Сунна, как и Коран, является Божественным откровением. Коран является откровением, непосредственно переданным Аллахом пророку Мухаммаду и записанным на «защищенной скрижали», а Сунна является откровением, опосредованным речами и поступками пророка Мухаммада.
При этом, хадисы могут повторять смыслы Корана, либо комментировать их, либо же предписывать какие-либо действия, о которых в Коране прямо ничего не говорится. Существует даже специальная категория Богооткровенных хадисов, которые отличаются от обычных хадисов тем, что их смыслы исходили от Аллаха, но были переданы пророком Мухаммадом. Если пророк по незнанию совершал какие-либо ошибки, то Аллах сразу же поправлял его откровением. В связи с этим, жизненный путь пророка Мухаммада является тем идеалом, с которого должны брать пример все мусульмане. В Коране о необходимости следования за примером пророка Мухаммада.
Слово «хадис» во многих случаях сходно по своему значению со словом «сунна», так как они оба употребляются в смысле отношения того или иного слова или действия к словам и действиям пророка Мухаммада. Однако существует и разница в смыслах этих слов, так как слово «хадис» в переводе означает сообщение, которое передано со слов пророка; а «сунна» - это следование тем жизненным путем, который указан пророком.
История хадисов
Различные сообщения о пророке Мухаммаде, его речи и деяния стали впервые изучать и записывать еще при жизни пророка Мухаммада. Однако в то время возникла опасность смешения хадисов с аятами Корана. Поэтому первоначально он запретил записывать хадисы.
В сборнике хадисов Муслима содержится хадис, переданный Абу Саидом аль-Худри, в котором пророк предписывал записывать только откровения Корана и уничтожать все повествования о его речах и жизни. Но в этом же хадисе он разрешил своим сподвижникам передавать различные свидетельства о нем в устной традиции. Кроме того, в качестве исключения, пророк позволял некоторым своим приближенным записывать отдельные повествования о его жизни.
После завершения ниспослания большинства аятов Корана многие мусульмане уже знали его наизусть и умели различать аяты от других повествований о жизни Мухаммада. Поэтому пророк отменил запрет на детальное изучение и записи хадисов. В сборнике хадисов Тирмизи есть сообщение о том, что он разрешил запись его хутбы после завоевания Мекки. Тем не менее, в период правления первых Праведных халифов и даже в период табиунов записей хадисов было мало и это не приветствовалось в мусульманском обществе. Они были известны в основном в устной традиции. Причиной опять же было опасение того, что записанные хадисы со временем могут подменить Коран. Тем не менее, мусульманская традиция сохранила повествования о том, что некоторые сподвижники пророка Мухаммада записали достаточно большое количество сообщений о его жизни и речах.
Эти записи, наряду с устной традицией на протяжении длительного времени были известны мусульманам. Затем они вошли в состав более фундаментальных сборников хадисов. Ранние записи оказались невостребованными и постепенно были утеряны. Например, у Тирмизи есть информация о том, что Саад ибн Убада аль-Ансари имел записи хадисов пророка. По этим записям его сын передавал хадисы другим людям.
Признанными сборниками хадисов стали сборники Тирмизи, Абу Давуда, Ибн Маджа и Насаи. Несмотря на записи некоторых хадисов, которые были известны еще с периода жизни пророка Мухаммада, тем не менее, традиция передачи хадисов первоначально осуществлялась в основном устным путем. Основными хранителями хадисов являлись жители Мекки, а в особенности Медины. В этом городе, который стал второй родиной пророка Мухаммада, на протяжении первых столетий исламской эры были живы воспоминания о нем и различных эпизодах его жизни. Многие сподвижники пророка жили в этом городе и передавали своим потомкам повествования о различных эпизодах его жизни. Образ жизни и мировоззрение мединцев были сформированы на примере пророка, хадисы которого они тщательно хранили и передавали в сохранности из поколения в поколение. В Медину со всех концов мусульманского мира, для ознакомления с хадисами приезжали мусульмане, среди которых были выдающиеся ученые своего времени. Удобным поводом для путешествия был сезон хаджа, после совершения обрядов которого паломники приезжали в Медину для паломничества к мечети пророка.
Однако помимо Медины, различные хадисы были известны и в других регионах исламского мира, где стала формироваться традиция, построенная на преданиях того или иного региона. Дело в том, что сподвижники пророка Мухаммада жили в различных городах Халифата и там они рассказывали свои воспоминания местным жителям, которые в свою очередь запоминали их и передавали своим потомкам. Были известны, например «сирийские», «басрийские», «хомсские» хадисы.
Классификация хадисов
Наука, которая занимается изучением и классификацией хадисов называется «Ильм уль-хадис». Все хадисы состоят из текста (матн) и из цепочки его передатчиков (иснад), которая оканчивается тем сподвижником пророка, который слышал непосредственно от него тот или иной хадис. Цепочку передатчиков хадиса называют и иснадом. Степень достоверности хадиса зависит от степени достоверности цепочки его рассказчиков (рави) и соответствия текста хадиса кораническим аятам, а также другим достоверным хадисам.
Пример иснада и матна: «Абдулла ибн Йусуф сказал нам: Малик передал нам слова Ибн Шихаба, передавшего со слов Мухаммада ибн Джубайра ибн Мут'има, что его отец сказал: "Я слышал, как во время закатной (магриб) молитвы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) читал суру "Гора"».
По степени достоверности, все хадисы подразделяются на сахих (достоверный), хасан (хороший) и заиф (слабый). Данная классификация относится не к словам и поступкам пророка Мухаммада, а только к доказательности того, что текст того или иного хадиса действительно восходит к нему.
Достоверные (сахих) хадисы
Достоверным хадисом называется сообщение, которое восходит к сподвижнику, а от него к самому пророку Мухаммаду посредством непрерывной цепочки правдивых, беспристрастных передатчиков (повествователей). В таких хадисах не существует никаких сомнительных моментов или отклонений (шазз) и недостатков (илля).
Для того, чтобы хадис считался достоверным, необходимы следующие условия:
1. Передатчики хадисов должны быть добросовестными людьми (адиль), отличающимися своей праведностью и порядочностью. Должно быть точно известно, что они были искренними богобоязненными мусульманами, не привносили в религию нововведений, не совершали серьезные грехи. Если в цепи передатчиков (иснаде) есть нечестивец, то такой хадис достоверным не является;
2. Должно быть точно известно, что передатчики хадисов обладали хорошей памятью и в различные годы своей жизни никогда не упоминали рассматриваемый хадис в разной текстовой или смысловой форме, а всегда рассказывали его одинаково. Это условие называется забтом;
3. Необходимо точно выяснить, что все передатчики хадисов были современниками и действительно встречались друг с другом, вследствие чего стала возможной передача сообщения. То есть, цепь передатчиков хадиса иснад должна быть непрерывной;
4. Хадис, переданный заслуживающим доверие передатчиком, не должен иметь отклонения в смыслах или противоречить другим хадисам, переданным другими заслуживающими доверие передатчиками.
5. В тексте и смыслах хадиса не должно быть никаких, даже незначительных явных или скрытых недостатков (илля), которые могут привести к сомнениям в достоверности сообщения.
Те хадисы, которые отвечают условиям всех этих пяти пунктов, являются достоверными и нет никаких причин сомневаться в том, что они действительно восходят к пророку Мухаммаду . Достоверные (сахих) хадисы являются полноценными и окончательными аргументами и доказательствами при решении различных вероучительных и правовых вопросов в Исламе. Сборники достоверных хадисов «Сахих» Бухари и Муслима признаны всеми мусульманами-суннитами.
Хорошие (хасан) хадисы
Хорошими называют такие хадисы, которые переданы непрерывной цепочкой праведных и богобоязненных передатчиков. Они не имеют никаких явных отклонений (шазз) или недостатков (илля). В этом качестве они приближены к категории достоверных хадисов (сахих). Однако в них имеются некоторые погрешности в специфических особенностях передатчиков.
В частности, в хороших хадисах (хасан) имеются погрешности во втором необходимом условии для достоверных хадисов - забте. В связи с этой погрешностью, хадисы-хасан не входят в категорию достоверных (сахих). Считается, что они занимают промежуточное положение между достоверными (сахих) и слабыми (заиф) хадисами. Термин «хасан» для хадисов впервые ввел Тирмизи. До него эти хадисы являлись одной из форм слабых (заиф) хадисов.
Хадисы-хасан используются в исламском праве для решения различных вопросов. Однако вынесение суждения их основе не является таким категоричным и окончательным доказательством, как в случае с достоверными (сахих) хадисами. Много хороших (хасан) хадисов приводится в «Джами» Тирмизи и «Сунанах» Абу Давуда и Даракутни.
Слабые (заиф) хадисы
Слабыми называются хадисы, в которых не выполняется какое-либо одно или несколько условий, предъявляемых к достоверным и хорошим хадисам. Этим самым, вероятность восхождения такого хадиса к пророку Мухаммаду ставится под сомнение.
Относительно возможности доказательства какого-то правового действия слабым (заиф) хадисом, мусульманские улемы имели различные мнения. Многие из них категорически выступали против этого. По их мнению, слабые хадисы, в силу их сомнительности, не могут доказывать верность каких-либо правовых, и, тем более, вероучительных проблем. Однако другие известные улемы, как например, Ахмад ибн Ханбаль или Абу Давуд, считали, что вынесение правового предписания на основании слабого хадиса лучше, чем решение проблемы методом аналогии. Некоторые улемы считают доказательством данные слабого хадиса, при условии, что:
- Слабость хадиса не должна быть слишком явной;
- Слабый хадис должен быть в русле положений Корана и Сунны и при необходимости, в качестве исключения, лишь в какой-то мере может дополнять предписанные там положения религии;
- Мусульманин, совершающий то или иное деяние по слабому хадису, не должен иметь убежденность в обязательности этого поступка. Он совершает его только по причине предосторожности.
Кроме того, ссылка на слабые хадисы по вопросам основ исламской религии и права считается недопустимой.
Много слабых хадисов содержат такие сборники хадисов, как «Китаб аль-Иляль» Даракутни, «Китаб ад-Дуафа» Ибн Хиббана, «Китаб мизан аль-итидаль» Аз-Захаби, «Китаб аль-Марасил» Абу Давуда.
Слабые хадисы разделяются на многочисленные категории, некоторыми из которых являются следующие:
- Гариб - хадисы, которые были переданы не сподвижниками пророка Мухаммада, а другими лицами-одиночками.
- Мудаль (утомленный) - хадис, в цепочке передатчиков которого пропущены имена двух или более передатчиков.
- Муаллак (подвешенный) - сообщение, начало цепочки передатчиков которого отсутствует;
- Маджхуль (неизвестный) - сообщения, в которых один из передатчиков неизвестен авторитетным знатокам хадисов;
- Маклуб - хадисы, в текстах или цепочках передатчиков (рави) которых имеют место разночтения;
- Макту (разорванный) - сообщение, в цепочке рассказчиков которого отсутствует сподвижник пророка Мухаммада, ссылающийся на него;
- Мудаллас - хадисы, в передаче которых отсутствует упоминание первого передатчика (рави).
- Мудтариб (запутанный) - сообщение, передатчики которого делают различные утверждения, которые могут затрагивать как иснад, так и текст хадиса. Мухаддисы не имеют достаточно оснований для того, чтобы отдать предпочтение одному из мнений;
- Мункати (оборванный) - сообщение, в иснаде которого есть отсутствующее звено либо безымянный передатчик;
- Мурсаль (отпущенный) - сообщение, переданное каким-либо табиуном, но в передаче которого не упоминается непосредственно имени сподвижника, от которого он услышал этот хадис.
- Шазз - единственный в своем роде. Так называются предания, переданные каким-либо достаточно приемлемым передатчиком, которые противоречат хадисам еще более приемлемых и авторитетных передатчиков.
Наука о хадисах разделяется на несколько разделов, некоторыми из которых являются следующие:
1. Риваят аль-Хадис, который исследует проблемы, связанные с собранием и передачей текстов различных сообщений сунны (хадисов);
2. Дираят аль-Хадис, в котором исследуются проблемы, связанные с достоверностью этих сообщений, цепочкой их передатчиков (иснадом);
3. Джарх и Тадил, в которых изучаются личностные качества передатчиков хадисов, их надежность, правдивость, погрешности и ошибки. В специальных книгах все передатчики хадисов (рави) перечисляются в алфавитном порядке. О них и об их жизни дается специальная информация, в том числе и о том, от кого и когда они слышали хадисы и кому их передавали;
4. Риджалу’ль-Хадис, в котором исследуются биографии и уровни передатчиков хадисов;
5. Илялю’ль-Хадис, в котором изучаются внешне невидимые, скрытые причины, которые не дают возможности относить тот или иной хадис в разряд достоверных;
6. Гарибу’ль-Хадис, в котором изучаются некоторые слова, которые редко употреблялись в арабском языке, либо были привнесены в этот язык позднее;
7. Мухталифу’ль-Хадис, который изучает различные хадисы, в которых присутствуют некоторые кажущиеся внешние противоречия и устраняет их.
8. Насх и Мансух, в котором изучается отмена правового действия одного хадиса другим.
Сборники хадисов
Все сборники хадисов по степени достоверности и надежности разделяются на категории.
В первую категорию входят сборники, в которых содержатся не вызывающие никаких сомнений общеизвестные (мутаватир), достоверные (сахих), известные (машхур) и хорошие (хасан) хадисы. К этой категории суннитская традиция относит сборники хадисов Бухари и Муслима «Сахих» и «Муватту» Малика ибн Анаса.
Вторую категорию составляют книги, по степени достоверности хадисов уступающие сборникам первой категории, но, тем не менее, достойные внимания в связи с тем, что и там авторы применили в отборе сообщений свои методы. Ко второй категории относятся сборники «Джами» Тирмизи, «Сунан» Абу Давуда и Насаи, «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля. Данные этих двух категорий книг используются в суннитском Исламе в качестве доказательств вероучительного и правового характера.
К третьей категории относят сборники, в которых наряду с достоверными (сахих) хадисами имеются и слабые (заиф). В эту категорию входят сборники Байхаки, Табарани, Абд ар-Раззака и Тахави. Этими сборниками пользуются только специалисты.
К четвертой категории относятся сборники, которые появились после эпохи великих мухаддисов. Там содержатся различные повествования, которые не отвечают требованиям науки о хадисах. На основании данных этих сборников нельзя выдавать правовое предписание, а тем более на основании их данных не может формироваться мировоззрение мусульман.
В умеренном шиизме методы и терминология науки о хадисах во многом сходны с суннитскими, хотя там имеются и некоторые отличительные особенности.
Некоторые термины, которые используются в науке о хадисах:
Адалят - соответствие передатчиков хадисов нормам и принципам справедливости. Это одно из необходимых требований, предъявляемых к передатчику какого-либо хадиса, на основе которого определяется степень его достоверности.
Ан’ана - установление круга лиц, от которых исходит то или иное сообщение относительно религии. В определенном смысле это традиция.
Идрадж - прибавление одной вещи к другой. В науке о хадисах - прибавление к хадису, рассказанному каким-либо человеком своих слов, которых нет в оригинале. Обнаружить идрадж можно только в случае, если имеется тот же хадис в передаче других людей.
Иснад - цепочка рассказчиков хадиса, их ряд и поименное упоминание.
Масанид - муснады (См. ниже). Общее название сборников хадисов Ахмада ибн Ханбаля, Абу Йалы, Абдуллы Дарими и Ахмада Беззара.
Муватта - так называется известный в мусульманском мире сборник хадисов имама Малика ибн Анаса. Этот сборник считается первым сборником хадисов.
Муснад - хадисы, которые относятся к пророку Мухаммаду, переданные конкретными названными по имени сподвижниками, которые их слышали.
Муттафа-кун алейхи - хадисы, которые одновременно вошли, как в сборник хадисов Бухари, так и Муслима.
Муфтара - вымышленные, сфальсифицированные хадисы, которые были сочинены лицемерами и отступниками, внешне представляющимися мусульманами.
Рави - человек, повествующий или передающий какое-то известие (См. Рави).
Ривая - предание, повествование. Это слово в основном применяется в отношении лица, который передал то или иное сообщение.
Сахихейн - два "Сахиха". Сборники достоверных хадисов имамов Бухари и Муслима, которые считаются самыми авторитетными в суннитском Исламе.
Сунан - сборники четырех выдающихся мухаддисов Абу Давуда, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа.
Тасниф - собрание хадисов пророка Мухаммада с дальнейшим разделением их на соответствующие тематики и издание в виде книг. Впервые эта работа была проведена по приказу омейядского халифа Омара II ибн Абд аль-Азиза.
Тахридж - нахождение и описание истоков хадисов, цепи их передатчиков, подробностей их передачи, степени достоверности и т.д.
Фард - индивидуум, единственный. Этим термином обозначают хадис, который в цепи передатчиков "рави" восходит к одному из табиунов. Такие хадисы также называют "гариб".
Хабар - Известие о какой-либо вещи; сообщения, сохраненные в устной традиции. Это слово упоминается в кораническом аяте (49, 6). Во множественном числе «ахбар». В науке о хадисах «хабар» - это какое-либо сообщение, восходящее к пророку Мухаммаду, его сподвижникам и табиунам. Но в большинстве случаев хабаром называют сообщение, переданное сподвижниками и табиунами. А непосредственные слова пророка в этих сообщениях называют хадисом.
Шарх - комментарий, объяснение, которое дается к различным аятам Корана и хадисам пророка Мухаммада.
Источники:
«Исламский энциклопедический словарь»; Большой энциклопедический словарь.