ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Руководитель одного из вилаятов (регионов) государства Халифат, которого назначает халиф.
Земли Халифата делятся на вахадаты (территориальные единицы), которые называются вилаятами. Каждый вилаят также, в свою очередь, делится на вахадаты, которые называются амала (административный округ). Руководитель вилаята называется валием или амиром, руководитель амалы называется амилом или хакимом.
Амала так же делятся на административные вахадаты, которые называются къасаба (главные города), и каждый из этих къасаба делятся на меньшие административные вахадаты называемые аль-хай (квартал). И каждый из главных в къасаба и в аль-хай называются мудирами (управляющим).
Валийи - это правители, поскольку слово «вилаят» означает правление. Валий назначается исключительно халифом или тем человеком, которого халиф уполномочивает от себя. В основе вилаята, или имарата, т.е. валиев и амиров, лежат действия пророка Мухаммада. Известно, что Пророк назначал валиев и наделял их правами управления областями государства.
Что касается освобождения валия от занимаемой должности, то это происходит в том случае, если халиф считает это необходимым, или, если большинство жителей его вилаята, или же те лица, которые уполномочены этими жителями, проявляют недовольство и гнев по отношению к валию. Процесс освобождения валия от должности происходит под руководством халифа.
В первые века вилаят подразделялся на две категории: вилаят намаза и вилаят хараджа. Что касается вилаят амиров (правление амиров), можно встретить два значения: правление намазом (имарату аля-с-салят) и правление намазом и хараджем (имарату аля-с-саляти ва-ль-харадж). То есть амир может быть «амиром намаза и хараджа» или только «амиром намаза» или только «амиром хараджа».
Значение слова «намаз» с прибавлением к слову «вилаят» или «имарат» не в том, что валий или амир является только имамом для людей в намазе. Оно означает управление людьми во всех делах, кроме финансовых. В сфере деятельности валиев слово «намаз» означало правление во всем, исключая сбор финансов. Если валий совмещал намаз и харадж, то его вилаят (правление) был общим. Если же его вилаят (правление) ограничивался намазом или хараджем, то считался частным.
Положение частного валия определяется халифом. Он может назначить его только валием хараджа, или ограничивать его вилаят судопроизводством, или назначать его валием, управляющим всеми делами, кроме дел, касающихся финансов, судопроизводства и армии. Халиф вправе поступать так, как считает необходимым для пользы государства или вилаята. Дело в том, что шариат не определил для валия конкретную сферу деятельности, и не обязал, чтобы все дела правления в вилаяте находились в его руках.
Шариат определил то, что деятельностью валия или амира является правление, а также то, что валий является уполномоченным от халифа, и назначается как амир на определенной территории. Халиф имеет право назначать как общих, так и частных валиев. Во времена аббасидских халифов вилаяты Исламского государства стали независимыми, и положение дошло до того, что халиф перестал иметь власть над этими вилаятами. Для него делали только дуа (мольбу) и чеканили монеты с его именем.
Так как халиф имеет право назначать валиев как общими, так и частными правлениями, и так как общее правление может нанести вред, и является опасностью для государства, то было принято следующее: «Уполномочие валия во всех делах, кроме тех, в которых он, если теряет богобоязненность, может приобрести независимость, и отделится от Халифата, а то, что дает возможность стать независимым – это армия, финансы и судопроизводство, поэтому эти аппараты отделяются от валия, и относятся к халифу, как любой другой аппарат государства Халифат».
Валий не переводится из одного вилаята в другой, но может освобождаться от должности и опять назначаться валием. Поскольку Мухаммад освобождал валиев от должности, но нет свидетельств, чтобы он переводил валия из одного места в другое. Кроме того, вилаят является договором, где оговаривается определенная территория правления валия. Он продолжает обладать полномочием правления на этой территории до тех пор, пока халиф не сместит его с должности. Если же он переводится на другую территорию, то этим он не освобождается от занимаемой должности на предыдущей территории и не становится валием на территории, в которую был переведен.
Назначение его валием на том месте, в которое он переведен, требует наличие нового договора, касающегося именно этого места. Поэтому валий не переводится из одной территории в другую. Он может освобождаться от должности валия одной территории и назначаться валием другой территории.
Халиф должен проверять действия валиев, строго контролировать их. В независимости от того, сам ли он непосредственно это делает или назначает того, кто от его имени осведомляется об их положениях и инспектирует их. Также и муавин, в тех вилаятах, над которыми он назначен, имеет право на проверку. Он должен сообщать халифу об их положениях или о предпринятых им мерах по отношению к ним. Халиф должен время от времени собирать их всех или некоторую часть из них, а также внимать жалобам, поступающим на них от населения.
Источник:
Веб-ресурс halifat.org