ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Руководитель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина на встрече женщин-миротворцев России и Грузии высказала ряд предложений относительно совместных проектов и сотрудничества общественности двух стран. В частности правозащитница считает необходимым проводить в регионе постконфликтные детские лагеря.
Светлана Ганнушкина уверена, что у правозащитников не должно быть перекоса. Она, по ее словам, руководствуется принципом: "побывал на одной стороне, побывай на другой". Так она и ее коллеги действовали в ходе армяно-азербайджанского конфликта.
"Мы посещали армянскую тюрьму. Помню разговор с одним из заключенных. Еще почти мальчик. Он рассказал нам, что бежал не из Азербайджана в Армению, а чтобы умереть. Каждый день в Азербайджане его били и насиловали. Дедовщина. Попав в тюрьму, он был рад. Тем его не обижали", - рассказала правозащитница.
Ганнушкина подчеркнула, что хотя "любая война наполнена мифами", не все из них верны. "Например, нам говорили, что в Азербайджане пленных армян используют как рабов в каменоломнях. Мы приехали в тот район, чтобы посмотреть, что там происходит. Приезжаем туда, а местные жители нам говорят: какие армяне? Мы сами боремся за самую малейшую возможность работать", - отметила руководитель комитета "Гражданское содействие".
Правозащитница настаивает на эффективности проведения лагерей, где соберутся дети из разных стран и республик, между которыми были недавно конфликты.
"Мы проводили постконфликтный осетино-ингушский лагерь. Он проходил в Подмосковье, в Пущино. К осетинам и ингушам присоединили местных ребят из числа трудных подростков. Вначале дети разных народов ничего хорошего друг от друга не ждали, сидели все по своим углам. Нам даже рассказывали, что в поезде, в котором школьники ехали в лагерь, мальчики из Осетии не решались выйти из купе выбросить мусор, поскольку для этого надо было пройти мимо купе с ингушами. Однако, прошло две недели, с детьми работали опытные педагоги, они сами активно общались между собой, и к концу срока просто плакали, расставаясь", - привела пример Светлана Ганнушкина.
По ее словам, "между подростками разных национальностей возникали романы". "Был даже курьезный случай, когда кавказские парни, недовольные стилем ухаживания за девушками подмосковных сверстников (дергание за косички и портфелем по голове), пошли объяснять им, как надо правильно относиться к противоположному полу", - добавила правозащитница.
Помимо этого, по мнению Ганнушкиной, молодежь конфликтующих регионов сближала любовь к кавказским танцам, которым русских подростков с удовольствием учили осетинские и ингушские парни и девушки.
На встрече российских и грузинских миротворцев говорилось и о проблеме грузин из Абхазии в получении российского гражданства.
Как отмечали правозащитники, Министерство иностранных дел не учитывает их методических указаний и продолжает чинить препятствия этническим грузинам в получении российского гражданства. И эта проблема также заслуживает внимания общества обеих стран.
Представительница грузинских НПО Манана Мебуке, впрочем, полагает, что прежде чем начинать реализовывать эти планы, надо решить самый главный вопрос: "Сейчас общественным организациям надо работать над тем, чтобы были освобождены пленники с обеих сторон конфликта (войны между Грузией и Осетией в 2008 году). После этого можно начинать общение с чистого листа".
В голландском городе Лейден в июле прошла встреча участников Грузино-осетинского гражданского форума, на которой было принято обращение к участникам Женевских консультаций. Форум попросил помочь решению проблем мирного населения Грузии и Южной Осетии.
Наиболее острой проблемой, которую необходимо решить, участники форума называют ограничение свободы передвижения: посещение родственников, религиозных святынь и кладбищ; доступ к полям и пастбищам для жителей осетинских и грузинских сел, который оказался ограниченным после войны.
Также в числе требующих скорейшего решения проблем называются вопросы водоснабжения и поставки газа, отсутствие экономических и торговых связей, "крайне негативно сказавшееся на благосостоянии жителей региона"; доступ гуманитарных организаций в Южную Осетию.