ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Дело бывшего президента международного общества месхетинских турок "Ватан" Сулеймана Барбакадзе, арестованного 26 июля, находится под контролем правозащитников, сообщил тбилисский правозащитник Эмиль Адельханов.
В частности, как сказал Адельханов корреспонденту "Кавказского узла", за развитием ситуации с Барбакадзе следят представители международной организации Human Rights Watch и советник по юридическим вопросам офиса Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств Винсент де Грааф.
Напомним, Сулеймана Барбакадзе задержали в грузинском городе Ахалцихе (административный центр Самцхе-Джавахетского региона Грузии) по обвинению в мошенничестве. Как пояснил "Кавказскому узлу" его адвокат Лери Катамадзе, жалобу на Барбакадзе подали бывшие владельцы дома в Ахалцихе, который бывший президент "Ватана" некоторое время назад приобрел в собственность. Они считают, что Барбакадзе обманным путем завладел их имуществом.
По словам Катамадзе, бывшие собственники утверждают, что после покупки недвижимости Барбакадзе обещал помочь им устроиться в России, и свое обещание не выполнил. "Так называемый пострадавший хотел продать дом за 35 тысяч долларов, Сулейман предлагал за него 25 тысяч, а за 10 тысяч якобы обещал им помощь в регистрации и покупки жилья в России", - рассказал адвокат. По его словам, по приезде в Россию у истцов возникли проблемы - сначала их задержали на четверо суток, а потом депортировали на родину.
При этом, в России, как заверил Катамадзе, у бывших владельцев дома живут двое сыновей, к которым они собирались переехать еще до продажи имущества. Адвокат также уточнил, что 26 сентября заканчивается срок предварительно заключения Барбакадзе. До этого времени защита надеется на утверждение процессуального соглашения, по которому экс-президент "Ватана" может быть освобожден условно.
Адвокат Барбакадзе заявляет, что доказательств вины его клиента недостаточно
Защитник Барбакадзе считает, что прямых доказательства у обвинения нет, и задержание его было незаконным. Также, по мнению Катамадзе, арест его подзащитного не связан с работой по репатриации месхетинцев, которой он занимался ранее.
Адельханов в свою очередь не исключает, что задержание Барбакадзе имеет отношение к его деятельности на посту президента "Ватана". Однако, подчеркивает он, определенно утверждать, что Барбакадзе кто-то "подставил", тоже нельзя. "Все это хорошо вписывается в отношения между властями и месхетинцами, но насколько юридически был оправдан его арест, я сказать не могу - об этом деле нам мало что известно", - сказал правозащитник.
Он уверяет, что жители Ахалцихе, где был задержан Барбакадзе, не знали о случившемся: "Он был арестован так тихо, аккуратно и бесшумно, что в Ахалцихе об этом никто не знал, хотя там, как во всяком маленьком провинциальном городке, слухи распространяются мгновенно". Правозащитник добавил, что о самом факте ареста местные жители узнали из Интернета. "Они думали, что Барбакадзе арестован в Тбилиси, говорили - если бы его арестовали у нас в городе, мы бы знали", - отметил Адельханов.
Барбакадзе уже три года не является председателем общества "Ватан"
О том, что Барбакадзе в настоящее время не является президентом "Ватана", корреспондента "Кавказского узла" проинформировал нынешний руководитель организации Таштан Асланов. "В 2007 году был съезд, на котором Барбакадзе переизбрали", - утверждает он.
Некоторое время назад "Ватан" распространил резолюцию того самого международного съезда от 2007 года, где сказано, что новым председателем организации является Асланов, а "все другие лица являются самозванцами и не имеют права выступать или совершать какие-либо действия от имени месхетинских турок". О Барбакадзе в документе сказано, что "благодаря именно его деструктивной и единоличной политике соглашательства и подыгрывания грузинской стороне турки-месхетинцы получили закон не способствующий, а препятствующий репатриации на историческую родину".
Тем не менее, как сказал Асланов, к аресту экс-главы "Ватана" в организации относятся отрицательно. "Он был представителем общества и нам неприятно, что его арестовали", - объяснил он. Произошедшее с Барбакадзе, по мнению главы общества, не имеет отношение к его деятельности по возвращению депортированных в годы сталинских репрессий месхетинцев на их историческую родину в Самцхе-Джавахети, которой он занимался в "Ватане".
Адельханов: власти не спешат выполнять свои обязательства по возвращению месхетинцев
По данным тбилисского правозащитника, несмотря на то, что официально Барбакадзе не являлся главой "Ватана", в последнее время он продолжал работать над проблемами месхетинцев, которые хотят вернуться на родину. "После приезда в Грузию он чуть ли не в тот же день зарегистрировал Фонд помощи репатриирующимся месхетинцам", - сообщил Адельханов. Через некоторое время, продолжает правозащитник, Барбакадзе объявил себя председателем международного "Ватана". "С организацией у него не было фактически никаких связей, но тем не менее он называл себя ее председателем", - говорит Адельханов.
По мнению правозащитника, грузинские власти не предпринимают должных мер по возвращению месхетинцев на родину. "Они с самого начала были настроены на то, чтобы репатриация произошла как можно позже и как можно в меньших масштабах, чего они и добились", - заключил он, констатировав, что Грузия так и не выполнила международных обязательств.
Напомним, в 1999 году при вступлении в Совет Европы Грузия обязалась в течение 12 лет репатриировать депортированное в 1944 году месхетинское население.
С начала 2008 года в Грузии действует закон "О репатриации лиц, насильственно переселенных бывшим СССР из Грузинской СССР в 40-х годах XX века", по которому месхетинцы должны получить статус репатриантов. Согласно документу, представители этого народа, желающие вернуться в Грузию, должны были подать заявления до 1 января 2009 года, однако к его наступлению власти продлили этот срок еще на год. После 1 января этого года была установлена дата, к которой планировалось устранить ошибки в поданных заявлениях – 1 мая 2010 года, - однако впоследствии и ееи перенесли – на 1 января 2011 года.
В марте генеральный директор Совета Европы по политическим вопросам и демократии Жан-Луи Лоран заявил, что Грузия не справилась с установленными Советом Европы временными рамками возвращения на родину депортированных месхетинцев - определенный для этого 12-летний срок подходит к концу.
Между тем для начала массовой репатриации месхов-мусульман в Грузию необходимы серьезные финансовые средства. Кроме того, месхетинцы желают вернуться не в какой-либо регион Грузии, а на свои исторические земли - в Самцхе-Джавахети, что, по мнению некоторых экспертов, вызывает риск возникновения межэтнических столкновений между репатриантами и грузинами, населяющими этот регион теперь, а также с проживающими там армянами.
Как сообщил в июле этого года начальник управления по репатриации Министерства по делам вынужденно перемещенных лиц из оккупированных территорий, расселению и беженцев Грузии, грузинские власти уже начали рассмотрение поданных заявок. Статус репатрианта депортированным в 1944 году месхетинцам Грузия планирует начать присваивать с января следующего года.