12:13 / 15.09.2010Власти Дагестана считают выгодным для республики соглашение с Азербайджаном по реке Самур

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В ходе трудных переговоров по поводу распределения водных ресурсов реки Самур между Россией и Азербайджаном российская сторона пошла на некоторые уступки, однако появившаяся на страницах республиканских СМИ информация о предательстве интересов Дагестана не соответствует действительности, заявил вице-премьер правительства Дагестана Ризван Газимагомедов.

По его мнению, отдельные публикации в СМИ по поводу соглашения "Об основных принципах завершения делимитации госграницы и распределения водных ресурсов реки Самур между РФ и Азербайджанской Республикой" нагнетают межэтническую напряженность в республике.

Газимагомедов: уступив 12 метров моста, мы смогли контролировать вододеление

Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Ризван Газимагомедов, согласно подписанному в ходе визита Дмитрия Медведева в Азербайджан в начале сентября этого года соглашению, отныне использование и распределение водных ресурсов реки Самур будет осуществляться в равных долях 50 на 50 за вычетом экологического сброса.

Река Самур протяженностью 213 км берет свое начало на территории Дагестана близ селения Кусур в Рутульском районе. Сток ее на 96,4% формируется на территории Дагестана. Самур практически является внутренней рекой Дагестана и лишь на небольшом участке (38 км) протекает по границе с Азербайджаном.

С октября 1967 года и до настоящего времени распределение воды реки Самур между Россией и Азербайджаном осуществлялось в пропорциях: 16,7% для Дагестана, 49,6% для Азербайджана и 33,4% - экологический водосброс.

"Постоянный дефицит воды не обеспечивал действующие в республике мощности и социально-экономическое развитие Дагестана, - отметил Ризван Газимагомедов. – С учетом существующих норм орошения земель, потребности населения, а также перспективного развития муниципальных районов, руководство республики перед федеральным центром поставило задачу существенно увеличить объем воды, выделяемой для Дагестана. В ходе переговорного процесса с азербайджанской стороной мы добивались в полной мере защиты интересов республики".

Ризван Газимагомедов пояснил, что в ходе трудных переговоров российская сторона пошла на некоторые уступки. В частности государственная граница была перенесена на середину моста на реке Самур.

"Исторически граница Дагестана завершалась на правой стороне реки Самур. Почему мы уступили? Нам важен был не сам мост – а контроль за тем, кто и сколько забирает воды. Это принципиальный момент. Уступив 12 метров моста, мы смогли контролировать вододеление", - сказал Ризван Газимагомедов.

По его словам, не будет оспариваться факт, что Самурский гидроузел является собственностью Азербайджана, на балансе этой республики он находится с 1967 года. Однако в настоящее время Дагестан получит возможность контролировать расход воды на этом гидротехническом сооружении. Согласно заключенному между РФ и Азербайджаном соглашению, создается совместная комиссия по контролю водозабора, в которой будет два руководителя - с дагестанской и азербайджанской стороны.

"Новое дело" сомневается в правильности установления прав собственности Азербайджана на Самурский гидроузел

Одна из публикаций, в которой говорилось о несправедливом распределении водных ресурсов реки Самур, появилась в республиканской газете "Новое дело" (№ 35 от 3 сентября 2010 г.). В ней автор Марко Шахбанов пишет, что "неуклонное увеличение объема водозабора азербайджанской стороной происходило за счет самовольного уменьшения российской доли и уменьшения объемов экологического попуска".

Как считает журналист, "учитывая тот факт, что Самурский гидроузел строился в соответствии с распоряжениями высших органов государственной власти единого союзного государства, финансировался за счет его же бюджетных средств и на землях Дагестанской АССР, возникла реальная необходимость рассмотреть и юридические составляющие вопроса установления прав собственности Азербайджана на указанный объект".

По информации издания, на встрече Дмитрия Медведева и президента Азербайджана Ильхама Алиева, которая состоялась в Баку 29 июля 2009 года, бывший президент Дагестана Муху Алиев высказался против установленных норм дележа самурской воды между Россией и Азербайджаном.

Когда Дагестан хотели поставить перед фактом, Муху Алиев в жесткой форме высказался против такого несправедливого решения вопроса. "Он, в частности, по нашим данным, заявил, обращаясь к руководителю администрации президента Сергею Нарышкину (организатору встречи) и министру иностранных дел Сергею Лаврову (с ним разговор на повышенных тонах состоялся и в Москве), что предложенная ими линия "антидагестанская и антигосударственная", и с ней он согласиться никак не может. По словам нашего источника, оба лица якобы "пропихивали на переговорах выгодный Баку вариант", - отмечает Марко Шахбанов в своей статье.

Как сообщал "Кавказский узел", ранее жители Дагестана жаловались на ущемление их интересов при использовании водных ресурсов реки Самура. В июне прошлого года во время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Баку Азербайджан предложил совместное использование вододелителя на реке Самур. В июле 2009 года в Совместном заявлении президентов Азербайджана и России об основных принципах завершения делимитации госграницы и распределения водных ресурсов реки Самур были определены параметры компромисса, на основе которого стали возможны взаимоприемлемые решения этих вопросов в интересах двух стран.

Автор:Тимур Исаев
06.12.2010 в 12:27M-Shah_Awarior
Потому Муху Алиева и ушли. Центру нужны марионеточные дагестанские правители, которые не позволят отстаивать какие-то там дагестанские интересы, что в масштабе большой политики, ошибочно считаются незначительными и несущественными. Дагестан и его народ своими действиями в конце 90-х предотвратил развал страны, Азербайджан и его политики способствовали развалу союза и делают всё, чтобы ослабить влияние России в этом регионе.