08:40 / 28.09.2010В Сухуме открыт памятник махаджирам

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Памятник абхазским махаджирам – жертвам Кавказской войны XIX века открыт 27 сентября на сухумской набережной. На открытие памятника пришли руководители Абхазии, потомки махаджиров, представители общественности, школьники, военнослужащие.

19 лет назад на этом месте был заложен камень, к которому ежегодно в день памяти махаджиров 31 мая приходили люди и возлагали цветы.

Автор проекта памятника (а это бронзовая скульптура весом 2 700 кг и размером 3х4 м, отлитая на Минском художественно-скульптурном комбинате) – известный абхазский художник и скульптор Геннадий Лакоба, который живет и работает в Минске.

По словам министра культуры Абхазии Нугзара Логуа, события конца XIX века стали трагичными для абхазского народа и народов Северного Кавказа. "С первых дней Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. на помощь своему народу пришли потомки тех людей, которые вынуждены были покинуть свои дома, свою Родину, - заявил Логуа. – И сегодня потомки махаджиров стоят рядом с нами, они возвращаются на свою историческую родину, живут здесь".

"Эта скульптурная композиция станет памятью о трагичном периоде в истории нашего народа", - добавил Логуа.

Белое покрывало с памятника спустили представили абхазской диаспоры Турции Ахмат Капат и Лютфи Махария, который, выступая на митинге, поздравил всех с открытием памятника и 17-й годовщиной освобождения Сухума от  войск Госсовета Грузии, отмечавшейся 27 сентября.

"Живя в Турции, мы все время переживаем за свою историческую родину. Даже тогда, когда мы не могли сюда приезжать, мы всегда старались быть в курсе происходящих здесь событий, каждая весточка о нашей Родине была нам дорога. Наши старшие все время рассказывали нам об Абхазии, мы душой все время находились здесь", - сказал Лютфи Махария.

Автор скульптуры Геннадий Лакоба сказал, что для него сегодня важный день, так как завершен большой этап длительный работы. Он поблагодарил руководство республики за всевозможную помощь, оказанную ему при воплощении в жизнь его многолетней мечты.

"Я бы очень хотел, чтобы эту работу восприняли и наши граждане, потому что я делал это для вас, для ваших детей, внуков и правнуков, - обратился к собравшимся автор памятника. - Хотелось бы, чтобы им никогда не пришлось пережить те сложности, которые пережили наши предки махаджиры. Дай Бог мира, счастья и здоровья нашим гражданам и нашей Родине".

В интервью журналистам премьер-министр Сергей Шамба назвал памятник махаджирам одним из лучших скульптурных произведений, созданных в Абхазии. "Мне очень нравится скульптура, сама идея, заложенная в ней, а также великолепное мастерское исполнение. Я уверен, что этот памятник будет долгие годы оставаться замечательным символом здесь, в Абхазии", - поделился Сергей Шамба.

Депутат парламента Герой Абхазии Батал Кобахия, комментируя событие корреспонденту "Кавказского узла", констатировал, что "махаджирство – это трагическая история абхазского народа, когда в середине XIX века большая часть абхазов была выселена и депортирована насильственно".

Кобахия напомнил, что открытие памятника происходит в день освобождения Сухума. "Я вспоминаю, как более 25 лет назад, когда группа творческой молодежи построила здесь маленькую горку для того, чтобы появился некий символ, связанный с теми трагическими днями. Тогда было очень сложно это сделать. Власть Абхазии пыталась нас отговорить от этого события, но мы сказали, что это наша история и мы хотим, чтоб ее помнили. И хорошо, что по прошествии многих лет мы имеем такой замечательный памятник у нас в Сухуме. Он достаточно символичный. Он характеризует не только нашу историю, связанную с махаджирством, но и вообще историю Абхазии, которую приходится все время защищать, отстаивать свое право на независимость, на свое достоинство, свою идентичность", - рассказал Кобахия.

"Много можно говорить о проблеме, названной в истории "махаджирством", но мне этот термин не нравится, поскольку он означает "добровольное переселение по религиозным соображениям". На самом деле это не было добровольным переселением", - подчеркнул Батал Кобахия.

Потомок абхазских махаджиров, в 1991 году вернувшийся в Абхазию, ветеран грузино-абхазской войны Эркан Кутарба также против того, чтобы эта трагедия абхазского и всего кавказского народа называлась "махаджирством". На его взгляд, "это – изгнание". "Несмотря на насильственное изгнание, душой наши предки всегда находились в Абхазии, а мы по их рассказам знали и любили ее", - заключил Кутарба.

Отметим, что сегодня же в Центральном выставочном зале Союза художников Абхазии открылась персональная выставка Геннадия Лакоба. В экспозиции представлены скульптура, живопись, гобелены, графика, а также роспись по шелку - всего до 100 работ.

По словам директора ЦВЗ Эльвиры Арсалия, "Лакоба всегда принимает участие в мероприятиях выставочного зала, однако в таком большом объеме ценителям искусства он представлен впервые". "Сегодняшнюю свою выставку Геннадий Лакоба посвятил любимому городу Сухуму – городу, в который он всегда возвращается, куда бы он ни уезжал, - уточнила Арсалия. - Впереди много интересных работ, выставок, и мы очень надеемся, что часть из них  будет реализовываться именно здесь, несмотря на то, что он живет и работает в Беларуси".

Сам художник назвал свою персональную выставку "Долгий путь домой". "Я часто приезжал сюда, но именно сейчас почувствовал, что приехал я весь, - описал свои ощущения Геннадий Лакоба. - Конечно, для меня волнительно показать, чем я занимался все эти 18-20 лет. Я эту выставку посвящаю родному городу, посвящаю ребятам, которые погибли в войне. Однако не хотелось бы, чтобы эта выставка была печальной, угнетающей. Пусть она принесет посетителям всплеск радости, всплеск энергии. Если вы это почувствуете, мне будет очень приятно".

Говоря о своей скульптуре, посвященной махаджирам, Лакоба пояснил, что "там нет этнографических признаков не потому, что он их игнорирует". "В данном случае это могло отвлекать. Это большая драма, которая, будем надеяться, никогда не повторится. Мы до сих пор не восполнили тот генетический потенциал, который был утрачен в годы махаджирства", - резюмировал Геннадий Лакоба.

Работа Лакобы была признана лучшей в конкурсе проектов памятника махаджирам. Государственная комиссия по проведению открытого конкурса была организована еще в 2008 году. По итогам конкурса 16 июня 2009 года жюри отобрало пять композиций, в числе которых были работы представителей диаспоры в Турции; Амирана Адлейба и Тамары Лакрба; Мирона Хагба; Руслана Касландзия и Светланы Шаменковой; Геннадия Лакобы.

В XIX веке в результате Русско-Кавказской войны тысячи абхазов покинули родину и нашли пристанище в странах Ближнего Востока. Потомки абхазских махаджиров живут в 50 странах мира. Самая многочисленная диаспора - в Турции. 31 мая в Абхазии ежегодно отмечают День памяти махаджиров

Автор:Анжела Кучуберия
03.10.2010 в 16:46Салеховна
Махаджирство - самая трагическая веха в истории и абхазов, и адыгов. Официальная статистика, представленная в известной книге Берже, говорит о почти 500 тыс. человек, но эти цифры занижены по многим причинам - из-за того, что махаджиры уезжали не только официальным путем и из-за того, что и росссийская, и турецкая сторона (инициаторы проекта выселения) давали заниженные данные, чтобы не нести отвественность за людей, погибших в море при переезде и умерших в ожидании судов и таким образом "сохранить лицо" перед европейскими государствами, включенными в "большую игру на Кавказе". В период мухаджирства не только ушла элита, люди, которые брали на себя отвественность в критических для народа ситуациях; огромные территории, процветающие при горцах, пришли в запустение, которое продолжается и теперь, а уникальная система жизнеобеспечения оказалась разрушенной. Памятник махаджирам - это память о трагедии Кавказа в 19 веке, это напоминание о тех, кто хочет вернуться на свою родину. В свое время, в 1990-е гг., когда проблематика Кавказской войны только стала открытой и публичной, такие памятники планировали поставить в Майкопе и Нальчике. Но поставили только в Абхазии.