ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года окажут большое влияние на формирование этнической карты юга России начала 21 века, однако точных данных получить, скорее всего, не удастся из-за большой вариативности в названиях многих этнических пластов, считают эксперты.
Согласно переписи 2002 года, в Краснодарском крае проживают русские, армяне, азербайджанцы, турки, украинцы, цыгане, казаки и другие народы. Информация о таком разнообразии национальностей очень важна для регулирования национальной политики страны, но получить эти данные можно только в ходе переписи.
Казак как национальность
В Краснодарском крае казаки в ходе переписи населения учитываются как отдельная национальность.
Как заявляют в краевом комитете государственной статистики, такое решение принято в связи с массовыми обращениями казачьих организаций и оно не противоречит ранее принятым инструкциям.
Ранее, выступая на заседании рады Кубанского казачьего войска, казаки заявили, что никогда не скрывали своей этнической принадлежности, ни во времена политических репрессий, ни в годы гражданской войны, и не намерены этого делать и сейчас.
Комментируя свое участие в переписи атаман Всекубанского казачьего войска Союза казаков России Василий Комлацкий отметил, что с "русскими казаками" проблемы вряд ли возникнут, могут быть сложности с "украинцами-казаками, калмыками-казаками, бурятами-казаками". "В таких случаях неправильно указывать в графе "национальность" только "казак"", - говорит он.
В качестве призыва указывать в анкете национальность "казак", донская группа "Атаманский дворец" выпустила клип "Национальность казак", подготовленный специально к переписи населения 2010 года.
Перепись населения позволит зафиксировать численность современного кубанского казачества. По итогам переписи 2002 года, в ходе которой впервые можно было указать свою принадлежность к казачеству как к отдельной национальности, на Кубани проживает только 12,5 процентов казаков России. Всего в стране казаками назвалось 140 028 человек, из них 95,5 процентов - в Южном федеральном округе. Абсолютным лидером оказалась Ростовская область, там живет 62,5 процента российских казаков. На втором месте Волгоградская область - 14,7 процента.
Армяне опасаются "затеряться"
Между тем, армяне выражают опасение, что по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в России искусственным образом может быть занижена численность армян в России.
Как отмечают в Информационном центре газеты армян России "Еркрамас", на такую мысль наталкивает специальный документ Росстата, утвержденный приказом от 27.01.2010 года, в котором предлагается перечень возможных вариантов для ответа на вопрос №7 - "Ваша национальная принадлежность" - переписного листа.
Не исключено, что часть армян будет записана как "нацмены", "полукровки", "ары", "бакинцы" или "кавказцы"
Согласно этому документу, помимо общепринятого "армяне", предлагаются следующие варианты ответа на вопрос о национальности: "амшенские армяне", "амшенцы", "армяне амшенские", "армяне горские", "армяне донские", "армяне крымские", "армяне черкесские", "армяне-таты", "армянские таты", "армянские цыгане", "горские армяне", "джаникци", "донские армяне", "карабахцы", "крымские армяне", "таты-армяне", "хай", "хамшенци", "хамшены", "хамшецы", "хемшилы", "хемшильцы", "хемшинли", "хемшины", "хомшетси", "хомшеци", "хопа-хемшины", "цыгане армянские", "черкесармяне", "черкесогаи", "черкесские армяне".
"Не исключено, что часть армян будет записана как "нацмены", "полукровки", "ары", "бакинцы" или "кавказцы", - добавляют в инфоцентре. - Удивительно, что авторы этого документа Росстата не ввели в список национальностей "хачей" или еще что-то в этом роде".
В редакции газеты также заявляют о том, что зачастую опрос во время переписи проходит некорректно. Так, в Краснодаре, по данным инфоцентра, были случаи, когда армянам с окончанием фамилии на "-ов" типа "Хачатуров" и "Саркисов" вопрос о национальной принадлежности задавался в следующем виде: "Вы - русские?", а вопрос о родном языке - "Ваш родной язык - русский?". Кроме того, в регионах проживания амшенских армян у переписываемых спрашивали: "Вы - амшенцы?".
Сложности с малыми народами
Между тем, различные варианты написания национальности в документе Росстата присутствуют также у русских, адыгов, татар и ряда других народов, в том числе малых.
Эксперты не берутся прогнозировать точную численность малых народов Кавказа, проживающих в Краснодарском крае. "Все зависит от того, к какой этнической группе себя причислят сами представители этносов", - считает доктор политологических наук, профессор Кубанского государственного университета Михаил Савва. По его словам, в первую очередь это относится к туркам-месхетинцам, которые "всегда испытывали трудности в вопросах самоидентификации".
"Месхетинцы, как и любые другие жители края будут указывать свою национальность по самосознанию, а именно с этим у них существует проблема, связанная с их очень нелегкой историей", - пояснил Савва. Так, по словам профессора, на протяжении всего становления как народа турки-месхетинцы определяли свою идентичность на основании "главной отличительной характеристики от соседнего населения".
Как рассказал эксперт, когда месхетинцы жили в православной Грузии, они называли себя мусульманами, а после депортации в Среднюю Азию, среди узбеков и киргизов, стали идентифицировать себя как "выходцы с Кавказа". "Доходило до абсурда - в то время паспортист где-нибудь в узбекском кишлаке мог записать турку-месхетинцу в паспорте, в графе "национальность" - "Кавказ", просто потому что тот ему сказал, что он "выходец с Кавказа", - рассказал Савва.
Результаты прошлой переписи населения 2002 года в России показали, что большинство турок-месхетинцев на юге России в анкетных листах были записаны как "турки", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" старший научный сотрудник Института демографии ГУ ВШЭ Дмитрий Богоявленский. "Не знаю, с чем это было связано - либо они сами так себя назвали, либо была другая причина", - сказал он.
У тех представителей народа, которые в начале 90-х вынуждены были переселиться в Россию, и в частности в Краснодарский край, уже выработано четкое национальное самосознание
Профессор Кубанского госуниверситета, в свою очередь, убежден, что в то время месхетинцы-жители Краснодарского края еще сами затруднялись ответить на вопрос - "кто вы по национальности", и поэтому часто определяли себя как "турки". "Кроме того, нередко за всех членов семьи отвечал один человек - глава семейства - а он мог сказать все, что угодно",- добавил Савва.
В настоящее время, как утверждает эксперт, у тех представителей народа, которые в начале 90-х вынуждены были переселиться в Россию, и в частности в Краснодарский край, уже выработано четкое национальное самосознание. "Они, как правило, называют себя "турки-месхетинцы", подчеркивая, что они не просто турки, а очень своеобразная этническая группа турецкого этноса",- пояснил Савва.
Профессор предполагает, что сейчас на территории Краснодарского края проживает около 5 тысяч представителей этого малого народа. По его данным, до 2004 года, когда в крае начала действовать программа по переселению турок-месхетинцев из Краснодарского края в США, их численность составляла 15 тысяч человек. За несколько лет работы программы в США переселились, по сведениям профессора, около 12 тысяч месхетинцев, при чем почти 2 тысячи из них - жители российских регионов, не охваченные программой - Ростовская область, Ставропольский край и др..
"Желание уехать в США у них было настолько сильным, что они заключали фиктивные браки, подделывали документы, что живут в Краснодарском крае и так далее. Сотрудникам офиса Международной организации по миграции, которые реализовывали эту программу, приходилось даже проводить отдельные собеседования с мужем и женой, чтобы выявить такие случаи возможного подлога", - рассказал профессор.
"Таким образом, на Кубани, по моим ожиданиям, осталось около 5 тысяч - это те, кто не уехал в США плюс естественный прирост", - сообщил он, отметив, что темп рождаемости у месхетинцев в последние несколько лет существенно снизился. "Оказавшись в новой социокультурной среде, среди другого народа, с другими установками, турки-месхетинцы очень быстро начали переходить на европейский тип воспроизводства, и на 2005-2007 год у них уже было по два-три ребенка в семье, в то время, как в поколении их родителей было шесть-восемь-десять детей", - рассказал Савва.
Профессор предполагает, что в целом значительного изменения в национальном составе населения Кубани по результатам переписи зарегистрировано не будет. "Ни одна их этнических групп не прекратила свое существование, все они по-прежнему приличествуют, - пояснил он. - Измениться могут только их количественные параметры".
Так, по мнению профессора, перепись зафиксирует "приток из Закавказья", который, по его сведениям, вновь усилился в "кризисные" годы. Кроме того, по данным эксперта, "безусловно вырастет количество армян". "Рост этой диаспоры не останавливался, хотя его темпы значительно снижались каждый год", - отметил он.
Результаты переписи по численности шапсугов, по законодательству являющихся не адыгским этносом, а отдельным народом, профессор предсказывать затруднился. По его мнению, так же, как и в случае с месхетинцами, показатели переписи представителей субэтноса будут зависеть от того, как они сам себя назовут в разговоре с работником статистики.
Проблема в том, что те люди, которые в малом количестве называли себя каким-то этническим именем, попадают в категорию "прочие" и не учитываются отдельно
"Я думаю, что самоидентификация у шапсугов будет разной - одни назовут себя шапсугами, другие - адыгами, третьи адыгами-шапсугами. Проблема в том, что те люди, которые в малом количестве называли себя каким-то этническим именем, попадают в категорию "прочие" и не учитываются отдельно. Мы вряд ли даже узнаем сколько их было", - пояснил Савва.
В поисках корней
Доктор экономических наук, член Российской академии естественных наук, руководитель Центра демографии и экологии человека при Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский не решился прогнозировать результаты переписи малых народов Кавказа."Перепись для того и проводится, чтобы перепроверить статистику", - пояснил он.
Вишневский отметил, что "в советское время некоторые этносы укрупнялись", так как людям не разрешали причислять себя к "слишком мелким" народам. "Существовал список народов, сейчас такого окончательного списка нет, поэтому каждый человек имеет право отнести себя к тому этносу, к которому он считает нужным", - добавил он, подчеркнув при этом, что определение национальности - "вопрос достаточно тонкий", так как "здесь вмешивается политика, язык и некие культурно-религиозные особенности".
Аспирант-историк одного из кубанских вузов Марина Арутюнова считает, что вопрос о национальной принадлежности может "поставить в тупик" большинство населения Кубани.
"К сожалению, у нас крайне скудные представления о нацпринадлежности наших предков. Уверена, что более половины населения региона с трудом смогут рассказать о национальности своих прадедов, а уже про более глубокие корни и говорить не приходится", - сказала Арутюнова корреспонденту "Кавказского узла", отметив, что сама она чувствует себя в равной мере и армянкой, и казачкой.
Как сообщал "Кавказский узел", руководители территориальных отделений федеральной службы государственной статистики (Росстата) положительно оценивают прохождение переписи населения на юге страны. Что касается Краснодарского края, то пока сбор информации затруднен лишь в Туапсе из-за последствий недавнего наводнения.