ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Южной Осетии найдены свидетели, видевшие и разговаривавшие с захваченным 8 августа 2008 года Родионом Икаевым, который считается без вести пропавшим на территории Грузии. Грузинская сторона эти факты не признает.
Тенгиз Бакаев, житель села Бакаты-кау Знаурского района, и Олег Тегкаев, житель села Хетагурово Цхинвальского района Южной Осетии, захваченные грузинскими военнослужащими и впоследствии освобожденные, рассказали корреспонденту "Кавказского узла", сколько они находились в заложниках, где видели без вести пропавшего 33-летнего Родиона Икаева.
"В ночь с 7 на 8 августа мы с женой были дома, а мой сын военнослужащий стоял на посту в окрестностях соседнего села Зивлет. Утром 8 августа я направился к родственнику, когда меня неожиданно окружили неизвестные. Они навели на меня оружие и несколько раз ударили прикладом, после чего связали меня и бросили в машину", - говорит Бакаев.
По его заверению, он понял, что это грузинские военные, услышав их речь. В той же машине находился Родион Икаев, его супруга - односельчанка Бакаева. Родион сказал, что его захватили похожим образом. Поездка длилась около двух дней. Бакаев пожаловался на регулярные избиения грузинскими военными.
В конце их доставили тюрьму, где, как отметил собеседник, держали по два человека в камере. "Со мной в камере находился житель села Хетагурово, Але Джиоев. В этой тюрьме я пробыл 12 дней, а всего в плену - 14 дней. Куда повели Родиона Икаева, я не знаю. Когда разводили по камерам, его отвели в другую", - добавил источник.
Уже 22 августа, констатировал Бакаев, его привезли в Гори, и вместе с другими осетинами передали российским военным, которые перевезли их в Цхинвал. Еще пять дней он проходил лечение в больнице.
Сотрудник правоохранительных органов Южной Осетии Олег Тегкаев, находившийся с другими задержанными осетинами, видел Икаева, когда его привели в камеру.
"9 августа 2008 года я ехал на своей машине в родное село Хетагурово, проведать родных. Я знал, что на наше село напали грузины. Но я не мог раньше попасть домой, так как за день до этого помогал перенести трупы мирных жителей, убитых на улицах Цхинвала", - вспоминает Тегкаев.
"В деревню я приехал в 8 утра и был остановлен грузинскими военнослужащими у въезда в деревню. Фактически они расстреляли мою машину, чтобы заставить меня остановиться. Военные вытащили меня и избили, забрали деньги. Когда меня задержали, я заметил еще одного односельчанина, Леонида Джиоева, которого арестовала другая группа грузинских военных. Меня и Джиоева со связанными за спиной руками отвели пешком в соседнее грузинское село Авневи", - делится подробностями источник.
Тегкаев также жалуется на избиение. По его словам, пленных отвезли в Карели, где их поместили в отдельные камеры, оттуда - отвезли в Гори в здание военной полиции.
"В этом здании Джиоева повторно избили грузинские солдаты. Меня же посадили в одиночную камеру. Камера находилась на этаж ниже земли. Я пробыл там около часа. Чувствовал себя плохо и хотел пить, так как в камере не было воздуха. Мне дали немного воды, и вывели из камеры в коридор, затем поместили в другую камеру с четырьмя задержанными", - продолжает он.
В общей сложности, согласно сведениям Тегкаева, в этом месте было задержано 18 жителей Южной Осетии. Он уверяет, что видел еще несколько осетин, они были сильно избиты, лица опухли.
"Радика Икаева привели пятым в нашу камеру, во второй половине дня, - уточняет собеседник. - Я не знал его ранее, и спросил, как его зовут. Он представился Радиком Икаевым. Он больше ничего не сказал, мне он показался очень тихим человеком. Он стоял в углу и был немногословен. Единственное, он спросил меня, не знаю ли я его брата Важу Икаева. Я ответил, что знаю его. Радик был избит, губы распухли, на лице - засохшая кровь. Он жаловался на боли в верхней части левой стороны легких, у него были проблемы с дыханием. Кажется, ему сломали ребра".
Икаев и Тегкаев ехали в одном автобусе в Вазиани.
"Мы находились в этой камере до 10 августа 2008 года. Когда стемнело, всех задержанных, 18 человек из Южной Осетии, вывели из камер и приказали садиться в припаркованные рядом автобусы. У всех нас руки были связаны за спиной. Мы сидели на полу автобуса. Радик Икаев сидел рядом со мной", - утверждает бывший пленный. Грузинские солдаты сидели на сиденьях в черных масках, лиц их не было видно.
Источник пояснил, что им не разрешалось поднимать головы, чтобы они не видели, куда их везут. По дороге его били, признается он. Путешествие закончилось на военной базе в Вазиани в Грузии.
"Меня опять посадили в отдельную камеру на 10 дней. Не допрашивали. В день давали 1 ломтик хлеба, 1/3 помидора и кусок колбасы. Все время, пока я находился в Вазиани, меня больше не били", - констатирует Олег Тегкаев.
Согласно его рассказу, 21 августа грузины стали выпускать некоторых из задержанных, начав с пятерых пожилых людей. "Уже 22 августа всех остальных посадили на автобус, в том числе и меня. Но перед самым отъездом троим приказали выйти из автобуса. Нас десятерых потом доставили в Игоети (Грузия)", - изложил свою версию событий Тегкаев, добавив, что других людей не видел, потому что на глазах были повязки.
"Когда автобус остановился в Игоети, в автобус вошли грузины и назвали имена пяти человек, те вышли, среди названных я хорошо помню Радика Икаева", - подчеркнул сотрудник правоохранительных органов Южной Осетии.
Больше Тегкаев пропавшего не видел. "Нас, оставшихся восьмерых, обратно повезли в Вазиани. В воскресенье 24 августа еще пятерых освободили, а затем еще троих, включая меня. В тот день меня отвезли из Вазиани в Каралети, где передали Уполномоченному президента Южной Осетии по правам человека Давиду Санакоеву. Я был освобожден с Леонидом Джиоевым и Сергеем Валиевым. После трех недель, проведенных в больнице, я стал постепенно возвращаться к нормальной жизни", - заключил он.
Комментариев грузинской стороны по поводу этих заявлений пока нет.
Напомним, что полпред президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Борис Чочиев ранее сообщил, что 1 октября, когда женевские сопредседатели были в Южной Осетии, им показали видеоматериалы, "на которых ясно видны сотрудники грузинских силовых ведомств и наши граждане, считающиеся без вести пропавшими. Мы также дали пообщаться женевским сопредседателям с освобожденными из грузинских тюрем гражданами Южной Осетии, которые видели наших молодых людей в грузинских тюрьмах (имеются в виду Родион Икаев, Алан Хачиров, Алан Хугаев и Плиев. - Прим. "Кавказского узла")".
Чочиев проинформировал, что грузинская сторона отрицает факт нахождения Родиона Икаева в их тюрьме.
Отметим, что вопрос без вести пропавших граждан Южной Осетии находится на повестке дня Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье.
Женевские дискуссии проводятся с октября 2008 года в рамках плана Саркози-Медведева, принятого после военных действий августа 2008 года в Южной Осетии. Работа на них ведется в двух группах: по вопросам безопасности и по гуманитарным проблемам. 12-й раунд прошел 27 июля.