Педагог, ученый, переводчик, один из основателей татской письменности
Родился в 1884 году в г. Дербенте в семье раввина. Первоначально получил хорошее домашнее образование, затем его продолжил у известного на Кавказе главного раввина Дагестана Еангила Ицхаки (Якова Ицхаковича). В 15 лет юноша вызывал уважение своими познаниями иврита и традиционного еврейского образования, но владел и русской грамотой. Вскоре по рекомендации своего учителя Пинхасов был приглашен в семью грозненского миллионера из горских евреев М. Богатырева в качестве домашнего учителя.
Впоследствии Богатырев направил способного юношу в еврейскую семинарию в Вильно. Там Пинхасов приобщился к просветительскому движению, загорелся мечтой об учительской миссии, о просвещении своего народа. Для облегчения этой задачи он решил разработать для "татского наречия" своего народа алфавит на основе древнееврейской графики и издавать в будущем книги для чтения и образования.
После блестящего окончания семинарии в 1908 г. молодой ученый-раввин и педагог вернулся в Дербент, имея две подготовленные к изданию книги в переводе с иврита, текст которых был написан с использованием разработанного им алфавита.
Э.И. Пинхасов первыми своими публикациями заложил не только основы татской письменности, но и проделал интересную лингвистическую работу, взяв за основу татского литературного языка дербентский диалект, подключая и некоторые лексемы из кубинского и кайтагского диалектов, расширяя при этом сохранившийся древнееврейский пласт своего языка. Тем самым Пинхасов как бы предопределил дальнейшее развитие татского литературного языка.
В 1909 г. в Вильне вышел в свет сидур "Коль тфила" с переводом молитв на горско-еврейский язык, сделанный Пинхасовым (несколько экземпляров находятся в национальной библиотеке Израиля и в библиотеке института Бен Цви — все они в плохом состоянии).
Одновременно с переводческой деятельностью Пинхасов преподавал в первом в Дагестане русско-еврейском училище, открытом в 1904-м году в Дербенте. Через год Пинхасов выехал в Самарканд, где открыл такую же русско-еврейскую школу для детей кавказских евреев и преподавал там в течение почти двух лет. Возвратившись в Дербент, он в начале января 1911 г. подает прошение на имя военного губернатора Дагестанской области о разрешении ему открыть в родном городе русско-еврейскую типографию. К сожалению, типография, на которую Пинхасов возлагал большие надежды, открыта не была.
В том же 1911-м году Пинхасов подает прошение о назначении на пост общественного (главного) раввина г. Дербента, однако не набрал необходимого количества голосов, так как был очень молод для такого поста. В том же году он женится, продолжает педагогическую и общественную деятельность и к 1917 г. становится лидером горских евреев Дербента. Постепенно Э.И. Пинхасов становится одним из самых известных горских евреев Кавказа начала XX века. Весной 1917 года, после Февральской революции и отречения царя Николая II от престола,был избран председателем Еврейского национального комитета г. Дербента. В период гражданской войны Пинхасов своим личным авторитетом сумел спасти немало людей от разбоя и гибели от рук бесчинствовавших в городе мародеров различных мастей.
В начале 1920 года Еврейский национальный комитет был закрыт, а сам Пинхасов был арестован органами ЧК якобы за пособничество контрреволюционерам. В марте 1920 года Э. И. Пинхасов был расстрелян, тем самым открыв скорбный список деятелей татской культуры, вычеркнутых в 1920-30 годы из истории народа.