20:00 / 14.11.2010Уроженцы Чечни Гатаевы не против вернуться в Литву, но только после извинений от властей

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Сейчас семья Гатаевых из Чечни может въехать на территорию Литвы, так как аннулирование разрешения на проживание, связанное с началом их уголовного преследования, признано незаконным, тем не менее в ближайшее время они не намерены возвращаться туда, где они прожили с детьми 10 лет, заявила корреспонденту «Кавказского узла» правозащитница, заместитель председателя общества российско-чеченской дружбы Оксана Челышева.

«Гатаевы утратили разрешение на проживание в Литве с самого начала расследования, однако суд постановил, что аннулирование разрешения на проживание противоречит закону и формально они могут вернуться в Литву, - рассказала Челышева. - Однако необходимо отметить, что психологическое и физическое состояние, а также уровень недоверия к литовской системе правосудия и страх из-за возможного нового преследования настолько велики, что Гатаевы не могут вернуться в Литву. Они надеются, что если и состоится их встреча с Литвой, то только тогда, когда литовское правительство официально принесет им свои извинения».

Как ранее сообщал "Кавказский узел", супруги Гатаевы в 1997 году учредили в Грозном некоммерческую организацию "Родная семья", которая занималась чеченскими детьми, потерявшими родителей. Позже Малик и Хадижат Гатаевы вместе с собственными детьми и десятью приемными сиротами переехали в Литву, где были приговорены к лишению свободы. Причиной указывалось, в том числе, жестокое обращение с детьми. Сами супруги, которые сейчас живут в Финляндии, утверждают, что получили сроки по сфабрикованным обвинениям.

Сейчас литовские органы опеки подали в суд с требованием лишить Малика Гатаева опекунства над оставшимися в Литве 6 детьми из Чечни, помещенных в «SOS-деревню» (аналог детского дома) после того, как 2 года назад началось уголовное преследование Гатаевых.

9 ноября в Вильнюсе состоялась расширенная пресс-конференция, на которой присутствовали представители литовских и российских СМИ, посвященная ситуации вокруг семьи Гатаевых. На пресс-конференции бывшая воспитанница Гатаевых, специально приехавшая из Каунаса в Вильнюс, заявила о том, что "слежка и прослушка Гатаевых началась еще задолго до начала обвинений".

«Я раньше об этом не говорила, но у отца в факсе был установлен жучок. По словам сестры Седы, прослушивающие устройства в доме были установлены сотрудниками литовской госбезопасности еще до того, как начались все эти обвинения", - рассказала она.

"Сейчас у меня спрашивают, почему я изменила показания? Выходит, что раньше вроде бы как я была против родителей, а теперь одумалась, и стала "за", - отметила девушка. - Это не совсем так. Я никогда не была против родителей, просто литовская прокуратура и госбезопасность задавали мне только те вопросы, которые были им нужны. А сейчас я просто стала рассказывать больше, чем они у меня узнавали».

По словам представителя литовской ассоциации "Литва-Чечня" Гинтаутаса Букаускаса, дело против Гатаевых было с самого начала создано в Департаменте госбезопасности Литвы. «Вокруг Гатаевых происходят странные вещи. Даже несмотря на то, что Верховный суд Литвы фактически оправдал их, встречаться и общаться с детьми, оставшимися в Литве, им не дают. Какая война сейчас идет в Литве – не известно. Почему дети, родители которых погибли на чеченской войне, вновь потеряли своих родителей уже здесь, в Литве? - задается вопросом он. - Неясным также остается, почему по делу Гатаевых, которое по сути оказалось семейной ссорой родителей с дочкой, выросло до таких размеров, что им занимаются крупные силы госбезопасности республики, включившие на всю мощность механизм репрессий».

По словам Оксаны Челышевой, в настоящее время многие люди, знающие Гатаевых, либо знающие об их деле из СМИ, надеются, что семья воссоединится. «Если это невозможно по многим причинам на территории Чечни или Литвы, они надеются, что это станет возможно на территории Финляндии», - заявила она.

Началом всего «дела Гатаевых», по словам Челышевой, стало то, что в 2008 году сотрудники Департамента госбезопасности Литвы (ДГЛ) предложили Малику Гатаеву съездить в Россию - «сделать там что-нибудь полезное и вернуться назад». «Один из сотрудников литовской госбезопасности в открытую заявил Малику Гатаеву, что Россия находится в состоянии войны с Чечней, а если бы Россия воевала с Литвой, лично он мог бы съездить в Россию, «что-то натворить» и вернуться назад в Литву.
Когда Малик Гатаев сказал, что ничего делать для них, и ни для кого-либо чего-то «полезного против России» он не будет, сотрудники госбезопасности сильно разозлились и пообещали «ухудшения ситуации» для Гатаева в Литве. Малик сообщил об этом журналистам и позже полиции Финляндии», - заявила Оксана Челышева.

Челышева также рассказала корреспонденту «Кавказского узла», что суд по иску о лишении прав опекунства Малика Гатаева над оставшимися в Литве детьми на прошедшем 8 ноября в Каунасе заседании не принял решение о лишении опеки. Судья, проявив интерес к подробностям дела Гатаевых, потребовала ознакомления со всеми материалами по этому делу, отказав в удовлетворении иска о лишении опекунства литовским органам опеки, выступавшими истцами.

Напомним также, что власти Финляндии в начале 2010 года создали прецедент, отказав в выдаче Гатаевых властям Литвы по европейскому ордеру, мотивируя это тем, что права человека по европейскому законодательству имеют приоритет над запросами отдельной страны, ведущей уголовное преследование в отношении этой семьи.

Как сообщал "Кавказский узел", 5 ноября в Литве в каунасском Доме офицеров состоялся открытый публичный показ финского режиссера Пирьо Хонкасало «3 комнаты меланхолии». Фильм состоит из 3 новелл: первая новелла – о жизни юных курсантов кадетского училища под Петербургом, вторая - посвящена жительнице Чечни Хадижат Гатаевой, которая собирала детей в разбитом войной Грозном, таким образом заменяя им родителей, третья новелла рассказывает о жизни детей, уже спасенных Хадижат Гатаевой.

Показ фильма в Каунасе был направлен на привлечение внимания общественности к делу супругов Гатаевых. После просмотра фильма состоялась дискуссия с участием заместителя директора Общества российско-чеченской дружбы Оксаны Челышевой, обозревателя российской "Новой газеты" Аркадия Бабченко, представителя чеченской диаспоры в Европе и друга семьи Гатаевых, Хусейна Хабаева, антрополога, доктора наук каунасского университета Мантаса Кведараикуса, представителя литовской ассоциации "Литва-Чечня" Гинтаутаса Букаускаса, кинокритика Гедиминаса Янаускаса, литовского политического деятеля Алгирдаса Патакаса и других.

«Надо особо обратить внимание на судьбу фильма и судьбу его героев. Фильм живет своей жизнью, фильм не сходит с экранов, в то время как герои этого фильма – я имею в виду Малика и Хадижат Гатаевых, а также их детей – разлучены друг с другом, отсидели в тюрьмах, получили чудовищные обвинения, - завила после просмотра Оксана Челышева. - И до сих пор остается вопрос – что способствовало этому? Что создало обстоятельства, которые заставили героев этого фильма сначала уехать из России, теперь – из Литвы, и уехать искать защиты в Финляндии. Но я надеюсь, что чем больше народу узнает о произошедшем, тем скорей все это закончится».

По словам корреспондента литовской католической газеты «21 век» Казимeраса Добкявичуса, непонятной также остается позиция России, гражданами которой являются супруги Гатаевы. «Что делает Россия, когда в отношении ее граждан такое происходит, не совсем понятно. В числе спасенных Гатаевыми ребятишек – 200 человек, утративших родителей, Гатаевы сделали большое дело, надо им помочь. Но выходит, что мы бессильны, я ничем не могу им помочь, так как делом занимаются наши органы госбезопасности, - отметил он. - Если даже генпрокуратура ничего не может сделать, чтобы восстановить справедливость, что тут можно сказать".

"Дело Гатаевых сфабриковано спецслужбами. И над журналистами, которые занимаются делом Гатаевых, связанного со спецслужбами, всегда висит Дамоклов меч", - говорит корреспондент.

"Внутри Литвы происходят какие-то эксперименты, - считает Добкявичус. - И хотя Гатаевы получили в Финляндии политический приют, это не делает чести Литве. Они здесь так хорошо и уютно устроились, учились, песни пели и литовские, и чеченские, и русские. И то, что с ними произошло в Литве, просто не укладывается в голове".

Просмотр в Каунасе стал предметом многочисленных публикаций в литовских СМИ. Интервью у приехавших на просмотр гостей брались до и после просмотра. Присутствовавшие на мероприятии жители Каунаса, многие из которых приняли участие в дискуссии после просмотра фильма,  многократно высказывались в пользу того, что о деле Гатаевых необходимо давать как можно больше информации, так как о самой семье в Литве и Европе знают очень хорошо, но о том, что произошло с ними после начала уголовного преследования со стороны полиции госбезопасности Литвы, информации крайне мало.

Автор:Дмитрий Флорин