22:25 / 16.11.2010"Матери Беслана" заявляют о намерении властей скрыть доказательства теракта в школе №1

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Северной Осетии члены Ассоциации жертв террористических актов "Матери Беслана" и Всероссийской общественной организации "Голос Беслана" по-разному относятся к вопросам консервации бесланской школы №1, где в сентябре 2004 года произошел теракт. "Матери Беслана" опасаются, что свидетельства теракта в школе будут утрачены.

Как сообщал "Кавказский узел", 12 ноября члены организации "Матерей Беслана" выразили протест против ремонтно-строительных работ, которые ведутся в школе №1. Приехавшие на встречу с участниками акции заместитель председателя правительства Валентин Базров, а также министр строительства и архитектуры Ахсарбек Ходов пообещали сохранить облик здания таким, каким он стал после штурма 3 сентября 2004 года.

"Базров уверил нас, что облик здания будет сохранен, - говорит член Ассоциации жертв террористических актов "Матери Беслана" Анета Гадиева. - Мы же считаем иначе: школе стараются придать иной вид, скрыв доказательства инцидента, произошедшего в сентябре 2004 года. Убираются следы пуль со стен здания, скрыты разрушения со стороны улицы Коминтерна, где стреляли из танков по столовой, и другие напоминания о теракте. Все проводимые работы объясняются необходимостью соблюдения техники безопасности - если не провести восстановительные работы, школа может разрушиться".

Члены организации опасаются, что "улики будут полностью уничтожены".

"Мы об этом говорили Базрову, - продолжает Гадиева. - Нам сказали, что есть определенная концепция реставрации школы. Я думаю, что расследование не закончено, и что все-таки мы добьемся, может быть, вторичного расследования либо международного. Но нам нужны факты. И мы опасаемся, что они будут утрачены".

В конце года ожидается приезд в Северную Осетию представителей строительной фирмы "Кнауфф Кассе", которые разрабатывали проект консервации школы. Потерпевшие намерены встретиться с ними. По словам Гадиевой, их заверили, что реставрация будет проходить при их активном участии.

Руководитель Всероссийской Общественной организации "Голос Беслана" Элла Кесаева, напротив, поддерживает проект консервации школы. "Они нас убедили, что с точки зрения строительства все правильно. Мы задавали им вопросы, и они дали нам исчерпывающие ответы", - сказала Кесаева.

Автор книг "Плакал дождь холодными слезами" и "Огненный шар", посвященных расследованию теракта в Беслане, журналист Мурат Кабоев, присутствовавший на встрече потерпевших с зампредом правительства Северной Осетии Валентином Базровым и министром строительства Ходовым, считает, что опасения потерпевших не беспочвенны.

Со стороны столовой, где расположен актовый зал, стена в нескольких местах была разрушена танковыми снарядами. Эту стену восстановили полностью, как будто там ничего не было

Кабоев рассказал, что работы в школе начались около трех месяцев назад. "Много стен находится в аварийном состоянии. Со стороны столовой, где расположен актовый зал, стена в нескольких местах была разрушена танковыми снарядами. Эту стену восстановили полностью, как будто там ничего не было, и поэтому люди стали возмущаться. Приехал зампред правительства Валентин Базров, который курирует эти работы, министр строительства Ходов и потерпевшие. Обсуждали, почему восстановили ту стену и что будут делать с крышей, так как шифер во многих местах был побит снарядами", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По словам Кабоева, опасения, прежде всего, связаны с видом внутренних стен школы, где были надписи. "Время прошло, атмосферные явления сделали свое дело - многие надписи исчезли, штукатурка осыпалась. Но у них есть фотографии, и они пообещали максимально восстановить все, что возможно", - сказал он.

Прораб ЗАО ПМК №83 Роберт Цораев, работающий на данном объекте рассказал о ходе восстановительных работ. "Пока осадков нет, нам надо уложить кровлю, чтобы приступить к внутренним работам. Потому что разрушается школа именно с кровли. До кровли предшествовали работы по восстановлению карниза школы: сделали сейсмопояс по периметру, перекрыли монолитные перекрытия между первым и вторым этажами. Там были деревянные балки, которые прогнили, мы их все демонтировали", - рассказал Цораев.

С датой начала проведения внутренних работ в школе пока нет определенности. По словам Цораева, строители ожидают приезда представителей кампании "Кнауфф Кассе" - разработчика программы консервации здания, - которые будут давать консультации по вопросам восстановительных работ.

Прораб рассказал, что зданию школы более ста лет. "Шесть лет здание простояло без крыши, и атмосферные осадки все вымывают. Не перекрыв крышу, нет возможности делать все остальное", - сказал он.

Цораев также отметил, что немецкая строительная фирма была привлечена к восстановительным работам в силу высокого профессионализма ее строителей.

"У них есть практика в таких делах, - говорит он. - Они будут и консультировать, и проводить авторский надзор. И в то же время, наверное, мы будем узнавать новые технологии по восстановлению отдельных участков. Актовый зал они хотят сделать смотровым, там будет экран. Пока внутреннюю концепцию школы никто не знает, потому что идет много консультационных работ", - пояснил он.

Ранее "Кавказский узел" сообщал, что немецкая фирма "Кнауф Кассе", которая проводит ремонтные работы в школе, отреставрирует здание, сохранив его облик. Также планировалось провести консервацию здания - покрыть поверхность школы стеклянным покрытием, похожим на колпак. Об этом сентябре 2009 года сообщила руководитель организации "Матери Беслана" Сусанна Дудиева. Элла Кесаева заявила, что школа должна стать Мемориалом федерального значения.

В сентябре 2004 года группа террористов захватила 1128 заложников в школе североосетинского города Беслан. В результате теракта погибли 186 детей и 145 взрослых, ранения получили 728 бесланцев и 55 сотрудников силовых структур. При штурме здания школы были убиты 12 работников спецслужб и один местный житель, помогавший освобождать заложников. Силовики уничтожили 31 боевика, один из захвативших школу в Беслане позднее предстал перед судом. 

Автор:Эмма Марзоева