ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Власти Абхазии прокомментировали принятую Парламентской ассамблеей НАТО резолюцию от 16 ноября "О ситуации в Грузии". Так, депутат Парламента Абхазии Гурам Гумба считает, что своей резолюцией ПА НАТО призывает к физическому уничтожению абхазского и югоосетинского народов. Менее резкой по форме, но близкой по содержанию позиции придерживаются и абхазские политологи.
"Своей резолюцией Парламентская ассамблея НАТО призывает к физическому уничтожению абхазского и югоосетинского народов. Иначе понимать резолюцию, полностью оторванную от исторических и политических реалий, трудно" - так в интервью корреспонденту "Кавказского узла" прокомментировал депутат Парламента Абхазии Гурам Гумба последнюю резолюцию, принятую Ассамблеей НАТО 16 ноября 2010 года, в которой Абхазия и Южная Осетия называются оккупированными территориями.
В резолюции также отмечается приверженность стратегии Грузии по оккупированным территориям и выражается озабоченность гуманитарной ситуацией в регионе.
Парламентарий назвал натовский документ "плохим сценарием плохого голливудского фильма". "28 крупнейших государств и мировых держав, объединенных в военно-политический блок, называют Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями и требуют вывести оттуда российские войска. Фактически, это карт-бланш региональному фюреру для уничтожения двух народов, для осуществления агрессивной политики Грузии", - считает Гумба.
По убеждению депутата, только благодаря нахождению российских войск на Кавказе еще не бушует региональный пожар. "Именно российские войска поддерживают на Кавказе баланс мира", - подчеркнул Гурам Гумба.
По его словам то, что "военно-политический блок призывает вывести эти войска для того, чтобы открыть дорогу для новой агрессии со стороны Грузии, является отходом от декларируемых НАТО принципов соблюдения законности, демократии и прав человека".
"Это вызывает очень серьезную обеспокоенность, поскольку расценивается нами как фактический призыв к физическому уничтожению наших народов", - заявил депутат Парламента Абхазии.
Ранее МИД Абхазии выступил с заявлением, в котором подчеркивается, что "НАТО не способно внести позитивный вклад в дело разрешения грузино-абхазского конфликта и является фактором напряженности в регионе".
"Абхазская сторона обоснованно расценивает данную ангажированную трактовку событий как очередное проявление открытой прогрузинской позиции со стороны НАТО, - говорится в заявлении МИДа Абхазии. - НАТО является организацией, которая на протяжении многих лет способствовала интенсивной милитаризации Грузии, подогревая реваншистские настроения грузинского руководства, которые затем вылились в кровопролитие в августе 2008 года в Южной Осетии".
Называя Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями, а российские войска, дислоцированные в республиках на основе двусторонних соглашений, оккупационными войсками, как отмечает внешнеполитическое ведомство, "НАТО пытается пересмотреть итоги августовской войны и придать им новый оттенок".
По мнению МИД Абхазии, "позиция и резолюции НАТО исключают историческую последовательность грузино-абхазского конфликта, тем самым отвергая, что в процессе развала Советского Союза Республика Абхазия, также как и бывшая Советская Республика Грузия стали независимыми государствами в соответствии с нормами международного права".
"Следуя логике НАТО, Грузия, на чьей территории уже долгое время действует режим, установленный Соединенными Штатами Америки, также является оккупированной территорией, одновременно с другими странами, в которых расположены военные базы США и их союзников", - подчеркивает МИД Абхазии.
Об "агрессивности риторики и бескомпромиссности оценок" резолюции Парламентской ассамблеи НАТО №382 "О ситуации в Грузии", принятой большинством голосов 16 ноября 2010 г., говорит и политолога Ираклий Хинтба.
"Вспоминаются первые послевоенные годы, когда Абхазия испытывала жесточайший прессинг со стороны всех посредников процесса урегулирования. Однако с годами стало очевидным, что блокадой и избыточным политическим давлением конфликт не разрешить, и Абхазию не заставить вернуться в состав Грузии. Новая резолюция Парламентский ассамблеи НАТО в этом смысле выглядит явным анахронизмом", - считает Хинтба.
По его мнению, по букве и духу принятая резолюция полностью соответствует существующим подходам Грузии к проблемам Абхазии и Южной Осетии.
"Резолюция содержит такие термины применительно к Абхазии и Южной Осетии, как "оккупированные территории", "этнические чистки", в ней выражается поддержка грузинской Стратегии по оккупированным территориям и Плана действий, декларируется приверженность принципу территориальной целостности Грузии. Документ по сути отрицает наличие этнополитических конфликтов между Абхазией, Южной Осетией и Грузией, подменяя их противостоянием Грузии и России", - отметил Хинтба.
Он считает неслучайным принятие этой резолюции за несколько дней до начала саммита НАТО в Лиссабоне, который может ознаменовать новый этап в отношениях России и Североатлантического альянса. Это, по мнению абхазского политолога, "сигнал для России, что сотрудничество с НАТО может потребовать от нее большей отдачи и различного рода уступок".
"На мой взгляд, грузинским властям стоит воздержаться от избыточных восторгов. Мне кажется, что появление этой резолюции означает как раз то, что Грузия не получит четкого сигнала о перспективах вступления в НАТО на саммите в Лиссабоне. Максимум, чего она сможет добиться, это включение фразы из декларации Бухарестского саммита 2008 г. о том, что "Грузия станет членом НАТО" - правда, неизвестно, когда. Эта резолюция - кость, брошенная Грузии, дабы сгладить возможное разочарование Тбилиси как от очередного затягивания интеграции в НАТО, так и от декларации мер по укреплению стратегического партнерства России и НАТО", - сказал Хинтба.
По мнению политолога, роль НАТО в процессе урегулирования конфликтов на Южном Кавказе, а также в укреплении стабильности в регионе, может быть охарактеризована как деструктивная. "Известно, что НАТО содействовало милитаризации Грузии, и сегодня, согласно опросам общественного мнения, Альянс воспринимается большинством грузинского населения в инструментальном смысле, но не в ценностном - как инструмент силового возврата Абхазии и Южной Осетии, а не как ресурс модернизации и демократизации. Неудивительно, что для абхазской стороны НАТО всегда выступало олицетворением максимальной угрозы", - отметил Ираклий Хинтба.
Сегодня, по его словам, "на фоне "перезагрузки" отношений России и США и возможного сближения Москвы и НАТО можно было бы попытаться разрушить негативный образ Запада, существующий в общественном сознании Абхазии, и получить доступ к модернизационным ресурсам Европы и США".
"Появление подобных резолюций наносит сильный удар по позициям тех, кто полагает необходимым, чтобы Абхазия не выпала из цивилизационного, ценностного, в конце концов, политического пространства Запада", - отметил Хинтба.
Полная солидаризация Парламентской ассамблеи НАТО с политикой Грузии и некритическое отношение к внутренним процессам в этой стране, по его мнению, ведут к тому, что в представлении жителей Абхазии Запад отождествляется с Грузией. "Это обуславливает столь же негативное и настороженное к нему отношение, как и к Тбилиси. Однако Грузия и Запад - это не одно и то же, но, к сожалению, неумная резолюция подбрасывает ряд весомых аргументов сторонникам антизападного вектора Абхазии", - подчеркнул Хинтба.
Помимо этого, по его словам, "резолюция препятствует урегулированию конфликтов, так как отводит Абхазии и Южной Осетии роль безмолвных статистов в южнокавказском геополитическом спектакле".
"Признавая факт оккупации Абхазии и Южной Осетии, натовские парламентарии потакают безответственности грузинского руководства, не заинтересованного в реальном разрешении конфликтов. Михаил Саакашвили стремится объяснить своим гражданам неспособность вернуть Абхазию и невозможность для Грузии стать привлекательной для населения Абхазии "объективными факторами" - то есть мифической "российской оккупацией". Поддержка "стратегии Якобашвили" означает поддержку продолжающегося процесса изоляции Абхазии", - считает политолог.
По его словам, "подмена этнополитического противостояния Абхазии и Грузии международным политическим конфликтом Москвы и Тбилиси делает невозможной реальную трансформацию конфликта и лишь освежает геополитические расколы на Южном Кавказе".
"Грузия делает все, чтобы отдалить Абхазию от сотрудничества с Западом, так как видит в этом опасность укрепления абхазской государственности и перспективу ее международного признания. Парадоксально здесь то, что и некоторые круги на Западе, в частности, представленные в Парламентской ассамблее НАТО, потакают в этом Тбилиси, пренебрегая собственными стратегическими интересами", - уверен Ираклий Хинтба.
Безусловно, по его мнению, "данная резолюция носит рекомендательный характер, а появление в ней терминов "оккупированные территории" и "этнические чистки" не означает их международно-правовой легитимизации".
Также, по его словам, "следует иметь в виду, что парламентские ассамблеи крупных международных структур - НАТО, Совета Европы - в немалой степени предназначены для "выпускания пара" и удовлетворения амбиций наиболее радикальных кругов политического истеблишмента стран-участниц".
"Пока в ассамблеях клеймят и навешивают ярлыки, прагматичные люди в исполнительных органах этих организаций все равно будут проводить взвешенную, реалистичную политику, опирающуюся в большей степени на реальные интересы, а не политические эмоции. Сохраняется надежда, что политика ЕС "взаимодействие без признания" приобретет устойчивость и станет своего рода переходной формой к более продуктивным отношениям Абхазии с внешним миром, а улучшение отношений Запада и России благотворно отразится на перспективах международного признания Абхазии", - подчеркнул кандидат политологических наук Ираклий Хинтба.
Напомним, как сообщал "Кавказский узел", Парламентская ассамблея НАТО 16 ноября в Варшаве приняла резолюцию в поддержку позиции Грузии. "Резолюция признает территориальную целостность и суверенитет Грузии, поддерживает проводимые ей демократические реформы, в частности проведение 30 мая местных выборов ", - указала заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе.
Грузинские политологи положительно восприняли принятие резолюции и выразили надежду, что она может конструктивно повлиять на ситуацию в регионе.
Ранее власти Южной Осетии заявили, что российские войска находятся в республике на основании двустороннего соглашения и являются единственным гарантом стабильности, а сама резолюция "О ситуации в Грузии" не найдет своего отражения в Женевских дискуссиях.