ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Из-за непримиримости позиций России и Грузии, вместо полноценной Декларации по безопасности, определяющей порядок действий на ближайшие 10 лет, по итогам саммита ОБСЕ в столице Казахстана была принята "Астанинская памятная декларация: навстречу сообществу безопасности", приуроченная к 35-летию ОБСЕ и 20-летию Парижской хартии.
Но и эта декларация вызвала ожесточенные споры между Грузией и Россией, из-за чего итоговая пресс-конференция по итогам саммита состоялась не во второй половине дня 2 декабря, а только в час ночи 3 декабря по астанинскому времени.
"То, что я обращаюсь к вам в час ночи, говорит о том, как нелегко было суммировать мнения всех 56 делегаций", - заявил на пресс-конференции президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров покинул досрочно саммит ОБСЕ, отказавшись подписывать итоговый документ саммита, в котором страны-участники зафиксировали поддержку территориальной целостности Грузии. Президент РФ Дмитрий Медведев также завершил участие в работе саммита и покинул Астану.
Многие из делегаций не были довольны тем, что итоговый документ носил чисто декларативный характер. Поэтому их представители составили документы, которые называются "особым мнением" и в которых содержится критика декларации саммита, а также поддержка территориальной целостности Грузии.
"К сожалению, пока мы не смогли разработать всеобъемлющий документ, в котором были бы указаны конкретные шаги. Но мы продолжаем работать, принимать и выдвигать предложения на основе тех принципов, которых придерживаются страны ОБСЕ, в том числе по таким вопросам, как наращивание потенциала для превенции, управления и разрешения конфликтов. Что касается Грузии, то мы настойчиво поддерживаем ее суверенитет и территориальную целостность в пределах международно признанных границ с учетом Хельсинкского акта в полном объеме", - заявил на пресс-конференции президент Европейского Совета Герман Ван Ромпуй.
По его словам, ОБСЕ поддерживает участие в разрешении конфликтов международных сил с учетом женевских дискуссий, а также - стабилизацию обстановки в зонах конфликта, снабжение гуманитарной помощью, поддержку прав человека и полную имплементацию договора от 12 августа 2008 года.
"США выражает сожаление о том, что этот саммит не смог прийти к соглашению о плане действий по урегулированию конфликтов, как не смог прийти и прошлый саммит 11 лет назад, который не определил перед нами наиболее ясные опасности. В частности, у нас есть неразрешенные конфликты в Грузии, Карабахе и Молдове", - заявил глава миссии США при ОБСЕ Ян Келли.
Как заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель партии "Свободные демократы", бывший заместитель главы Миссии Грузии в ОБСЕ (1996-2002 гг) Давид Залкалиани, документ "особое мнение" не имеет юридических последствий.
"За всю историю таких саммитов и министриалов "особое мнение", практически, всегда составляет Македония и Греция, однако, никаких последствий это не имеет. Тем не менее, сам факт, что теперь "особые мнения" составили почти все страны, говорит о том, что практика принятия решений при единогласном согласии неэффективна", - заявил Залкалиани.
Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе накануне саммита сделал заявление о том, что Грузия будет добиваться того, чтобы в итоговом документе было зафиксировано признание территориальной целостности страны. Россия категорически отказывалась признавать наличие конфликтов с Грузией.
"Мы отметили, что в выступлениях целого ряда руководителей западных делегаций звучала тема "конфликтов в Грузии" с таким подтекстом, что Южная Осетия и Абхазия остаются в рамках территории этого государства, и что существует некий конфликт между Москвой и Тбилиси. Мы объяснили нашим собеседникам - это четко прозвучало в выступлениях президента России Дмитрия Медведева на саммите в Астане - что никакого конфликта между Россией и Грузией не видим", - заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, отметив, что после августовского конфликта "не может быть речи ни о какой территориальной целостности Грузии в прежних границах"
В итоговом документе нет упоминания ни о Грузии, ни о конфликтах в Абхазии и Южной Осетии, ни о конфликтах в Молдове, Азербайджане и Армении. Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе считает это достижением, так как Россия не смогла саботировать работу саммита.
"Россия хотела, чтобы саммит ОБСЕ в Астане, завершился без принятия конкретного документа, с тем, чтобы у нее была возможность пропагандировать, что ОБСЕ должно быть закрыто, и должна быть создана новая система, несмотря на то, что сама осуществляет парализацию этой организации. Позиция Грузии была другой - саммит должен был завершиться принятием документа, и, несмотря на то, что не было достигнуто согласие по плану действий, была подписана декларация к 35-летию ОБСЕ и 20-летию Парижской хартии", - заявил 3 декабря на брифинге Григол Вашадзе.
Один из лидеров Республиканской партии Грузии Давид Бердзенишвили считает, что после того, как большинство делегатов указали в своих "особых мнениях" на поддержку территориальной целостности Грузии, Россия оказалось в дипломатической изоляции.
"И в России сейчас не в восторге от этой изоляции, потому что в саммите принимали участие не только западные страны, но партнеры России по СНГ. Конечно, это показывает и доказывает, что Россия не в состоянии одна контролировать своих стратегических партнеров, потому что эти государства, естественно, оглядываются на Россию, но с другой стороны, понимают, что не только РФ им нужна. У них комплиментарная политика: они пытаются иметь хорошие отношения и с Россией, и с США, и с Евросоюзом", - заявил корреспонденту "Кавказскому узла" Давид Бердзенишвили.
Впрочем, эксперт не считает, что после демонстрации единого мнения международного сообщества на саммите ОБСЕ действия России изменятся. "Не думаю. Только когда российское общество будет способно, оно отрезвит свою власть. Внешние факторы, к сожалению, не имеют такого влияния на ее руководство", - говорит Давид Бердзенишвили.
"Не думаю, что принятая памятная декларация - это дипломатическое поражение или победа Грузии. Настоящей декларации, в принципе нет. То, что принято, - это больше напоминает поздравительный адрес. Другое дело то, что поражение потерпела Европа в целом, потому что ОБСЕ - единственный орган, который занимается безопасностью Европы и ее партнеров. Если государства остались без плана действий из-за несогласия одного государства признавать международные обязательства и законы - это говорит о кризисе. ОБСЕ оказалась недееспособной организацией, которая не может в нынешнем его виде решать вопросы безопасности", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель грузинского Клуба экспертов Ираклий Цквиишвили.
Давид Залкалиани (партия "Свободные демократы") также считает, что правило "высокого консенсуса" изжило себя.
"Россия постоянно злоупотребляет этим правом и блокирует все решения по Грузии. А ОБСЕ находится в кризисе, и организация либо должна пересмотреть свои правила голосования, либо страны должны пересмотреть свой подход к решению конфликтов, подходить к ним более ответственно, потому что после конфликта в августе 2008 года ситуация на постсоветском пространстве изменилась и требует более действенных решений", - пояснил он.
Как сообщал "Кавказский узел", накануне саммита в Астане Грузия возлагала особые надежды по поводу итогового документа стран-участников и пыталась добиться того, чтобы в итоговой резолюции страны-участники зафиксировали факт оккупации Абхазии и Южной Осетии и в очередной раз зафиксировали территориальную целостность Грузии.
Напомним, президент Грузии Михаил Саакашвили, выступая 1 декабря в Астане обратился к России с призывом прекратить конфронтацию и начать всеобъемлющие мирные переговоры. Глава МИД Сергей Лавров в свою очередь заявил, что "никакого диалога быть не может". В своем выступлении Саакашвили также подчеркнул необходимость решения конфликтов с Абхазией и Южной Осетией мирным путем и еще раз подтвердил, что его страна не будет использовать силу для восстановления территориальной целостности.