Эдуард Шеварднадзе честно признался, что до 2005 года он намерен решить вопрос о вступлении Грузии в НАТО. Распутывать клубок грузино-абхазских противоречий придется уже его преемнику. Не менее сенсационным оказалось и заявление президента Грузии о том, что контртеррористической операции в Панкисском ущелье не будет.
На еженедельное интервью грузинскому Национальному радио Шеварднадзе пришел с отчетом о своем кратком европейском турне. На прошлой неделе он съездил с официальным визитом в Брюссель, а на обратном пути посетил торжества в Германии по случаю 75-летия бывшего министра иностранных дел ФРГ Ганса-Дитриха Геншера. Из поездки грузинский президент привез надежду на скорое вступление страны в ЕС и НАТО, причем если Европа пока не вполне решилась на тесные отношения с Грузией, то в натовской штаб-квартире Шеварднадзе уже вел речь о конкретных сроках. После его отъезда из Германии сразу две немецкие газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung и Berliner Morgenpost сообщили, что "стучаться в двери НАТО" Грузия начнет в 2005 году. Такой срок для подачи заявки Шеварднадзе определил, чтобы "лучше подготовиться и достичь необходимых для вступления в альянс стандартов".
Не исключено, что именно в Брюсселе грузинского президента предостерегли от дальнейшего обострения конфликта с Абхазией.
Последнее время от высокопоставленных грузинских чиновников то и дело слышались заявления о том, что контртеррористическая операция в Панкисском ущелье может распространиться на другие районы Грузии, а соответственно и на абхазскую территорию, которую грузины тоже считают своей. В Сухуми обсуждали и самый радикальный сценарий - обученные по методике американских коммандос грузинские спецназовцы вытеснят боевиков из Панкиси и будут преследовать их в Абхазии, что, разумеется, закончится штурмом Сухуми.
Говоря об Абхазии, Шеварднадзе напомнил о том, что поддерживает резолюцию Совета Безопасности ООН от 31 января, где говорилось, в частности, о выводе грузинских войск из Кодорского ущелья. Напомним, верхняя его часть, где живут сваны, контролируется Грузией, а нижняя выходит в Абхазию. Именно оттуда в октябре прошлого года пришли боевики. Тогда же грузинским пограничникам пришло подкрепление из армейских подразделений, а абхазы стали в очередной раз готовиться к вторжению. Министр обороны Грузии Давид Тевзадзе высказался сегодня еще яснее, чем Шеварднадзе: "Мирный процесс обходится дешевле, чем ведение военных действий".
Возвратившись из Брюсселя, Шеварднадзе не только попытался успокоить абхазов, но и неожиданно отказался от масштабной операции в Панкиси. Как сказал грузинский лидер, в ней нет необходимости. Операцию в ущелье, по его словам, уже провели правоохранительные органы, окружившие лагеря беженцев блокпостами, что "стабилизировало ситуацию". Впрочем, информацию о выдвижении отрядов чеченских боевиков в сторону Абхазии он опровергать не стал. "Когда они прибыли в Грузию, разрешения не спрашивали ни они, ни российские войска, которые загнали их на территорию страны," сказал Шеварднадзе. "Это не наш вопрос, пусть уйдут". А грузины вместо охоты на террористов мирно займутся беженцами. "По поводу их возвращения на родину у нас с президентом России Владимиром Путиным состоялась договоренность, и одна российская комиссия уже посетила Грузию. Сейчас мы ожидаем прибытия российских представителей из самой Чечни, наверное, это будут родственники беженцев и члены нынешней чеченской администрации", - заключил грузинский президент.