08:58 / 19.12.2010Арешидзе: на Женевских переговорах сложилась патовая ситуация

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Патовой называет ситуацию, которая сложилась в ходе дискуссий в Женеве, политолог, эксперт по Кавказу Мамука Арешидзе. Тем не менее, по его мнению, формат переговоров нужно сохранить.

"Сегодня и Грузия, и Россия, и международные организации ждут глобальных геополитических изменений, когда расклад сил будет другим, и можно будет прийти к конкретным решениям по конфликтным вопросам", - заявил Арешидзе корреспонденту "Кавказскому узла", комментируя итоги 14-го раунда Женевских переговоров, состоявшегося 16 декабря.

По мнению политолога, формат переговоров следует сохранить. "Женевские дискуссии - это единственная площадка, на которой можно вести переговоры между Грузией и Россией. Ее нельзя терять. Но чтобы поддерживать, к сожалению, придется ограничиться только косметическими вопросами: обмен и освобождение пленных или "нарушителей" псевдо-границ, водо- и газоснабжение, в какой-то степени - возвращение беженцев", - отметил Арешидзе.

Конфликтолог Паата Закареишвили считает единственной новостью переговоров - заявление Гиги Бокерии о недовольстве позицией сопредседателей Женевских дискуссий. "Я ничего не ожидал от нового раунда дискуссий, и мои ожидания, увы, оправдались", - отметил эксперт.

В частности, глава делегации Грузии Гига Бокерия был недоволен тем, что Россия "фиксировала нечеткую позицию, существует ли вообще договор 12, и имеют ли они вообще обязательства не применять силу, как это сказано в этом договоре".

"Это более чем неконструктивная позиция, даже по стандартам России. Все это вызывает у нас всех озабоченность, тем более что это происходит на фоне продолжающейся милитаризации на оккупированных территориях", - заявил Бокерия на итоговой Конференции и отметил при этом, что огорчен тем, что сопредседатели не проявили твердой позиции по этому направлению".

По мнению Закареишвили, разочарование грузинской делегации было вызвано тем, что ОБСЕ, Евросоююз и другие международные организации не проявили должного энтузиазма по поводу инициативы президента Грузии об односторонних обязательствах по неприменению силы в отношении Абхазии и Южной Осетии.

"Но, в принципе, этого и следовало ожидать. Еще в Страсбурге, когда Саакашвили только озвучил свою инициативу, представители международных организаций высказали пожелание увидеть, какие конкретно шаги предпримет Грузия для реализации инициативы. Но Грузия не продолжила действия в этом направлении: обязательство о неприменении силы не обсуждалось в парламенте. Даже представители оппозиции не предложили этого большинству. Естественно, что международные организации теперь настороженно относятся к этой инициативе, которая и в Грузии не вызвала должной реакции", - пояснил Паата Закареишвили.

Арешидзе и Закареишвили согласны с друг другом в том, что грузинская делегация не допустила в Женеве серьезных ошибок.

"Впрочем, надо исходить из того, что и Россия и Грузия сегодня придерживаются одних и тех же принципов: говорить как можно громче и не слышать возражений противной стороны. Это тупиковый путь, и если следовать по нему и в дальнейшем, то ни до чего невозможно договориться. Пока еще можно изменить свою позицию: начать прислушиваться к мнению России, каким бы радикальным и неприемлемым оно ни было, но при этом - добиваться своих целей. Это же относится и к РФ. Но обе стороны предпочитают вести монолог", - считает Паата Закареишвили.

Россия и Грузия сегодня придерживаются одних и тех же принципов: говорить как можно громче и не слышать возражений противной стороны.



Напомним, что позиция Грузии состоит в том, что Абхазия и Южная Осетия являются составными частями Грузии, и разрешение конфликтов возможно исключительно в рамках соблюдения принципов территориальной целостности. Россия со своей стороны настаивает на независимости двух республик.

По мнению Закареишвили, на сегодняшний день Грузия может в одностороннем порядке изменить ситуацию.

"Не нужны никакие Женевские дискуссии, чтобы провести расследование по делу об исчезновении осенью 2008 года трех подростков из Южной Осетии на территории Грузии, чтобы расследовать дело об исчезновении жителя Гальского района Давида Сигуа. Расследование Томаса Хаммарберга дает основание говорить о том, что к исчезновению трех осетин имели отношение полицейские Грузии. Этих людей, как и тех, кто более года удерживал пятерых осетин в Гори, следует наказать", - считает эксперт. 

Также Закареишвили предлагает "отказаться от ограничений для связи с Абхазией через телефонные линии, от ограничений на деятельность неправительственных организаций на территории Абхазии и Южной Осетии". "Такие действия помогут восстановить тот уровень доверия, который был до августа 2006 года, когда грузинские войска заняли Кодорское ущелье", - отметил эксперт.

Такие действия помогут восстановить тот уровень доверия, который был до августа 2006 года, когда грузинские войска заняли Кодорское ущелье.



Кроме того, по его мнению, следует признать Абхазию и Южную Осетию сторонами конфликта.

"Они же претендуют на то, что они - стороны конфликта. Вот и следует общаться с ними напрямую, не признавая их независимости. И вот если они откажутся подписывать соглашение без статуса независимых государств, тогда у Грузии появится моральное право говорить о том, что разговоры о возможной агрессии - лишь спекуляции, и на самом деле стороны конфликта преследуют совершенно иные цели, не опасаясь при этом агрессии с нашей стороны", - заключил Закареишвили.

Отметим, недовольство итогами переговоров в Женеве высказала не только грузинская сторона, но также и российская и абхазская. В частности, как заявил глава делегации Абхазии Вячеслав Чирикба, на 14-м раунде Женевских дискуссий "абсолютно никаких результатов не достигнуто".

 

Дискуссии по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье проводятся более двух лет на основе договоренностей президентов России и Франции, достигнутых после грузино-российской войны в августе 2008 года.

 

Автор:Беслан Кмузов