ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В конце июня 2010 года резко увеличилось количество нарушений прав человека в Республике Ингушетия. Представляем сюжеты, зафиксированные ПЦ "Мемориал".
В ночь на 23 июня около 1:00 на окраине села Яндаре Назрановского района неизвестные обстреляли пост ДПС, расположенный на федеральной автодороге "Кавказ". В сторону поста было сделано четыре выстрела из гранатомета. В результате обстрела никто не пострадал.
23 июня около 9:00 на берегу реки Асса на окраине станицы Нестеровская Сунженского района обнаружен труп судебного пристава Магасского городского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Ингушетии Хасана Шадыжева, жителя Барсукинского муниципального округа города Назрань.
На теле были обнаружены огнестрельные ранения. Кроме того, возле реки Асса на окраине станицы был найден обгоревший автомобиль ВАЗ-2107, принадлежавший погибшему.
24 июня вечером на окраине станицы Орджоникидзевская (Слепцовская) Сунженского района неизвестные убили жителя села Верхний Алкун Сунженского района Гилани Сайдрахмановича Цечоева, 1971 г.р. Гилани находился на пасеке (он занимался разведением пчел). На пасеку на машине "Жигули" приехали неизвестные в масках. Они расстреляли Цечоева из автоматического оружия и скрылись в неизвестном направлении. Свидетелями преступления стали два других пасечники. Их неизвестные не тронули.
29 июня родственники Гилани Цечоева обратились с письменным заявлением в представительство ПЦ "Мемориал" в Назрани. Они сообщили подробности его убийства. 24 июня около 19:30 на пасеку заехал черный автомобиль "Лада-Приора" без регистрационных знаков. Из машины вышли два человека в масках и специальной камуфляжной форме (т.н. "лесной камуфляж"). В руках у них было оружие для бесшумной стрельбы (винторезы). Они потребовали у пасечников документы. Документы Гилани были в машине. С разрешения неизвестных он направился к своей машине за паспортом. В это время неизвестные несколько раз выстрелили Цечоеву в спину и скрылись с места преступления.
Родственники не знают, за что убили Гилани. Кровников у семьи не было; власти претензий к Цечоеву не высказывали. Примерно месяц назад Гилани пытались задержать на дороге сотрудники неизвестных силовых структур. Он ехал на машине. На окраине села Галашки Сунженского района его остановили сотрудники силовых структур для проверки документов. Среди силовиков были чеченцы и русские. Они входили в состав большой военной группы и, вероятно, принимали участие в спецоперации по выявлению незаконных вооруженных формирований. Вели себя грубо. Когда Цечоев с раздражением спросил, зачем через каждые 100 метров проверяют документы, его схватили и попытались затолкать в бронированный УАЗ. В этот момент рядом остановилась машина, из которой вышел сотрудник Сунженского РОВД Султан Хашиев. После его вмешательства Цечоева отпустили, сказав, что ошиблись. С тех пор у Гилани никаких проблем с правоохранительными органами не возникало.
В своем заявлении родные убитого просят помочь найти убийц Гилани. У него остались жена и пять малолетних детей.
По факту убийства Цечоева возбуждено уголовное дело.
В ночь на 25 июня между городом Малгобек и селом Сагопши Малгобекского района сотрудниками силовых структур был задержан житель Малгобека Иса Магометович Бузуркиев, 1968 г.р.
Он работает таксистом в малгобекском таксопарке "Фаворит". В 2:00 в диспетчерскую поступил звонок: заказали такси до Сагопши. На вызов поехал Бузуркиев. Пассажиром оказался мужчина лет 30-ти, среднего роста, худощавый. Через некоторое время после того, как Иса взял пассажира и поехал в сторону Сагопши, с его машиной поравнялся другой автомобиль. Сидевшие в нем люди жестами приказали ему остановиться. Неизвестные были одеты в камуфляжную форму, на головах были тюбетейки. Когда Иса подчинился их требованиям, они вытащили из такси пассажира, заломили ему руки за спину и поставили возле багажника. Неизвестный вырвался и скрылся в придорожных зарослях. По убегающему открыли огонь из автоматического оружия, но, что стало с пассажиром дальше, Бузуркиеву неизвестно. Его доставили в ближайшее отделение милиции и стали задавать вопросы о пассажире. Около 3:00 Бузуркиева перевезли в ОВД Малгобекского района, где продолжили допрос, но уже с применением пыток. Ису подвешивал за руки на вытяжку. Бузуркиеву показывали фотографии людей, которых он не знал, и требовали опознать их. Иса говорил, что не знаком с этими людьми, но милиционеры продолжали давить на него. Затем из всех фотографий выбрали одну и стали требовать, чтобы Иса признал, что знаком с этим человеком. Называли его имя – Артур Мухаметович Гатагажев.
При процедуре опознания присутствовали два понятых. Стараясь быстрее избавиться от давления милиционеров, Иса сказал, что, возможно, видел этого человека. Был оставлен протокол опознания, под которым подписались понятые и сам Бузуркиев. Через сутки его отпустили на свободу. Машину и мобильный телефон милиционеры изъяли.
30 июня Иса Бузуркиев с письменными заявлениями обратился к президенту РИ, прокурору РИ, Уполномоченному по правам человека в РИ, в правозащитные организации. Он просит оказать ему содействие в защите его прав и оградить в дальнейшем от противоправных действий сотрудников правоохранительных органов.
Напомним, что 21 июня 2010 года в представительство ПЦ "Мемориал" в Назрани с письменным заявлением обратилась жительница села Сагопши Петимат Кузикова. Кузикова рассказала о том, что сотрудники правоохранительных органов необоснованно преследуют ее сына Артура Мухаметовича Гатагажева, объявив его в республиканский розыск.
Петимат Кузикова считает, что силовики намерены задержать или "ликвидировать" (убить) ее сына при первой удобной возможности, а затем обвинить в преступлениях, которые он не совершал. Родители Артура Гатагажева готовы привести его к властям, но только при условии, что ему будет гарантирована безопасность и против него не будут применять пытки. Таких гарантий Гатагажевым никто не дает.
В ночь на 25 июня, около 1:00, неизвестные обстреляли дом участкового милиционера Заура Ахметовича Аушева, 1988 г.р., в селе Сурхахи Назрановского района.
Стреляли 10-15 минут из автоматического оружия и гранатометов. В результате обстрела дому Аушевых и соседним домам причинены незначительные повреждения. Жертв нет.
25 июня около 8:30 в городе Назрань возле дома №25 на улице Московская был подорван автомобиль ВАЗ-2107, принадлежавший сотруднику ГИБДД по РИ Зауру Албогачиеву. Взрыв произошел в том момент, когда Албогачиев садился в машину. В результате милиционер получил ранение и был доставлен в больницу.
25 июня около 15:00 в городе Карабулак неизвестные взорвали постройку во дворе дома №26 на улице Московская. Дом принадлежит Розе Досхоевой. В результате взрыва никто не пострадал. Постройка полностью разрушена, основному дому причинены незначительные повреждения – выбиты стекла на фасаде.
31 марта Роза Досхоева с письменным заявлением обращалась в представительство ПЦ "Мемориал" в Назрани. Она жаловалась на произвол сотрудников республиканских силовых структур. Досхоева рассказала, что 24 марта силовики провели в ее доме обыск. Интересовались местонахождением бывшего мужа Розы, Нурдина Досхоева, с которым она давно уже не жила. По ее информации, Нурдин умер и похоронен в Казахстане.
Следует отметить также, что сын Досхоевой Назир Нурдинович Досхоев, 1982 г.р., вместе с его знакомыми Г.М.Чабиевым, У.М.Иналовым и И.Б.Плиевым погиб 26 июля 2009 года при взрыве машины. Обстоятельства происшествия неясны. Родственники погибших считают, что к смерти молодых людей могут быть причастны спецслужбы. Именно после гибели сына в доме Розы было проведено несколько обысков.
25 июня около 18:00 в Альтиевском муниципальном округе города Назрань на автодороге Назрань-Карабулак неизвестные обстреляли патрульный автомобиль ГИБДД МВД РИ, в котором находились три милиционера. По разным данным, нападавшие были на одной или двух машинах. Стреляли из автоматического оружия. В результате обстрела милиционеры Шанхоев и Беков скончались от полученных ранений. Состояние третьего милиционера врачи оценивали как тяжелое.
По данному факту возбуждено уголовное дело.
В ночь на 26 июня, около полуночи, на автодороге "Кавказ" на окраине села Яндаре Назрановского района неизвестные из огнестрельного оружия обстреляли автомобиль ВАЗ-21099, в котором ехали два жителя города Назрань – Багаудин Якубович Ужахов, 1974 г.р., и Магомед Вахитович Яндиев, 1976 г.р. Оба проживают в квартирных домах на улице Московская. От полученных ранений Ужахов скончался. Яндиев в тяжелом состоянии был помещен в реанимационное отделение центральной клинической больницы г.Назрань. По данному факту возбуждено уголовное дело.
В тот же день в квартире Яндиева сотрудниками силовых структур был произведен обыск. Результаты обыска неизвестны.
Ранее Магомед Яндиев обращался в правозащитные организации, в том числе и в ПЦ "Мемориал", с просьбой защитить его права. В первый раз Яндиев и еще несколько жителей Назрани обратились в "Мемориал" с жалобой на необоснованный арест и штраф за административное нарушение. Они были задержаны 14 октября 2008 года. Двое задержанных были избиты. В течение двух суток содержались под стражей. Их обвинили в том, что якобы они оказали сопротивление сотрудникам милиции при задержании. 16 октября 2008 года в судебном участке №9 Назрановского районного суда мировой судья Б.Ю.Толдиев признал их виновными и присудил административный штраф.
В следующий раз Яндиев обратился в ПЦ "Мемориал" в ноябре 2009 года. На этот раз он жаловался на частые обыски в его квартире, которые проводили сотрудники федеральных силовых структур. Почему его дом обыскивали, Яндиев не знал.
25 июня 2010 года Магомед Яндиев был задержан милиционерами и допрошен на предмет возможной причастности к незаконным вооруженным формированиям. После допроса его отпустили на свободу.
26 июня около 9:00 в городе Малгобек на улице Осканова в результате взрыва машины погиб командир отделения взвода ППС ОВД по Малгобекскому району Рашид Ажигов, 1977 г.р.
Взрыв произошел, когда Ажигов вышел из дома и сел в свою машину "Ока". По предварительным данным, мощность взрыва составила 400 граммов в тротиловом эквиваленте.
По данному факту следственными органами Следственного комитета по Республике Ингушетия возбуждено уголовное дело.
Июль 2010 года