ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Паспортизация исторических памятников и храмов необходима для сохранения исторической справки достопримечательностей, считает начальник Отдела охраны памятников при Министерстве культуры Южной Осетии Нелли Табуева.
Как сообщила корреспонденту "Кавказского узла" Табуева, на территории Южной Осетии по восстановленному реестру (старый был уничтожен во время грузино-осетинского конфликта в 90-х гг.) находится 1200 памятников. Отдел по охране памятников планируют подать реестр памятников на утверждение в правительство.
"Мы разрабатываем новый вид паспорта для памятников. Он будет сделан в национальном духе. Этот документ будет включать описание памятника, место расположения, горизонтальный план памятника, фотографию, фрагменты, культовые празднества и легенды связанные с ним, "дзуарыбонта" (празднования в честь святых), которые отмечают осетины", - рассказала Табуева.
По ее мнению, сбор информации - бесконечный процесс. "К примеру, Тирский монастырь - мы собрали его легенду, описание, сделали план памятника, а еще можно узнавать из разных источников дополнительную информацию", - пояснила начальник отдела.
По ее словам в 90-х годах паспортизация памятников проводилась грузинами.
"В то время существовало Всесоюзное Общество охраны памятников, а так как Южная Осетия была региональной, она, естественно, подчинялась Тбилиси. Грузинский реставрационный институт проводил паспортизацию еще тогда. Они обходили памятники, делали профессиональные обмеры в присутствии историков и архитекторов. И они собрали паспорта буквально почти на все памятники", - отметила Табуева.
Но, с другой стороны, по ее мнению, "паспорта, были сухими, включающие краткое описание и поверхностный план". "В результате войны в 1992 году здание отдела охраны памятников со всеми материалами было сожжено самими же грузинами", - отметила Табуева.
По информации начальника отдела, в Тбилиси отдавать паспорта югоосетинских памятников отказались, пока не будет определен статус региона.
Как сообщал "Кавказский узел", у Министерства культуры Южной Осетии средств на восстановление памятников нет, не предусмотрены они и в бюджете региона на 2011 год.
Отдел охраны памятников на проведение реставрации не рассчитывает. Табуева считает ,что если удастся сохранить памятники в сегодняшнем виде, это можно считать успехом.
"Если договор, подписанный между министерствами культуры РФ и Южной Осетией, по вопросу памятников заработает, то мы попросим просто консервацию. Реставрация - это очень дорогостоящее удовольствие", - пояснила она.
По словам чиновника, к ним "обычно поступают предложения сделать ремонт в храме, не могут понять, что не ремонтировать надо, это не дом, а реставрировать". "Каждый камень подбирается, а если вставляют камень, то он должен походить по цвету, фактуре, размеру, породе и т.д. К примеру, в селе Тбет Цхинвальского района построили новую церковь. Да, церковь красивая, новая, но это не те стены старой церкви, которая там находится. А вот развалины церкви - это есть памятник, это намоленное место",- пояснила Табуева.
Отдел охраны памятников подготовил список памятников, нуждающихся в врочной реставрации.
"Состояние памятника оценивает только специалист. К нам приехали специалисты из Министерства культуры РФ, которые готовы нам оказывать помощь и реставраторы, которые нам дали заключение о состоянии наших памятников. Они кстати и обнаружили технические нарушения в восстановлении храмов", - рассказала Табуева.
По ее словам, специалистам был отправлен список из десяти памятников первоочередной реставрации. В частности, туда попали три церкви: храм Кафтинского, храм св. Николая Чудотворца, и Красная Церковь.
"У нас есть материалы, фото, фундамент, план. Этих данных для реставратора достаточно для восстановления, и еще Тирский монастырь, который требует срочной реставрации. Все, что было в наших силах, это укрыть монастырь от попадания воды вовнутрь. Мы накрыли его крышей", - пояснила сотрудница отдела охраны памятников.
По ее мнению, в создании полного реестра памятников Южной Осетии есть определенные сложности. "На территории Цхнвала было 30 древних церквей. Двадцать из них мы смогли зафиксировать, а где располагались остальные десять? Известно, что рядом с ЮОГУ располагалось две церкви, но теперь там построена красивая футбольная школа с площадкой", - отметила Табуева.
В заключении Табуева напомнила, что всем сотрудникам отдела приходится работать в тяжелых условиях. В частности, по ее словам, нет даже служебной машины, необходимой для выездов к памятникам в разных регионах республики.
Директор Югоосетинского научно-исследовательского института, историк Роберт Гаглоев отметил, что памятники по всей республике - в плачевном состоянии. По его словам, нет должного финансирования реставрации и ухода за ними. Ситуацию ухудшили события августа 2008 года.
"После августа 2008 года мы отброшены назад. До восстановления памятников у руководства пока, наверное, руки не доходят. Хотя не могу сказать, что совсем ничего не делается. Президент республики не раз выделял средства на то, чтобы накрыть крыши храмов, чтобы просто укрыть их от полного разрушения", - рассказал Гаглоев.
По его словам, "для реставрации храмов нужна тщательная, кропотливая работа специалистов, и эта работа пока не проводится и неизвестно, когда что-то будет". "В то же время, "памятники так и стоят, постепенно осыпаясь", считает специалист.
"Вон Тирский монастырь не сегодня, завтра может развалиться, если за него срочно не взяться. Да и большинство других храмов не в лучшем виде", - добавил Гаглоев.
В начале июля директор ГУП "Управление по туризму – Южная Осетия" Элеонора Бедоева заявила, что в Южной Осетии будет реализован проект "Историческая память", который предусматривает восстановление православных храмов на территории региона. В частности, идет частичная реконструкция церкви Великомученика Георгия Победоносца, но ей еще в ноябре помешали наступившие заморозки.