ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
4 января в дагестанском поселке Шамхал прошло собрание представителей одной из малочисленных народностей Дагестана - дидойцев. Поводом послужила поездка жителя поселка Шамхал дидойца Магомеда Гамзатова в Грузию и его обращение к парламенту этой страны с просьбой оказать содействие в решении проблем дидойцев - развития языка, культуры, признания отдельным этносом.
Обращение Гамзатова получило резонанс в дагестанских и федеральных СМИ. Исторической родиной дидойцев, субэтноса андо-дидойской группы цезов, является Цунтинский район Дагестана, расположенный на границе с Грузией. Руководители и представители общественности Цунтинского района на митингах и в заявлениях в СМИ осудили действия Магомеда Гамзатова. Согласно их словам, Гамзатов не является жителем Цунтинского района и не был уполномочен представлять интересы дидойцев в Грузии.
В Шамхале, что в тридцати километрах севернее Махачкалы, где проживают около 3,5 тысячи дидойцев, в местном клубе собрались представители всех дидойских тухумов (родов) из Шамхала, а также представители Цунтинского района.
Открыл собрание сам Магомед Гамзатов. "Два года назад я собрал более 14 тысяч подписей дидойцев из 46 сел Цунтинского района. В каждом селе созывались сельские сходы. Что подтверждается протоколами, заверенными печатями поселковых администраций. В протоколе написано, что мне поселковые сходы доверяют решать свои социальные и политические вопросы", - рассказал Магомед Гамзатов.
С этими протоколами Гамзатов в августе 2010 года поехал в Москву, чтоб добиться решения двух главных вопросов: признания дидойцев отдельным народом и признания его депортации. Он обращался в приемную Уполномоченного по правам человека при президенте РФ. Там, по словам Магомеда Гамзатова, его документы приняли, и сказали, что ответ он должен получить в Министерстве по делам национальностей Дагестана, куда из Москвы будет направлен запрос.
"В республиканском министерстве мне отказались дать письменный ответ. О результатах рассмотрения поданных мной документов ничего не известно. Не видя никакой перспективы в решении этих проблем в нашей стране, я поехал в Грузию. Там находятся многие архивы истории дидойцев. На азербайджано-грузинской границе я представил документы, и заявил, что хочу встретиться с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Меня отвезли в здание благотворительного фонда "Кавказ", где я встречался с вице-президентом этого фонда Гевой Хмаладзе. Затем председатель комитета парламента Грузии по делам диаспор и Кавказа Нукзар Циклаури дважды принимал меня в своем кабинете. Во время второй встречи присутствовало 20 депутатов и журналисты грузинских СМИ. Грузинские ученые лингвисты обещали помочь в изучении дидойского языка, в разработке грамматики и словаря", - заверил Гамзатов.
Затем на собрании выступил председатель общественности поселка Шамхал, аксакал Пайзула Сайпудинов. По его сведениям, дидойцы были изгнаны со своих земель в Цунтинском районе в 1944 году. Их дома были сожжены, а земли предоставили грузинам как летние пастбища. "Во время той депортации в Чечню 70% дидойцев умерли от малярии, голода, и холода. Тех, кто смог обустроиться в Чечне, во время хрущевской оттепели снова вернули в Цунтинский район, где не было жилья и условий для работы", - поделился информацией Сайпудинов.
Аксакал выразил возмущение и по поводу отсутствия представителей дидойцев в правительстве или в парламенте Дагестана. "Нас включили в аварскую группу, потому что находимся рядом, чтобы аварцев было больше, и чтобы мы голосовали за их лидеров. Чем мы хуже рутулов, агулов, или цахуров, которые представлены в органах государственной власти. Мы просим наше правительство и президента республики, чтобы эти вопросы в кратчайшие сроки были решены", - заявил Пайзула Сайпудинов, сказав, что на обращения Магомеда Гамзатова в разные инстанции реакция была нулевой.
"Если правительство не может решить наш вопрос, мы должны обращаться дальше, в международные организации. Гамзатов поехал туда (в Грузию. - Прим. "Кавказского узла") не для того чтоб присоединить нас к Грузии, а чтоб обратить внимание международных организаций на наши проблемы", - уточнил позицию дидойской общественности Пайзула Сайпудинов.
Несколько десятков лет мы добиваемся признания статуса народа, и депортации
Затем выступил вице-президент национально-культурной автономии "Дидойцы" Арсен Абдуллаев. "Несколько десятков лет мы добиваемся признания статуса народа, и депортации. В 1957 году решением тогдашнего руководителя республики Абдурахмана Даниялова дидойцы, как и другие малочисленные народы, были насильственно включены в состав аварцев. Их язык и культура подверглись дискриминации", - отметил Абдуллаев, который, как член президиума национально-культурной автономии, возглавляет отдел письменности, и в 2010 году при финансовой поддержке зарубежных организаций издал сборник "Цезский фольклор".
По мнению Абдуллаева, именно то, что региональная власть не обращает внимания на проблемы дидойцев, и подтолкнуло Магомеда Гамзатова обратиться к грузинскому парламенту. Он подчеркнул, что дидойцы не ставят под сомнение территориальную целость России.
"В СМИ муссируется, что дидойцы хотят присоединиться к Грузии. Такой вопрос не ставился. Это нереально. Об этом говорили и сами грузины, с которыми Гамзатов встречался. Но проблемы, обозначенные Гамзатовым, имеют место", - добавил Абдуллаев, назвав в числе одной из таких проблем вопрос создания письменности дидойцев, на что "у государства нет денег".
На дидойском языке разработана научная грамматика, но нет школьной грамматики
По информации Абдуллаева, сейчас в дидойских селах Цунтинского района в школах детям, вместо родного языка, преподают аварский язык. "На дидойском языке разработана научная грамматика, но нет школьной грамматики. В Москве был издан экспериментальный вариант букваря. Но нет кадров для того чтобы ввести его в школах Цунтинского района", - посетовал выступающий.
На вопрос, какие последствия за собой повлечет признание статуса дидойцев, Абдуллаев ответил что, дидойцы "имели бы господдержку для сохранения своего культурного наследия, квоту в республиканских органах власти, где дидойцы сейчас не представлены, хотя их более 30 тысяч". (По данным переписи переписи населения 2002 года - 15 тысяч. - Прим. "Кавказского узла").
Аксакал Курбан Абдуллаев рассказал о том, что в 20-30 годах прошлого века духовенство и интеллигенция дидойского народа были репрессированы, их вывозили и расстреливали сотрудники НКВД. "И грамотных людей, которые могли бы отстаивать интересы дидойцев, во власти тогда не осталось", - подытожил Курбанов.
По итогам собрания была принята резолюция, в которой говорится, что действия Магомеда Гамзатова признаны не противоречащими Конституции и законам Российской Федерации. Согласно второму пункту резолюции, дидойцы продолжат работу по обращениям в республиканские и федеральные инстанции РФ для решения проблем своего народа.
На собрании обсуждался и вопрос выплаты компенсаций погорельцам из села Цибари Цунтинского района, в котором до пожара также проживали дидойцы.
С просьбой прокомментировать ситуацию с обращением Гамзатова в парламент Грузии корреспондент "Кавказского узла" обратился к жителю Цибари, учителю истории Исе Абдулхаликову. В селе проводился митинг протеста, на котором жители заявили, что никаких представителей в Грузию они не направляли, проинформировал учитель. По словам Исы Абдулхаликова, такие же митинги проходили и в других селах. Собеседник считает, что дидойцы, как малочисленный народ, исторически входит в аварскую группу.
Бекмурзаев: Грузия использует обращение Гамзатова в своих целях
Министр по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан Бекмурза Бекмурзаев в свою очередь заявил корреспонденту "Кавказского узла", что обращение Магомеда Гамзатова - это его личная инициатива. "Он не является жителем Цунтинского района и не мог представлять интересы его жителей. Жители района вообще не знали и не слышали, что от их имени кто-то обратился с письмом к грузинским властям. Магомед Гамзатов использовал подписи двухлетней давности, которые были собраны совсем для других целей. Народ из сел Цунтинского района провел массовые акции протеста и осудил его действия", - говорит Бекмурза Бекмурзаев.
Министр, ссылаясь на архивы, обратил внимание на то, что депортированы были не только дидойцы, но и ряд других народов. Проблема реабилитации насильственно переселенных народов существует в 22 районах республики. К примеру, по словам Бекмурзаева, таркинские кумыки вообще остались без исконных земель, поскольку были депортированы из пригорода Махачкалы в Новолакский район, а когда вернулись, их земли оказались заняты переселенцами. "Если мы будем решать проблемы одного народа и забывать о других депортированных народах, они, естественно, тоже будут протестовать", - убежден министр.
"Решение проблемы депортированных народов, их реабилитации, требует кропотливой работы над комплексной федеральной программой, - полагает Бекмурзаев. - Под эту программу нужно заложить огромные средства".
Чтобы дать понять, о каких суммах идет речь, министр уточнил, что "для переселения лакцев из чеченских земель в Новолакском районе в пригород Махачкалы решается вопрос выделения примерно 7 млрд рублей". Республика, по его утверждению, отправила соответствующий законопроект в Госдуму РФ. "Этот законопроект нужно не только принять, но и подкрепить финансами", - резюмировал министр.
По поводу обращения Гамзатова Бекмурза Бекмурзаев также выразил мнение, что грузинские власти использовали его в своей геополитической игре, поскольку имеют территориальные претензии к приграничным районам Дагестана, а обращение жителя Шамхала стала поводом для муссирования этой темы.
Справка. Дидойцы - один из малочисленных народов Дагестана, исторически проживающий в Цунтинском районе, на границе с Грузией на одном из перевалов главного кавказского хребта. Сейчас дидойцы компактно проживают и в равнинном Дагестане, в поселке Шамхал пригорода Махачкалы, поселке Комсомольское Кизилюртовского района и в Кизлярском районе. По поводу самоидентификации дидойцев мнения общественных деятелей и историков разделились. Одни считают дидойцев субэтнической группой в составе аварцев. Самоназвание "цези" и общеаварское "цунтал" (оба названия имеют один перевод - "орлы" или "жители орлиного края").
Некоторые дидойские представители общественности считают "цунтал" чужим для дидойцев названием, а местность, где они проживают, называют "дидоэти". По одной из версий, понятие "дидойцы", или "дидоби", является грузинским. Есть и противоположная версия: цезы - подгруппа дидойцев, коренного исчезающего народа, который не относится ни к грузинам, ни к аварцам. Дидойцы (диды) упомянуты в трудах Геродота как отдельный народ в племенном союзе древнего государства Кавказской Албании. А схожесть понятий "дидоби" и "дидойцы" объясняют общими обозначениями в письменных источниках, поскольку у армян, кавказских албанцев и иберов была схожая письменность, созданная армянским священником Месропом Маштоцом.