19:09 / 06.01.2011Дидойские лидеры: обращение Гамзатова в парламент Грузии не противоречит законам РФ

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

4 января в дагестанском поселке Шамхал прошло собрание представителей одной из малочисленных народностей Дагестана - дидойцев. Поводом послужила поездка жителя поселка Шамхал дидойца Магомеда Гамзатова в Грузию и его обращение к парламенту этой страны с просьбой оказать содействие в решении проблем дидойцев - развития языка, культуры, признания отдельным этносом.

Обращение Гамзатова получило резонанс в дагестанских и федеральных СМИ. Исторической родиной дидойцев, субэтноса андо-дидойской группы цезов, является Цунтинский район Дагестана, расположенный на границе с Грузией. Руководители и представители общественности Цунтинского района на митингах и в заявлениях в СМИ осудили действия Магомеда Гамзатова. Согласно их словам, Гамзатов не является жителем Цунтинского района и не был уполномочен представлять интересы дидойцев в Грузии.

В Шамхале, что в тридцати километрах севернее Махачкалы, где проживают около 3,5 тысячи дидойцев, в местном клубе собрались представители всех дидойских тухумов (родов) из Шамхала, а также представители Цунтинского района.

Открыл собрание сам Магомед Гамзатов. "Два года назад я собрал более 14 тысяч подписей дидойцев из 46 сел Цунтинского района. В каждом селе созывались сельские сходы. Что подтверждается протоколами, заверенными печатями поселковых администраций. В протоколе написано, что мне поселковые сходы доверяют решать свои социальные и политические вопросы", - рассказал Магомед Гамзатов.

С этими протоколами Гамзатов в августе 2010 года поехал в Москву, чтоб добиться решения двух главных вопросов: признания дидойцев отдельным народом и признания его депортации. Он обращался в приемную Уполномоченного по правам человека при президенте РФ. Там, по словам Магомеда Гамзатова, его документы приняли, и сказали, что ответ он должен получить в Министерстве по делам национальностей Дагестана, куда из Москвы будет направлен запрос.

"В республиканском министерстве мне отказались дать письменный ответ. О результатах рассмотрения поданных мной документов ничего не известно. Не видя никакой перспективы в решении этих проблем в нашей стране, я поехал в Грузию. Там находятся многие архивы истории дидойцев. На азербайджано-грузинской границе я представил документы, и заявил, что хочу встретиться с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Меня отвезли в здание благотворительного фонда "Кавказ", где я встречался с вице-президентом этого фонда Гевой Хмаладзе. Затем председатель комитета парламента Грузии по делам диаспор и Кавказа Нукзар Циклаури дважды принимал меня в своем кабинете. Во время второй встречи присутствовало 20 депутатов и журналисты грузинских СМИ. Грузинские ученые лингвисты обещали помочь в изучении дидойского языка, в разработке грамматики и словаря", - заверил Гамзатов.

Затем на собрании выступил председатель общественности поселка Шамхал, аксакал Пайзула Сайпудинов. По его сведениям, дидойцы были изгнаны со своих земель в Цунтинском районе в 1944 году. Их дома были сожжены, а земли предоставили грузинам как летние пастбища. "Во время той депортации в Чечню 70% дидойцев умерли от малярии, голода, и холода. Тех, кто смог обустроиться в Чечне, во время хрущевской оттепели снова вернули в Цунтинский район, где не было жилья и условий для работы", - поделился информацией Сайпудинов.

Аксакал выразил возмущение и по поводу отсутствия представителей дидойцев в правительстве или в парламенте Дагестана. "Нас включили в аварскую группу, потому что находимся рядом, чтобы аварцев было больше, и чтобы мы голосовали за их лидеров. Чем мы хуже рутулов, агулов, или цахуров, которые представлены в органах государственной власти. Мы просим наше правительство и президента республики, чтобы эти вопросы в кратчайшие сроки были решены", - заявил Пайзула Сайпудинов, сказав, что на обращения Магомеда Гамзатова в разные инстанции реакция была нулевой.

"Если правительство не может решить наш вопрос, мы должны обращаться дальше, в международные организации. Гамзатов поехал туда (в Грузию. - Прим. "Кавказского узла") не для того чтоб присоединить нас к Грузии, а чтоб обратить внимание международных организаций на наши проблемы", - уточнил позицию дидойской общественности Пайзула Сайпудинов.

Несколько десятков лет мы добиваемся признания статуса народа, и депортации

Затем выступил вице-президент национально-культурной автономии "Дидойцы" Арсен Абдуллаев. "Несколько десятков лет мы добиваемся признания статуса народа, и депортации. В 1957 году решением тогдашнего руководителя республики Абдурахмана Даниялова дидойцы, как и другие малочисленные народы, были насильственно включены в состав аварцев. Их язык и культура подверглись дискриминации", - отметил Абдуллаев, который, как член президиума национально-культурной автономии, возглавляет отдел письменности, и в 2010 году при финансовой поддержке зарубежных организаций издал сборник "Цезский фольклор".

По мнению Абдуллаева, именно то, что региональная власть не обращает внимания на проблемы дидойцев, и подтолкнуло Магомеда Гамзатова обратиться к грузинскому парламенту. Он подчеркнул, что дидойцы не ставят под сомнение территориальную целость России.

"В СМИ муссируется, что дидойцы хотят присоединиться к Грузии. Такой вопрос не ставился. Это нереально. Об этом говорили и сами грузины, с которыми Гамзатов встречался. Но проблемы, обозначенные Гамзатовым, имеют место", - добавил Абдуллаев, назвав в числе одной из таких проблем вопрос создания письменности дидойцев, на что "у государства нет денег".

На дидойском языке разработана научная грамматика, но нет школьной грамматики

По информации Абдуллаева, сейчас в дидойских селах Цунтинского района в школах детям, вместо родного языка, преподают аварский язык. "На дидойском языке разработана научная грамматика, но нет школьной грамматики. В Москве был издан экспериментальный вариант букваря. Но нет кадров для того чтобы ввести его в школах Цунтинского района", - посетовал выступающий.

На вопрос, какие последствия за собой повлечет признание статуса дидойцев, Абдуллаев ответил что, дидойцы "имели бы господдержку для сохранения своего культурного наследия, квоту в республиканских органах власти, где дидойцы сейчас не представлены, хотя их более 30 тысяч". (По данным переписи переписи населения 2002 года - 15 тысяч. - Прим. "Кавказского узла").

Аксакал Курбан Абдуллаев рассказал о том, что в 20-30 годах прошлого века духовенство и интеллигенция дидойского народа были репрессированы, их вывозили и расстреливали сотрудники НКВД. "И грамотных людей, которые могли бы отстаивать интересы дидойцев, во власти тогда не осталось", - подытожил Курбанов.

По итогам собрания была принята резолюция, в которой говорится, что действия Магомеда Гамзатова признаны не противоречащими Конституции и законам Российской Федерации. Согласно второму пункту резолюции, дидойцы продолжат работу по обращениям в республиканские и федеральные инстанции РФ для решения проблем своего народа.

На собрании обсуждался и вопрос выплаты компенсаций погорельцам из села Цибари Цунтинского района, в котором до пожара также проживали дидойцы.

С просьбой прокомментировать ситуацию с обращением Гамзатова в парламент Грузии корреспондент "Кавказского узла" обратился к жителю Цибари, учителю истории Исе Абдулхаликову. В селе проводился митинг протеста, на котором жители заявили, что никаких представителей в Грузию они не направляли, проинформировал учитель. По словам Исы Абдулхаликова, такие же митинги проходили и в других селах. Собеседник считает, что дидойцы, как малочисленный народ, исторически входит в аварскую группу. 

Бекмурзаев: Грузия использует обращение Гамзатова в своих целях

Министр по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан Бекмурза Бекмурзаев в свою очередь заявил корреспонденту "Кавказского узла", что обращение Магомеда Гамзатова - это его личная инициатива. "Он не является жителем Цунтинского района и не мог представлять интересы его жителей. Жители района вообще не знали и не слышали, что от их имени кто-то обратился с письмом к грузинским властям. Магомед Гамзатов использовал подписи двухлетней давности, которые были собраны совсем для других целей. Народ из сел Цунтинского района провел массовые акции протеста и осудил его действия", - говорит Бекмурза Бекмурзаев.

Министр, ссылаясь на архивы, обратил внимание на то, что депортированы были не только дидойцы, но и ряд других народов. Проблема реабилитации насильственно переселенных народов существует в 22 районах республики. К примеру, по словам Бекмурзаева, таркинские кумыки вообще остались без исконных земель, поскольку были депортированы из пригорода Махачкалы в Новолакский район, а когда вернулись, их земли оказались заняты переселенцами. "Если мы будем решать проблемы одного народа и забывать о других депортированных народах, они, естественно, тоже будут протестовать", - убежден министр.

"Решение проблемы депортированных народов, их реабилитации, требует кропотливой работы над комплексной федеральной программой, - полагает Бекмурзаев. - Под эту программу нужно заложить огромные средства".

Чтобы дать понять, о каких суммах идет речь, министр уточнил, что "для переселения лакцев из чеченских земель в Новолакском районе в пригород Махачкалы решается вопрос выделения примерно 7 млрд рублей". Республика, по его утверждению, отправила соответствующий законопроект в Госдуму РФ. "Этот законопроект нужно не только принять, но и подкрепить финансами", - резюмировал министр.

По поводу обращения Гамзатова Бекмурза Бекмурзаев также выразил мнение, что грузинские власти использовали его в своей геополитической игре, поскольку имеют территориальные претензии к приграничным районам Дагестана, а обращение жителя Шамхала стала поводом для муссирования этой темы.

Справка. Дидойцы - один из малочисленных народов Дагестана, исторически проживающий в Цунтинском районе, на границе с Грузией на одном из перевалов главного кавказского хребта. Сейчас дидойцы компактно проживают и в равнинном Дагестане, в поселке Шамхал пригорода Махачкалы, поселке Комсомольское Кизилюртовского района и в Кизлярском районе. По поводу самоидентификации дидойцев мнения общественных деятелей и историков разделились. Одни считают дидойцев субэтнической группой в составе аварцев. Самоназвание "цези" и общеаварское "цунтал" (оба названия имеют один перевод - "орлы" или "жители орлиного края").

Некоторые дидойские представители общественности считают "цунтал" чужим для дидойцев названием, а местность, где они проживают, называют "дидоэти". По одной из версий, понятие "дидойцы", или "дидоби", является грузинским. Есть и противоположная версия: цезы  - подгруппа дидойцев, коренного исчезающего народа, который не относится ни к грузинам, ни к аварцам. Дидойцы (диды) упомянуты в трудах Геродота как отдельный народ в племенном союзе древнего государства Кавказской Албании. А схожесть понятий "дидоби" и "дидойцы" объясняют общими обозначениями в письменных источниках, поскольку у армян, кавказских албанцев и иберов была схожая письменность, созданная армянским священником Месропом Маштоцом.

Автор:Муса Мусаев
09.01.2011 в 11:04M-Shah_Awarior
turok (06.01 / 23:58) , турки на русском заговорили уже, второй родной язык?
06.01.2011 в 21:31Snаrе+
И смех и грех
06.01.2011 в 23:58turok
Принятие аналогичных нормативных актов в отношении коренных малочисленных народов Дагестана Dido, mojet dagestansam sebya obyavit kazakami..? A troshev razve ne pogib geroicheskoi smertyu?
07.01.2011 в 16:52nichai
А почему Гамзатов поехал в Грузию? Что в Грузии располагается ООН? Совет Европы? Какая то другая международная организация по правам малых народов? Разве корректно обращаться к государству, с которой твое государство находится в конфликте?
07.01.2011 в 14:41HAIRA
Здравствуйте! Я как представительница Цезского народа, очень хотела бы поблагодарить Мусу Мусаева, корреспондента "Кавказского узла", за такое обширное, достоверное описание события: собрание в пос. Шамхал 04.01.2011г. СПАСИБО, МУСА! Я присутствовала на этом собрании и хочу от себя подчеркнуть, что проблема действительно существует и мы ее остро ощущаем. Магомед Гамзатов- истинный патриот нашего времени! Невзирая на препятствия и сложность данной проблемы, он взялся за благое дело и решителен в своих действиях, не прося помощи ни у кого, тратя собственные средства, пенсию, он поехал в Грузию и добился того, что голос многострадальных Цезов был услышан. Его поступок заслуживает только похвалы и примера для подражания. Этого еще не хватало, чтоб из ИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРА И ПАТРИОТА СДЕЛАЛИ ЛЖИВОГО ПРОХОДИМЦА И ШПИОНА. Стыдно, господа!
07.01.2011 в 18:23HAIRA
Да, соглашусь. Быть может это и некорректно. Так ведь в Грузию Гамзатов поехал после многочисленных поездок в Москву. Но все тщетно. И Грузия - отчаянный и ближайший шаг, надо заметить очень даже верный. Теперь проблема дидойцев освещена на международном уровне, и пусть Россия не очень то серчает, и не судит строго за это. Мы любим Россию и в глубине души верим в нее...
08.01.2011 в 16:08veter
Видимо и в 44 году представители этого народа обратились к недружественной стране находящейся в состоянии войны с СССР!
08.01.2011 в 19:37M-Shah_Awarior
"Дидойские народы и в том числе цезы - наследники древнейшей на территории России куро-аракской и чохской культуры, а также самого древнего государства Диду-Ссорер, на части которого образовалось государство Серир." dido Понятно за репрессии должно отвечать и платить государство. Но если дидойцы являются наследниками чохской культуры и предшественниками государства Сарир, для чего тогда отделяться от аварцев, которые объединяют несколько родственных микро-этносов. Из-за выхода 30 тысяч цезов Аварский род не оскудеют, родятся в три раза больше за более короткое время, ИншАаллах, аварский сыновей Чоха, Хунзаха, Согратля и многих других сёл Аварии. А дидойцы пойдут вопреки того к чему стремились поколения наших общих предков, объединяя народ. И к аварцам присоединили вас по документам ради того, чтобы сохранить родственный род дидойцев и наделить правами после этой чудовищной расправы, а не для того, чтобы аварцев стало больше. Здесь уж точно союзников самого Саакашвили впору призывать. Задумайтесь и вспомните пословицу: разделяй и властвуй! Кому-то искусственный разрыв с целым народом станет выгодным и вряд ли для самих дидойцев.
08.01.2011 в 19:57nichai
Наире в ответ на "Грузия - отчаянный и ближайший шаг, надо заметить очень даже верный " . Стало быть после визита Гамзатова к Сакашвили следует ожидать появления на карте России еще одного субъекта - Дидойской области размерами в один аул... Признание в любви к России после таких действий это все равно, что плюнуть в рожу, а потом сказать, что это сделано любя... Гамзатову возможно неизвестно, что выполнение его просьб грузинскими властями было бы вмешательством во внутренние дела России, чего не позволительно нормами международного права.
10.01.2011 в 13:08HAIRA
Мне не понятно одно: а что это представителям аврской народности не по душе желание дидойцев приобрести свой статус, дай Аллах вам здровья приумножаться. Признание нас как отдельного этноса вовсе не означает выражение к вам недоверия или неуважения и почему все это воспринимается в штыки? Каждая народность заслкживает почитания и уважения. У нас своя культура, обычаи, традиции, язык в конце концов. Район во всех отношениях отстает от остальных, и это вы называете наделить ПРАВАМИ? Не надо лукавить и говорить, что нас аварцы воспринимают как СВОИХ. На деле Цезы в кругу аварцев всегда чувствовали барьер и были отчужденными. И где тут родство? По поводу границ на карте - ПО ДРУГОМУ НАС НЕ СЛЫШАЛИ. Вы понятия не имеете сколько труда он вкладывал все эти годы, когда вспоминает то суровое время слезы наворачивються невольно, быть может именно это дало ему терпенья и сил, в то же время отчаянности добиваться справедливости. Неужели найдуmcя такие ПАТРИОТЫ в наше время. Россия просто должна гордиться своми гражданами.
06.01.2011 в 21:48dido
Поездка жителя поселка Шамхал дидойца Магомеда Гамзатова в Грузию, и его обращение к парламенту этой страны с просьбой оказать содействие в решении проблем дидойцев - развития языка, культуры, признания отдельным этносом основаны на сакральных правах этого коренного малочисленного, многострадального репрессированного народа Дагестана. Действие Гамзатова основано на его патриотических чувствах и жестом отчаяния. Осуждать его за эти действия может только недальновидный и гнустный человек согласившийся с положением третьесортного ассимилированного человека. Обращение Гамзатова не получило должного резонанса в дагестанских и федеральных СМИ. Руководители и представители продажной общественности Цунтинского района на митингах и в заявлениях в СМИ пытаются осудить действия Магомеда Гамзатова, ссылаясь, что Гамзатов не является жителем Цунтинского района, и он не был уполномочен представлять их интересы в Грузии. При этом забывают, что он лично и его семья и весь его народ были репрессированы и выселены с Родины в Чечню. Это преступление в отношении народов Дагестана по настоящее время не осуждено должным образом и правовая оценка этому акту геноцида не дана. Гамзатову не нужно просить поручения на самозащиту от преступления в его отношение, а также в отношение своего коренного малочисленного народа. Конституции РФ и РД, а также законодательство РФ и РД, а также международное право только поощряют такую гражданскую позицию человека. Этот его мужественный поступок поошряется также и законами Шариата и традиционными джамаатскими адатами древнейшего и высококультурнейшего народа мира. Дидойские народы и в том числе цезы - наследники древнейшей на территории России куро-аракской и чохской культуры, а также самого древнего государства Диду-Ссорер, на части которого образовалось государство Серир. Магомед Гамзатов свои действия объяснил- "Два года назад я собрал более 14 тысяч подписей дидойцев из 46 сел Цунтинского района. В каждом селе созывались сельские сходы. Что подтверждается протоколами, заверенными печатями поселковых администраций. В протоколе написано, что мне поселковые сходы доверяют решать свои социальные и политические вопросы", - разве это доверие народа не свидетельство добропорядочности Магомеда Гамзатова, а также преступности властей республики и России, которые не хотят признаться в совершенном государством преступлении. С этими поручениями народа он добивался решения вопросов, - признания цезов отдельным народом, и признания его депортации. Однако чиновники из Москвы возвращали документы в Министерство по делам национальностей Дагестана. Не видя никакой перспективы в решении этих проблем в нашей стране, он поехал в Грузию. Председатель общественности поселка Шамхал, аксакал Хайбула Сайпудинов поясняя трагедию депортации 1944 года обвинил государство в геноциде своего народа- "Во время той депортации в Чечню 70% людей умерли от малярии, голода, и холода. Тех, кто смог обустроиться в Чечне во время хрущевской оттепели снова вернули в Цунтинский район, где не было жилья, и условий для работы...Нас включили в аварскую группу, потому что находимся рядом, чтобы аварцев было больше, и чтобы мы голосовали за их лидеров. Чем мы хуже рутулов, агулов, или цахуров, которые представлены в органах государственной власти. Мы просим наше правительство и президента республики, чтобы эти вопросы в кратчайшие сроки были решены....Если правительство не может решить наш вопрос, мы должны обращаться дальше, в международные организации. Гамзатов поехал туда (в Грузию, прим. ред. "Кавказского узла") не для того чтоб присоединить нас к Грузии, а чтоб обратить внимание международных организаций на наши проблемы". Факт геноцида своего народа и бесперспективность решения проблемы в Дагестане и России пояснил вице-президент национально-культурной автономии "Дидойцы" Арсен Абдуллаев. "Несколько десятков лет мы добиваемся признания статуса народа, и депортации. В 1957 году решением тогдашнего руководителя республики Абдурахмана Даниялова дидойцы, как и другие малочисленные народы, были насильственно включены в состав аварцев. Их язык и культура подверглись дискриминации" А.Абдулаев по поддержке зарубежных организаций издал сборник "Цезский фольклор". Министр по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан Бекмурза Бекмурзаев в свою очередь заявил в СМИ в отношении Гамзатова М.- "Он не является жителем Цунтинского района, и не мог представлять интересы его жителей. Жители района вообще не знали и не слышали, что от их имени кто-то обратился с письмом к грузинским властям. Магомед Гамзатов использовал подписи двухлетней давности, которые были собраны совсем для других целей. Народ из сел Цунтинского района провел массовые акции протеста и осудил его действия", это прямое свидетельство некомпетентности и безграмотности Министра, который ссылаясь на архивы, рассказал о том, что депортированы были не только дидойцы, но и ряд других народов. Проблема реабилитации насильственно переселенных народов существует в 22 районах республики. Воинственны признания Бекмурзаева, что таркинские кумыки вообще остались без исконных земель, поскольку были депортированы из пригорода Махачкалы в Новолакский район, а когда вернулись, их земель оказались заняты переселенцами. "Если мы будем решать проблемы одного народа, и забывать о других депортированных народах, они естественно тоже будут протестовать", - это утверждение министра, который даже не пытается решить проблему своего кумыкского народа. "Решение проблемы депортированных народов, их реабилитации, требует кропотливой работы над комплексной федеральной программой, - считает Бекмурзаев, - Под эту программу нужно заложить огромные средства". По поводу самоидентификации дидойцев раздуваются мнения общественных деятелей и историков считая цезов субэтнической группой в составе аварцев, хотя фактически сами аварцы являются субэтнической группой андо-дидойцев. Понятие "цунтал" не является этнонимом, это топоним. Учеными даются понятия версий происхождения, "дидойцы", "дидо", "дидоэти"или "дидоби" считая их грузинскими понятиями - от "дидо"- большой, однако забывают андоязычное понятие "диду" и "ссорер", которые означают одно и то же понятие круг, округ, окружность, округа и свое государство они называли "Диду-Ссорер" именно с указанным значением. По обращению Гамзатова Магомеда в Грузии должны быть приняты меры о привлечении России, как правопреемника СССР к международно-правовой ответственности по нарушению требований : Резолюции 260 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН Конвенции ООН о геноциде-от 1948 года. СССР подписал 16 декабря 1949 г. Ратифицирована ПВС СССР 18 марта 1954 г. Статья I- геноцид независимо от того, совершается ли он в мирное или в военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права и против которого они обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение. Статья II- под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: b) причинение серьезных умственного расстройства членам такой группы; c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; Статья III Наказуемы следующие деяния: а) геноцид; Статья IV Лица, совершающие геноцид подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами. Резолюции 3068 (XXVIII) ГА ООН МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРЕСЕЧЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ АПАРТЕИДА И НАКАЗАНИИ ЗА НЕГО 30 ноября 1973 г. СССР подписал 12 февраля 1974 г. Ратифицирована 15 октября 1975 г. принимая во внимание Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в которой ГА заявила о том, что процесс освобождения нельзя остановить и обратить вспять и что в интересах человеческого достоинства, прогресса и справедливости необходимо положить конец колониализму и связанной с ним любой практике сегрегации и дискриминации, Статья 1 1. апартеид является преступлением против человечества и что бесчеловечные акты, являющиеся следствием политики и практики апартеида и сходной с ним политики и практики расовой сегрегации и дискриминации, которые определены в статье II настоящей Конвенции, являются преступлениями, нарушающими принципы международного права, в частности цели и принципы Устава ООН, и создающими серьезную угрозу для международного мира и безопасности. 2. Государства — объявляют преступными организации, учреждения и отдельных лиц, совершающих преступление апартеида. Статья II "преступление апартеида" включает сходную с ним политику и практику расовой сегрегации и дискриминации в том виде, означает следующие бесчеловечные акты, совершаемые с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над какой-либо другой расовой группой людей и ее систематического угнетения: b) умышленное создание для расовой группы или групп таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее или их полное или частичное физическое уничтожение; с) любые меры законодательного характера и другие меры, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, и умышленное создание условий, препятствующих полному развитию такой группы или таких групп, в частности путем лишения членов расовой группы или групп основных прав человека и свобод, включая право на труд, право на образование, право покидать свою страну и возвращаться в нее, право на гражданство, право на свободу передвижения и выбора местожительства, право на свободу убеждений и свободное выражение их и право на свободу мирных собраний и ассоциаций; d) любые меры, в том числе законодательного характера, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы или групп, запрещения смешанных браков между членами различных расовых групп, экспроприации земельной собственности, принадлежащей расовой группе или группам или их членам; ДЕКЛАРАЦИИ О ПРАВЕ НА РАЗВИТИЕ 4 декабря 1986 г. Примером ассимиляционно - дикриминационной политики и сегрегации в вопросах занятости молодежи коренных малочисленных народов Дагестана могут стать одни из древнейших и высоко культурнейших дагестанских народов- ботлихцы, бежтинцы, гунзибцы, гинухцы, цезы на территориях традиционного природопользования которых незаконно занята в целях строительства военных городков и постов министерством обороны РФ. Сегрегация заключается в нежелании военных чиновников допускать представителей коренного населения несению службы в этих воинских частях на правах определенных российскимзаконодательством для казаков. Безработная молодежь ботлихского народа, у которого Минобороны незаконно изъято более 300 гектаров земель запаса, их малоземельной территории традиционного природопользования, не используется в работах по строительству военного городка. Рабочая сила привозится со всей страны и даже из-за границы, а изъятые земли им не компенсированы, поэтому основной силой протестующей беспределу чиновников явилась молодежь, которая на несколько месяцев перекрыла дороги и остановила строительные работы. Разразившийся во второй половине 2004 г. конфликт между, с одной стороны, федеральными и республиканскими органами власти и, с другой – ботлихским джамаатом, связан с игнорированием первой стороной интересов ботлихцев. Последние выражаются в стремлении ботлихцев сохранить джамаатские (весьма ограниченные) земли, как материальную базу функционирования своего этнокультурного образования. Можно заметить, что традиционно любые земельные вопросы в Дагестане в обязательном порядке решались с учетом мнения джамаата (представлявшего конкретное сельское общество или общества соседних селений). Изъятие из хозяйственного и общественного оборота 60 га земель ботлихского джамаата, которые отводятся под вновь создаваемый городок, крайне болезненно скажется на жизни местного общества, так как эти земли сельская администрация предназначала для наделения участками молодые семьи (очередь на подобные участки в Ботлихе ныне составляет 300 человек). Ботлихцы также не без основания опасаются, что неизбежный при начале активного строительства городка и при дальнейшем его функционировании приток в Ботлих населения из других местностей фактически приведет к разрушению их социальной структуры – джамаата. При решении ботлихской проблемы, безусловно, следует иметь в виду, что ботлихцы являются коренным малочисленным народом, права которого на предпочтительное пользование земельными угодьями этнотерритории гарантированы как российским законодательством, так и международными соглашениями. То, что ботлихцы, как и другие 12 народов андо-дидойской подгруппы, необоснованно лишены статуса «народа», не меняет существа дела». Оценка совершенного преступления дается на основе международного права, как апартеид. Апартеид(апархейд-на яз.африкаанс- раздельное проживание)- наиболее крайняя форма расовой дискриминации в отношении коренного населения в колониальных, постколониальных, неоколониальных режимах. Означает лишение его политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции, некоторые акты апартеида могут составлять геноцид. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества. В 1973 г. по инициативе СССР ООН принята Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказания за него.(Советский энциклопедический словарь.1986 стр.67). Опыт казачества, как фактор решения вопросов безработицы молодежи. Чиновничеством и законотворцами России для развала своей страны приняты ущемляющие народы России и Дагестана законы, одни законы для «своих» казаков другие для «чужих» народов в т.ч. фактически коренных малочисленных народов. Для казаков приняты документы с исчерпывающим перечнем, программой и финансами, а для дагестанцев, как и положено по рангу серые и неполноценные документы. Для стабильности в Дагестане необходимо выполнять требования Конституции и законов РФ, иметь хотя бы внятную национальную политику, обеспечив дагестанской молодежи рабочие места, дав им надежду на будущее. Для анализа состояния дел предлагаю документы свидетельствующие о юридической сегрегации дагестанской молодежи в сравнении с региональным религиозно-военным сословным казачеством: 1. Федеральное законодательство по казачеству (26) 1. Постановление ВС РФ от 16 июля 1992 г. N 3321-I "О реабилитации казачества", законов по репрессированным народам Дагестана нет и не предвидится. 2. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" (с изменениями от 11 декабря 1996 г.) 3. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы" (с изменениями от 13 июня 1996 г., 25 февраля 2003 г.) 4. Указ Президента РФ от 12 февраля 1997 г. N 97 "Об утверждении Устава Терского войскового казачьего общества", нет законов и указов по общинам коренных малочисленных народов Дагестана. 5. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 885 "О размерах безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов и выплат на первоначальное обзаведение хозяйством членам казачьих обществ". 6. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 сентября 1993 г. "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 года "О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества" в части, касающейся несения военной службы казаками". Казакам поручена пограничная войсковая и невойсковая охрана на Юге России. Дагестанцы не заслужили этого права, потеряли доверие, либо с нами не считаются. 7. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1999 г. N 839 "О Федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ на 1999 - 2001 годы". Целевых программ по коренным малочисленным народам не принимается. Ни один народ Дагестана не признан народом в законодательном плане. Нет законов о языках, территориях традиционного землепользования наших народов и т.д. 8. О федеральном органе, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ. 9. Указ Президента о возрождении и развитии российского казачества. 10. О роли и месте кадетских школ, кадетских школ-интернатов в современной системе образования. 11. О согласовании эскизов холодного клинкового оружия и клейм. 12 О казачьем холодном клинковом оружии. 13. Приказ Минсельхоза о казачьих обществах, производящих сельхозпродукцию для госнужд. 14. О взаимодействии таможенных органов с казачьими обществами. 15. Указ Президента о присвоении чина казачьего генерала Громову В.П. 16. Распоряжение Президента об утверждении В.П. Громова атаманом. 17. Указ Президента об утверждении Устава Кубанского войскового казачьего общества. 18. О форме одежды, знаках различия, чинах, удостоверении казака. 19. Типовое положение о кадетской школе. 20. О роли и месте кадетских школ, кадетских школ-интернатов в современной системе образования. 21. О государственном реестре казачьих обществ. 22. Типовой договор о несении государственной и иной службы членами казачьих обществ. 23. Закон о реабилитации жертв политических репрессий. 24. Закон о реабилитации репрессированных народов. 25. О реализации Закона о реабилитации репрессированных народов в отношении казачества. . 26. Федеральный Закон «О казачестве»,2005г. Этот Закон венец всех националистических изысканий государства Российского. Казакам разрешено создавать моноэтнические строевые и нестроевые воинские формирования. 2. Документы Кубанского казачьего войска (8) 27. Об основных направлениях деятельности Кубанского казачьего войска. 28. О введении в действие Положения о порядке подготовки и проведения сборов по выборам атаманов в казачьих отделах (округе) и районных казачьих обществах Кубанского казачьего войска. 29. Об утверждении Типового устава первичного казачьего общества Кубанского казачьего войска. 30. Об аттестационной комиссии Кубанского казачьего войска. 31. Об утверждении Правил создания первичных казачьих обществ Кубанского казачьего войска. 32. Об утверждении структуры Кубанского казачьего войска. 33. Положение об отдельских учебных центрах военно-патриотического воспитания и добровольной подготовки казачьей молодежи Кубанского казачьего войска к военной и иной службе. 34. Об укреплении системы управления Кубанским казачьим войском 3. Краевое законодательство (8) 35. О привлечении к государственной службе членов казачьих обществ ККВ. 36. Об участии казачества в охране общественного порядка и пресечении незаконной миграции. 37. Программа "Казачество против наркотиков". 38. Программа по военно-патриотическому воспитанию и подготовке казачьей молодежи к военной службе. 39. О департаменте по делам казачества, военным вопросам и воспитанию допризывной молодежи администрации Краснодарского края. 40. О реабилитации Кубанского казачества. 41. О порядке предоставления земельных наделов казачьим общественным объединениям и станичным (хуторским) казачьим обществам. 42. О центрах обучения казачьей молодежи основам военной службы 4. Документы органов местного самоуправления (3) 43. Об управлении по делам казачества администрации г. Краснодара. 44. Об утверждении уставов казачьих обществ в г. Краснодаре. 45. Об общественном совете по делам казачества при главе администрации г. Краснодара. В газете «Северный Кавказ» за февраль 2006г. №7(769) вышла публикация Андрея Гурбан «Отдать границы казакам»- «Для усиления охраны российских рубежей, либо расселить вдоль государственной границы казачьи семьи». Советник президента РФ Геннадий Трошев предлагает для усиления охраны российских рубежей расселять казачьи семьи вдоль границы, выделяя им земли согласно ФЗ «О государственной службе российских казаков». Это свидетельство политики неоколониализма и сегрегации в РФ. Принятие аналогичных нормативных актов в отношении коренных малочисленных народов Дагестана могло бы решить многие проблемы молодежной безработицы, преступности, терроризма, так называемого вахабизма. Молодежь могла бы по контракту служить в МО и МВД по контракту защищая свою границу, которую Россия никогда не защитит без помощи местного населения. Федеральный закон «Об альтернативной службе, как способ решения проблем молодежной безработицы. Принят якобы для блага всех россиян и дагестанцев ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", который вступил в силу с 1 января 2004 г. Однако, как и обычно, подготовительная, просветительская, работа по его реализации и повсеместной популяризация всеми государственными органами и общественными организациями РФ и РД не проведена. Осуществление деятельности по организационному направлению граждан на альтернативную службу(далее АГС), в целях реализации ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» ЦЗН предполагает: - вести учет организаций в которых в соответствии с указанным ФЗ-ом возможно прохождение гражданской альтернативной службы; - ежегодно проводить анализ наличия и состояния в организациях, подведомственных городских организаций исполнительной власти, рабочих мест в целях определения профессий, должностей на которых могут быть заняты граждане для прохождения АГС, а так же организаций где предусматривается прохождение АГС; -принимать активное участие в работе заседаний призывных комиссий Военных комиссариатов (Ленинского, Кировского и Советского) районов г. Махачкалы; - участвовать в рассматривании заявлений граждан на АГС; - организовать взаимодействие по вопросам учета граждан, подавших заявления в военные комиссариаты города о замене военной службы по призыву на АГС; - направлять граждан в отношении которых вынесено заключение о замене военной службы по призыву на прохождение АГС; - учет граждан уклонившийся от прохождения АГС к уголовной ответственности; - учет возбужденных уголовных дел(при их наличии), их расследовании, передаче в суд и вынесенных приговорах; - обмену информации, о прибытии и убытии граждан, проходящих АГС с работодателем о прохождении АГС вплоть до посещения работниками ЦЗН места прохождения АГС. Несмотря на то, что ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» функционирует с 2004 года, ЦЗН г. Махачкала только начал предполагать и не знает, что нужно делать. Представители коренных малочисленных народов Дагестана, к которым почему-то отнесены и русские, имеют право на АГС в виде занятия традиционными отраслями народного хозяйства. Однако учет этих лиц и традиционных отраслей народного хозяйства в ЦЗН г. Махачкала, а также ведется с грубыми нарушениями законодательства. ФЗ в интересах обеспечения занятости молодежи РД не используется, Закон и буква этого нормативного документа не исполняются. РФ взяла на себя обязательство принять закон об альтернативной гражданской службе и гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ в порядке приведения национального законодательства в соответствие со стандартами Совета Европы для вступления в эту международную организацию. Отсутствие механизма работы этого важнейшего для дагестанцев закона об альтернативной гражданской службе при одновременном наличии права на таковую в Конституции РФ и ссылок на эту службу в ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» порождает определенные социальные и правовые коллизии, не способствует укреплению авторитета госвласти. В Дагестане, особенно в связи с милитаризацией- самовольным захватом и незаконным строительством военных городков, как и в прочем на всем Северном Кавказе, это ведет к нагнетанию антироссийских настроений. Особенно это важно в связи с тем, что отправив своих детей на службу в Российскую Армию, из-за несовершенства военной системы и болезней общества в целом, дагестанцы становятся по велению воинских начальников и их беспредела преступниками. Отправляем нормальных здоровых детей в армию, а обратно получаем преступников, инвалидов. Тюрьмы и изоляторы России переполнены дагестанской молодежью, им оставлен только один путь для выживания, пополнять ряды непримиримых боевиков, а общество молчит. Эта проблема известна обществу. Нужны срочные меры по оздоровлению общества, а власти Дагестана, как виновники состояния дел в Республике должны быть призваны к ответственности. Необходимо руководству РФ и РД принять комплекс законов необходимых для нормализации жизни общества, учитывать интересов всех коренных малочисленных народов Дагестана. Законодательство для казачества мною приведено не полностью, анализ этих документов и выделяемых денег из нашего общественного фонда поясняет политику сегрегации(разделения народов). Факт рассмотрения Конституционным Судом РФ в сентябре 1993г. конституционности и легализации привлечения казаков к воинской службе на Северном Кавказе, согласно которого в настоящее время решается вопрос о выделении земель коренных малочисленных народов Дагестана казакам, якобы для охраны южных рубежей России говорит о неоколониальной политике государства. Казаки государством поставлены в исключительное положение. А в Дагестане построено 50, планируется еще более 30 военных городков и для службы туда прибывают казаки, в то время как местная молодежь выезжает в Тюмень и другие регионы России на заработки. ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с федеральным законом. Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией. Согласно этого закона "О воинской обязанности и военной службе" запас Вооруженных Сил РФ создается из числа граждан, в том числе прошедших альтернативную гражданскую службу. А УК РФ даже предусматривает уголовную ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы. Конституционный Суд РФ констатировал, что закрепленное в конституционной норме и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим (ст.18 Конституции РФ) и должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий ФЗ или механизмы ее выполнения. Стремление гражданина реализовать свое конституционное право не запрещенными законом способами во всяком случае не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования. Статья УК РФ, предусматривающая ответственность за уклонение от очередного призыва на военную службу по буквальному своему смыслу распространяется лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоотношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Вышесказанное подтверждается содержанием и другого нормативного акта - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу подлежат лишь граждане, не явившиеся по повестке военного комиссара на военную службу без уважительной причины. Действия граждан, реализующих свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки предусмотренного названными законодательными нормами правонарушения. Права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ гарантируются ст.69 Конституции РФ. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой установлено ст.2 комментируемого Закона. Традиционным образом жизни малочисленных народов согласно ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" является исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. Под исконной средой обитания малочисленных народов следует понимать исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни. Для установления наличия у гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу, права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой целесообразно определить его отношение к общине или иному органу общественного самоуправления малочисленных народов, под которыми ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" понимает формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Порядок создания общины или иного объединения малочисленных народов регламентируется ст.12 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ", согласно которой лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе создавать на добровольной основе общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями в целях социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Общие принципы организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ изложены в ФЗ от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ. Однако аналогичный закон в отношении коренных малочисленных народов Дагестана не принят по вине руководства РФ и РД, что свидетельствует об игнорировании прав наших коренных малочисленных народов. Формы участия и полномочия РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов закрепляются в ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" и должны учитываться при организации направления граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, на альтернативную гражданскую службу. При организации направления граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, на альтернативную гражданскую службу, также следует учитывать, что в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов, социально-экономического и культурного развития лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе создавать на добровольной основе общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями. Следует отметить, что порядок направления дагестанцев для прохождения альтернативной гражданской службы должен быть определен положением, который будет несколько отличаться от того, который предусмотрен Законом. Работа над механизмом прохождения этой службы для наших народов также не начата. В таком случае призывники дагестанцы могут спокойно ожидать принятия этого механизма, у них будет иммунитет от призыва на действительную срочную военную службу, а также альтернативную гражданскую службу, до принятия соответствующего законодательства. В главе 1У Положения приводятся особенности направления на АГС граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, ведущим традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами. Одна из них заключается в том, что граждане указанной категории вместе с заявлением должны представить документы, подтверждающие их принадлежность к коренному малочисленному народу, ведение ими традиционного образа жизни, осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами. Далее отметим, что пунктом 37 Положения предусматривается возможность направления указанной категории граждан для прохождения АГС в организации традиционных отраслей хозяйствования, где они работали до этого. Допускается, что эти организации могут иметь любую организационно-правовую форму. Наиболее приемлемой формой военной службы для дагестанской молодежи может быть добровольная контрактная служба в армии, а также формирование строевых и нестроевых общинных(джамаатских) частей, с представлением им льгот- аналогично казачества. Это будет обеспечивать решение проблем трудоустройства молодежи и стабилизацию в общественно-политической и социально-экономической сферах жизни дагестанского общества. Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу, через суд, со взысканием материального ущерба в размере сумм положенных для ведения индивидуального подсобного традиционного промысла в формах животноводства, полеводства или садоводства, а также морального ущерба в связи с оскорблением национальных чувств политикой сегрегации.. Заключение Понятие «гарантировать» означает наличие эффективного механизма исполнения и соблюдения этих законов самим же государством. В противном случае неисполнение закона либо его отдельной части может привести к непредсказуемым и негативным последствиям. Таковы последствия блокирования реализация ст.3 и 6 Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» 1991г., полное блокирование функционирования ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» 1999г. Ни один дагестанский народ не был территориально, материально, морально реабилитирован, попытки реабилитации чеченцев-ауховцев и лакцев привели к дальнейшему усугублению положения этих и других народов. Особенно тяжело положение депортированных андо-дидойских народов, так как эти народы не получили юридического признания по вине руководства РД и РФ, следствием этого явилась трагедия по геноциду бороздиновцев в Чеченской Республике. Результат неисполнения этих законов, символизировавшего переход РФ от принципов имперской политики геноцида, произвола и беззакония к принципам демократического и правового государства, послужил причиной возникновения на Северном Кавказе межнациональных конфликтов: -осетино-ингушского, кабардино-балкарского, карачаево-черкесского, чеченско- лакско- аварского (Ауховского), кумыкско - аваро - даргинского, чеченско - андо – дидойского (Гагатли, Бороздиновка), чеченско-ногайского(Сары-су), каратинско- аварского(Сивух- Цилитли) и других. Как указывают правозащитники:-«На Северном Кавказе нарушения прав человека также имеют свой специфичный характер: здесь существует постоянная угроза праву на безопасность и праву на жизнь. Особенность нарушений прав человека на Северном Кавказе в данное время обуславливает целый ряд причин, из которых можно выделить следующие: Наличие в регионе районов, где ведутся боевые действия и спецоперации. Все время продолжается нарушение практически всех существующих прав гражданского населения. Высокая степень этноконфликтности. Массовый характер нарушений прав человека. В ходе вооруженного конфликта и межнациональных конфликтов страдают не десятки и даже не сотни людей: их число исчисляется десятками и сотнями тысяч. Особая острота проблемы депортированных, беженцев, вынужденных переселенцев. Низкий уровень развития гражданского общества в регионе. Высокий уровень коррумпированности и бесконтрольности местной власти. Под лозунгами возрождения национальной самобытности происходило восстановление клановых или трайболистских форм этнических сообществ, в результате чего власть и бюджет оказались в руках определенных групп людей, объединенных родственными или корпоративными интересами. Высокий уровень социальной напряженности в регионе- зоне настоящего социального бедствия. Основанные социально-экономические показатели в регионе вдвое ниже средних по России. Уровень безработицы в некоторых субъектах региона достигают 80%. Негативное влияние на этнополитическую стабильность в регионе оказывала ранее и в настоящее время проводящаяся, либо внятно отсутствующая национальная политика, и игнорирование Конституции РФ в частности, это: насильственное объединение, разъединение и ассимиляция народов региона; репрессии и депортации целых народов, упразднение их исторических административно-национальных образований, районов, участков; произвольное изменение границ без учета исторически сложившихся интересов проживавших там народов, неоднократная перекройка административно- территориальных границ: политика двойных стандартов при выстраивании федеративных отношений с субъектами РФ, деление народов на «благонадежных» и «неблагонадежных»; использование в построении национальной политики имперских методов типа «разделяй и властвуй», потакание шовинистической антикавказской политике и т.п. Правозащитники взывают к власти с надеждой, что наше государство наконец-то научится уважать и соблюдать права и свободы конкретного человека и народов, так как права человека вне прав этносов невозможно объективно и полно защитить) и, что со временем перейдет из роли главного нарушителя прав в роль главного правозащитника». Добиться этого особенно в Дагестане перспектив не видно, не создано правовых механизмов возрождения исторических ждамаатов, как высшей формы гражданского общества коренных народов Дагестана. Законодательным органам РФ и РД для решения вопросов устранения безработицы молодежи и достижения стабильности в обществе необходимо срочно привести законодательство по обеспечению и защите прав коренных малочисленных народов Дагестана в соответствие с требованиями международного законодательства и Конституции РФ. Для этого необходимо, по аналогии с другими коренными малочисленными народами РФ, а также казачеством, по каждому народу Дагестана, отдельно, принять нижеследующие законы и подзаконные нормативные документы: «О введении в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ 16 народов Дагестана(13 андо-дидойских, арчинцев, кайтагцев, кубачинцев)» «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Дагестана» «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Дагестана; «О языках народов Дагестана»; «О национально территориальных образованиях коренных малочисленных народов Дагестана»; «О реабилитации репрессированных народов Дагестана»; «О порядке привлечения членов джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана к государственной и иной службе»; «Об экономических и иных льготах, предоставляемых джамаатам(общинам) коренных малочисленных народов Дагестана и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службе»; «О размерах безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов и выплат на первоначальное обзаведение хозяйством членам джаматов(общин) коренных малочисленных народов Дагестана»; «Об утверждении Уставов джамаатов(общин) коренных малочисленных народов Дагестана»; «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке коренных малочисленных народов Дагестана; «О возрождении и развитии коренных малочисленных народов Дагестана»; «О Федеральной целевой программе государственной поддержки джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана на 2011-2021 годы»; «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Дагестана»; «О роли и месте кадетских школ, кадетских школ-интернатов в современной системе образования коренных малочисленных народов Дагестана»; «О холодном клинковом оружии и согласовании эскизов холодного клинкового оружия и клейм джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана»; «О джамаатах (общинах) коренных малочисленных народов Дагестана, производящих сельхозпродукцию для госнужд»; «О взаимодействии таможенных органов с джамаатами (общинами) коренных малочисленных народов Дагестана»; «О финансовой помощи членам джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана»; «Типовой договор о несении государственной и иной службы членами джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана»; «О льготах джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана состоящим на государственной службе»; «О привлечении членов джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана к государственной и иной службе»; «О реализации Закона о реабилитации репрессированных народов в отношении коренных малочисленных народов Дагестана»; «О порядке предоставления земельных наделов джамаатам (общинам) коренных малочисленных народов Дагестана»; «Об основах государственного регулирования, социально- экономического развития джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана»; «Об общих принципах организации джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана"; «О льготах по подоходному налогу с доходов, получаемых членами джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана»; «О порядке уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды джамаатами (общин) коренных малочисленных народов Дагестана»; «Вопросы деятельности Фонда выживания, развития экономики и культуры коренных малочисленных народов Дагестана»; «О реформировании системы государственной поддержки территорий проживания коренных малочисленных народов Дагестана»; «Об упорядочении пользования земельными участками, занятыми под родовые, общинные и семейные угодья коренных малочисленных народов Дагестана»; Региональная программа «Молодежь Дагестана(2011-2021)»; Закон РД «Об альтернативной гражданской службе коренных малочисленных народов РД». Надежда на торжество справедливости, законности, гуманности и развития гражданского общества в Дагестане в принятии этих важных документов.