ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
ПАСЕ на прошедших в понедельник, 17 января, в Париже слушаниях по будущему российско-грузинского досье в Ассамблее не смогла принять окончательного решения по этому вопросу. Обсуждение будет продолжено на заседании мониторинговой комиссии в конце января.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", грузинская делегация отказалась ехать на заседание мониторингового комитета, заявив о нежелании России исполнять решения ПАСЕ, поэтому слушания прошли без участия Грузии.
"Этого и следовало ожидать, поскольку на сегодняшний день Парламентская ассамблея Совета Европы не может принять решения ни в пользу России, ни в пользу Грузии", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" конфликтолог Паата Закареишвили. По мнению эксперта, сегодня в Европе большинство государств не хотят ссориться с Россией, но при этом не хотят обидеть и Грузию.
"С Россией Европу связывают экономические взаимоотношения, в том числе - и энергопроекты. В отношении России существуют как надежды, так и определенные страхи и опасения. Россия понимает свою роль, поэтому ее представители позволяют себе делать заявления о том, что они полностью выполнили соглашение Медведева - Саркози. Естественно, что в такой ситуации никто не хочет обидеть Грузию, демонстрируя пренебрежения к международным соглашениям. Поэтому досье останется открытым, а страны участники постараются сформулировать решение так, чтобы никому не было обидно", - говорит Паата Закареишвили.
Закареишвили: ПАСЕ не имеет рычагов давления на Россию
Грузинская делегация уже ставила вопрос о том, чтобы исключить Россию из Парламентской ассамблеи за невыполнение обязательств по деоккупации Грузии. Конфликтолог Паата Закареишвили считает, что это требование сегодня невыполнимо.
"Грузинские дипломаты исходят из позиции, что если на ассамблее не будет принято то решение, которое они инициируют, или оно будет компромиссным, то это означает поражение в этом раунде. Поэтому они, зная заранее об итогах переговоров, решили дистанцироваться от этой конференции. Такой маневр дает им повод сказать, что решение было принято в их отсутствии", - пояснил Закареишвили. Сам конфликтолог полагает, что подобная категоричность неоправданна, поскольку в отношении такой страны, как Россия не могут быть сегодня приняты какие-либо действенные меры.
"Даже если Грузия добьется своих требований, то Россия от этого никак не пострадает. Другое дело, если бы речь шла о стране, соизмеримой, допустим, с Грузией или Польшей, или балканскими странами, то тогда Евросоюз мог бы применить финансовые санкции или наложить эмбарго или другие какие-то меры. Для других стран это были бы ощутимые потери, но Россия и так не участвует в программах Евроинтеграции, не зависит от программ Евросоюза, а отказаться от поставок российских зернопоставок Европа не может. Так что демарш грузинских дипломатов - это мало ощутимый шаг", - заключает политолог.
Залгалиани: грузинской стороне не стоит игнорировать слушания в ПАСЕ
Представитель партии "Свободные демократы" Давид Залгалиани в интервью корреспонденту "Кавказского узла" сказал, что нужен шаг, который дал бы понять европейским дипломатам, что Грузия придает большую серьезность выполнению всех пунктов соглашения Медведева - Саркози. "На мой взгляд, следовало поехать на заседание в Париж и четко, категорично очертить свою позицию. По моему опыту работы в ОБСЕ я могу сказать, что на таких переговорах имеет очень большое значение состав делегации. Опытный, трезвомыслящий дипломат может одержать победу в переговорном раунде, и его слово может сделать гораздо больше, чем молчание", - отметил Залгалиани.
Между тем представитель делегации России, первый заместитель комитета по международным отношениям Государственной думы Леонид Слуцкий, комментируя отсутствие грузинской делегации на заседании мониторингового комитета ПАСЕ, заверил, что на этот раз слушания прошли спокойно, без агрессии, которая стала торговой маркой риторики ПАСЕ.
"Кавказский узел" ранее сообщал, что на летней сессии ПАСЕ, которая прошла в июне 2010 года, планировалось обсудить действия России и невыполнение Москвой взятых на себя обязательств в разрешении августовского конфликта 2008 года.
Ключевая комиссия ПАСЕ по мониторингу тогда раскололась на две части по вопросу закрытия досье по конфликту России и Грузии, и решение по этому досье отложили до осени. Однако на сессии ПАСЕ, которая прошла с 6 по 8 октября 2010 года, Ключевая комиссия ассамблеи по мониторингу вновь не приняла решение о закрытии российско-грузинского досье.
Ранее ПАСЕ не смогла принять резолюцию по вопросу преодоления последствий конфликта вокруг Южной Осетии в 2008 году, поскольку выступившие 27 апреля 2010 года содокладчики сделали диаметрально противоположные оценки и выводы.
Отметим также, что на заседании ПАСЕ 25 апреля 2010 года, которое было проведено до открытия сессии, не удалось договориться по предварительному тексту проекта доклада о последствиях конфликта между Россией и Грузией в 2008 году.