15:30 / 25.01.2011За последние 15 лет в терактах в Москве пострадал 1561 человек

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Взрыв в московском аэропорту Домодедово 24 января стал 26-м террористическим актом, произошедшим в российской столице с 1996 года, и первым - в международном аэропорту Москвы. С 1996 года мишенью террористов в Москве становились различные многолюдные места: гостиницы, остановки, торговые центры, концертные залы, транспорт и даже жилые дома, в результате чего погибли, по меньшей мере, 627 человек и 934 были ранены. По меньшей мере, 10 из этих взрывов совершили террористы-смертники. Таковы итоги подсчетов "Кавказского узла", основанных на данных открытых источников.

2011 год

Взрыв в международном терминале аэропорта Домодедово произошел в 16.32. Мощность взрывного устройства составила около семи килограммов в тротиловом эквиваленте. По последним данным, погибли 35 человек, 110 госпитализированы. Согласно предварительной версии, взрывное устройство привел в действие мужчина 30-40 лет плотного телосложения, скорее всего, европейской внешности.

2010 год

Сразу два взрыва в московском метрополитене произошли 29 марта 2010 года. Первый - на станции метро "Лубянка" произошел в 07.56 мск. Второй взрыв прогремел в 08.40 мск на станции "Парк культуры". По данным ФСБ, теракты совершили две жительницы Дагестана, жена и вдова дагестанских боевиков, а ответственность за них взял на себя лидер северокавказских боевиков Докку Умаров. По его словам, это было местью военным за действия в Чечне. Во время мартовских терактов прошлого года погибло 40 человек, ранения различной степени тяжести получили более 130.

2006 год

21 августа 2006 года, в Москве на Черкизовском рынке прогремел взрыв, унесший 14 жизней. Еще более 60 человек пострадали.

2005 год

12 июня 2005 года, на 153 км от Москвы был подорван пассажирский поезд N382 "Грозный-Москва". Локомотив и первый вагон сошли с рельсов, еще пять вагонов опрокинулись. В результате взрыва пострадали 42 пассажира, погибших не было.

2004 год

6 февраля 2004 года в московском метро произошел взрыв - во втором вагоне поезда на перегоне между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская". Террористический акт был совершен смертником. Взрывное устройство было начинено гайками и болтами для увеличения поражающей силы бомбы. Погиб 41 человек, еще 134 пассажира были ранены. Следствие назвало террористом 21-летнего жителя Карачаево-Черкесии Анзора Ижаева.

24 августа 2004 года в воздухе были взорваны два самолета Ту-154 "Москва - Сочи" и Ту-134 "Москва-Волгоград", вылетевшие из московского аэропорта Домодедово. В обоих случаях на борт проникли террористки-смертницы. Погибли 90 человек.

В тот же день, 24 августа 2004 года, в результате взрыва на автобусной остановке возле станции метро "Каширская" в Москве были ранены четыре человека. Погибших не было. Как и в 2002 году, первоначально причиной взрыва были объявлены криминальные "разборки", позднее - теракт.

В том же году в Москве произошел еще один теракт. 31 августа 2004 года террористка-смертница подорвала себя возле станции метро "Рижская". Погибли 10 человек, получили ранения более 50. Как утверждало следствие, при взрыве погиб также непосредственный организатор теракта, уроженец Карачаево-Черкесии Николай Кипкеев.

2003 год

Жизни 16 человек унесли подрывы террористок-смертниц у входа на рок-фестиваль "Крылья" в Тушино в Москве 5 июля 2003 года. Еще около 50 человек были ранены.

Спустя чуть более месяца, 10 августа 2003 года, у ресторана "Имбирь" в центре Москвы была задержана еще одна смертница с так называемым "поясом шахида". Во время разминирования взрывного устройства погиб один человек.

Еще один взрыв произошел 9 декабря 2003 года у гостиницы "Националь" в центре Москвы. Шесть человек погибли, еще 14 получили ранения.

2002 год

Один человек погиб и восемь были ранены в Москве при взрыве 19 октября 2002 года. Тогда был подорван легковой автомобиль около ресторана "Макдоналдс" у метро Юго-Западная на улице Покрышкина. Первоначально причиной взрыва был объявлен передел рынка между криминальными группировками, позднее - теракт.

Через четыре дня, 23 октября 2002 года, группа террористов-смертников во главе с Мовсаром Бараевым захватила Театральный центр на Дубровке. В тот момент там шла демонстрация мюзикла "Норд-Ост". В заложниках оказались более 1000 человек. Через три дня, 26 октября, здание было взято штурмом. Более 130 заложников погибли, остальные освобождены. Все террористы были убиты.

2001 год

6 февраля 2001 года, сработало взрывное устройство на станции метро "Белорусская-кольцевая". Этот взрыв произошел в час пик - в 18.50 мск. Бомба была заложена под массивную мраморную скамью рядом с остановкой первого вагона поезда. Погибших не было. Осколками были ранены девять человек, в том числе двое детей.

2000 год

8 августа 2000 года в час пик, около 18.00 мск, произошел взрыв бомбы в подземном переходе под Пушкинской площадью, где находятся входы на станции "Тверская" и "Пушкинская". В результате теракта погибли семь человек, ранения получили 53. Многие пострадали от осколков стекол торговых павильонов, выбитых взрывом.

1999 год

1999 год обернулся для Москвы целой серией крупных терактов. Первый за год взрыв прогремел 26 апреля в лифте гостиницы "Интурист". Тогда не было погибших, однако пострадали 11 человек.

Через четыре месяца, 31 августа, прогремел взрыв на третьем этаже торгового комплекса "Охотный ряд" на Манежной площади. В этот раз один человек погиб, 40 были ранены. Взрыв, первоначально объявленный криминальной разборкой, позднее был переквалифицирован в теракт.

Еще через 10 дней, 9 сентября, в Москве произошел взрыв жилого дома на улице Гурьянова. Погибли 109 человек, более 200 получили ранения.

А спустя четыре дня был взорван жилой дом на Каширском шоссе. Тогда, 13 сентября, погибли 124 человека, в том числе 13 детей.

1998 год

1 января 1998 года на станции метро "Третьяковская" сработало самодельное взрывное устройство. Взрыв был малой мощности, погибших не было, госпитализировали троих пострадавших с ранениями различной тяжести.

1996 год

11 июня 1996 года около 21.00 мск на перегоне между станциями Серпуховской линии "Тульская" и "Нагатинская" в московском метрополитене произошел взрыв в торцевой части вагона под пассажирским сиденьем. Сработало безоболочное взрывное устройство мощностью 500 грамм в тротиловом эквиваленте. В результате теракта четыре человека погибли, еще 12 получили ранения. 

11 и 12 июля 1996 года в российской столице последовательно взорвались два троллейбуса - маршрут №12 и маршрут №48. Обошлось без жертв. В первом троллейбусе были ранены восемь человек, во втором - 26.

Первым терактом в Москве считается взрыв в московском метрополитене еще во времена СССР - 8 января 1977 года. В вагоне метро между станциями "Измайловская" и "Первомайская" кроме взрослых погибли и дети, которые вместе с родителями возвращались с новогодней елки. В тот же день в Москве прогремели еще два взрыва. Всего в результате трех терактов погибли семь человек, 37 были ранены.

Согласно официальной версии следствия, взрывы были организованы жителями Еревана Степаном Затикяном, Акопом Степаняном и Завеном Багдасаряном, которые во время учебы в Ереванском политехническом институте создали подпольную Национально-объединенную партию Армении и выступали с призывами вернуть Армении Нагорный Карабах. Все трое были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны в 1979 году.

Однако уже тогда, в 70-е годы, официальную версию итогов расследования этих терактов, озвученную советскими властями, не все считали объективной и правдивой. Высказывались мнения, что власти намеренно связали взрывы с деятельностью диссидентов с целью дискредитации последних. Так, академик Андрей Сахаров 12 января 1977 года высказал предположение, что "взрыв в московском метро и трагическая гибель людей - это новая и самая опасная за последние годы провокация репрессивных органов", а позднее - открыто заявлял о "веских основаниях опасаться, что в этом деле имеет место судебная ошибка или умышленная фальсификация".

При указании количества жертв терактов, как правило, использованы официальные данные, опубликованные в открытых источниках. Однако необходимо учесть, что, если поначалу власти не были склонны принижать число жертв террористических актов, то начиная с 2002 года, официальные данные о количестве жертв теракта могут быть занижены.

Автор:Кавказский Узел
30.01.2011 в 16:56olegsultanov
Как остановить волну террора? Взрыв 24 января в московском аэропорту «Домодедово», унесший жизни десятков наших сограждан, еще раз свидетельствует о том, что государству необходимы как особая форма борьбы с терроризмом, так и коренное изменение методов его предупреждения. Ставший расхожим в российском обществе призыв «мочить террористов» в любом месте, видимо, себя не оправдывает. Наши силовики уничтожают этих злодеев там, где обнаруживают, но мирные граждане страны продолжают гибнуть. Значит, до сих пор в России действуют силы, способные организовать кровавые террористические акции. А пока такие злые силы есть, имеются основания для упреков в сторону наших силовых структур: МВД, ФСБ. Именно на личный состав этих государственных ведомств законодательством возложена обязанность эффективного противодействия распространению в РФ терроризма, борьбы с ним, осуществления его профилактики. На ней, профилактике, остановлюсь более подробно. Наиболее важную роль для предупреждения актов террора играет наличие разветвленной агентурной сети. Закон предоставляет оперативному составу милиции, контрразведки, службы внешней разведки вербовать для решения государственных задач негласных сотрудников, оплачивать из казны их специфическую работу. Эффективный труд агентуры – предтеча уничтожения терроризма, и добросовестный агент (если он получает достойное материальное вознаграждение) способен парализовать действия группы даже очень опытных террористов, посеять в их рядах панику, склонить бандитов к добровольной сдаче властям. Вспомним, как во время Великой Отечественной войны самоотверженно действовала в тылу фашистов агентура НКВД и военной разведки. А разве сейчас страна не воюет? Ведь гибнут от рук врагов государства граждане Российской Федерации! Думаю, пришла пора тщательно проверить эффективность основы основ оперативной работы наших силовых ведомств – агентурную деятельность. Честно говоря, я не знаю, кто имеет право и должен проверять качество этой совершенно секретной работы милиции и ФСБ. Но твердо уверен в том, что если проверки осуществятся внутриведомственными контролерами, то результат будет нулевой. Скорее всего, целесообразно подключить к этому делу Совет безопасности России и комитеты по безопасности Госдумы и Совета Федерации, в состав которых входит немало опытных отставников в погонах. Причем, сделать так, что оперслужбы МВД проверялись спецами других силовых ведомств, и наоборот – оперативную работу чекистов подвергнуть проверке со стороны, например, служб собственной безопасности СВР и МВД. Подключить к такой проверочной работе и некоторых опытных бывших сотрудников оперативных служб, которые ныне ходят в членах клуба «российской элиты» - Госдумовской фракции «Единая Россия». Суть проверки проста как двадцать копеек; выявить, сколько, к примеру, денег получил за 2010 год агент, предположим, «Бахрам», действующий в конкретном районе конкретной республики, в которой «шалят» террористы? После этого посмотреть все донесения «Бахрама» за прошлый год. И все! Сразу же станет ясно, реальный ли это помощник нашим «органам» или чистая подстава, выписывая которой деньги, нерадивые оперативники пополняют личный карман. Проверяющий должен в обязательном порядке добиться контрольной встречи с тем же «Бахрамом», поговорить с ним откровенно о его негласной работе или – о его безделье, связанном с пополнением кошелька жулика-оперативника. Наверное, читающие сейчас эти строки опера – волчары недобро усмехнутся: - что ты, мол, знаешь, писака чертов, о сложной процедуре вербовки хорошего агента, или о том, какие крохи выделяет государство на зарплату секретных сотрудников?! Особо спорить не буду, может, мало знаю, но главное, наверное, в том, чтобы об этом хорошо знали не журналисты, а законодатели и президент РФ, которые утверждают законы, касающиеся оперативной работы милиции и спецслужб. Те самые законы, по которым хорошим агентам государство платит меньше, чем дворнику. Да и кадровые офицеры оперативных подразделений милиции вряд ли нахваливают щедрость государства, на жалком материальном содержании у которого они состоят. …Сам когда-то носил погоны, и сейчас нередко общаюсь с теми, кто уполномочен государством охранять порядок в России. Их мнение однозначно: ныне в организации агентурно – оперативной работы силовых структур царит неразбериха и хаос, которые и мешают наладить в стране эффективную профилактику терроризма. Наша ФСБ прекрасна осведомлена, например, об источниках финансирования террористов, о зарубежных каналах поставки оружия, боеприпасов. Но все эти важные данные дают полную картину по причинам террористической активности, однако, не заменят собой даже одного особо ценного агента, который мог бы сообщить на Лубянку о готовящемся 24 января 2011 года взрыве в зале прилета аэропорта «Домодедово». Наверное, подавляющее большинство нынешних государственных деятелей России до сих пор сохраняет иллюзии, рожденные еще в СССР, о том, что «стукачи» милиции и госбезопасности вкалывают ради идеи. Но вы, господа, все те старые идеи, которые объединяли общество, ради которых люди шли на смерть, уничтожили. А посему, извольте щедро платить за любую информацию, которая спасет от террористов хотя бы одного гражданина нашей с вами страны…