ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Неправительственная организация "Приоритет прав человека" организовала рабочую встречу по вопросам защиты беженцев и внутриперемещенных лиц, на которую были приглашены все неправительственные организации, занятые правами человека в Грузии. Сами беженцы утверждают, что условия, предложенные для переселения, не отвечают их требованиям.
На встрече, которая состоялась вчера, 25 января, присутствовали "Ассоциация молодых юристов Грузии", "Центр по правам человека", НПО "42-я статья конституции", и другие. "Мы не документировали список участников, поскольку встреча прошла спонтанно - мы просто обзвонили всех правозащитников. В офисе собралось 50 человек, так что я не могу сказать, какие конкретно организации присутствовали", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" председатель НПО "Приоритет прав человека" Лия Мухашаврия.
Неправительственные организации пришли к мнению, что для эффективной защиты прав внутренне перемещенных лиц необходимо скоординировать работу правозащитников.
"Мы решили разделиться на три группы: группа мониторинга, которая должна выявлять случаи нарушения прав беженцев; группа адвокатирования, в чьи задачи входит оповещение СМИ, государственных, международных неправительственных организаций о нарушениях прав беженцев; третья - правовая - группа должна заняться составлением исков от имени беженцев и представлять интересы этих людей в суде", - говорит Мухашаврия.
По ее словам, рабочие группы пока не имеют финансирования.
"Но мы все согласились, что в рамках наших проектов, которые мы уже осуществляем, мы выделим финансирование и на эту работу. Конечно, параллельно мы будем искать доноров, но уже в ближайшее время мы намерены начать работу по защите прав беженцев", - добавляет Лия Мухашаврия.
Руководитель НПО "Центр прав человека" Уча Нануашвили отметил, что у нового объединения есть шанс добиться положительных изменений в судьбе беженцев.
"Вспомните, что в августе 2010 года Министерство по делам беженцев все-таки приостановило выселение беженцев из временных убежищ. Они вынуждены были это сделать под давлением международных организаций - Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, ОБСЕ и Евросоюза. На этот раз, если мы сумеем правильно организовать давление на власть - и внутри, со стороны НПО, и извне, со стороны международных организаций, - то, я думаю, правительство вынуждено будет всерьез заняться проблемами беженцев", - заявил Нануашвили корреспонденту "Кавказского узла".
Лия Мухашаврия проинформировала, что с августа 2010 года правительство выселило из временных убежищ около пяти тысяч человек. Как сказано в докладе Human Rights Watch, большинство из выселенных людей остались без жилья или без должной компенсации.
В Министерстве по делам беженцев, внутренне перемещенных лиц и расселения поясняют, что на самом деле беженцев выселяют из незаконно занятых помещений, так называемых временных убежищ. По версии заместителя министра Валерия Копалеишвили, здания были предоставлены на короткий срок беженцам из Южной Осетии, потерявшим свои дома в ходе конфликта в августе 2008 года. Этим беженцам действительно были предоставлены жилые дома в местах компактного поселения в Гори и Церовани, или же - выдана компенсация в размере 10 тысяч лари. Однако, по словам Копалеишвили, ситуацией воспользовались беженцы из Абхазии, которые потеряли крышу над головой еще в 1993 году: они зашли во временные убежища, занятые беженцами из Цхинвали, и занимают их до сегодняшнего времени.
В эфире Радио "Эхо Кавказа" Копалеишвили заверил, что беженцы живут в нормальных условиях: "Беженцы живут в тех условиях, которые предлагают регионы. Абсолютно все живут в населенных регионах. Если заняты сельским хозяйством, получат и землю. Это зависит от желания и деятельности семьи. Мы будем помогать беженцам, исходя из их нужд, которые будут на месте".
Ранее министр Грузии по делам вынужденно перемещенных лиц с оккупированных территорий, расселению и беженцев Коба Субелиани известил, что власти при помощи иностранных доноров предлагают малые кредиты переселенным семьям для начала сельскохозяйственного малого бизнеса.
Однако слова заместителя министра опровергают сами беженцы. В селении Поцхо-Эцери проживает всего 20 семей беженцев, хотя туда переселили в августе 200 семей.
"Все уехали отсюда, потому что здесь невозможно заработать - нет ни работы, ни рынка. Остались только те, кому некуда податься", - делится беженец из Сухуми Сергей Бокучава.
Ближайший населенный пункт от Поцхо-Эцери - селение Джвари - находится на расстоянии пяти километров. Транспорт - маршрутка - делает один рейс из Поцхо-Эцери утром, и один рейс из Джвари вечером. Ни в Джвари, ни в Поцхо-Эцери нет ни оборудованной больницы, ни рынка. За продуктами жители вынуждены ехать в Зугдиди, который находится в 30 км от Джвари. Большинству такая дорога, которая стоит пять лари, не по карману: пособие для беженцев составляет всего 22 лари в месяц на человека. Поселок беженцев расположен на скалистой местности, так что там невозможно выращивать овощи и фрукты.
"Нам обещали установить печки. Но этого так и не произошло: в начале января приезжала комиссия из Зугдидского отделения по делам беженцев. Нам заявили, что печки установят только в конце февраля", - сетует беженка из села Меркула Очамчирского района Нана Квашилава.
Ни работы, ни земли здесь нет, пособия крохотные. Людей поселили к нам умирать
На вопрос, действительно ли, как заявил Копалеишвили, беженцам выдают по желанию земельные участки, Георгий ответил: "Да что вы! Мы уже с сентября тут живем - пришли как законопослушные граждане, и ни намека на землю! Никто ничего не обещает!".
"Мы даже про цену на землю не спрашиваем - все равно денег нет, платить нечем. Зачем строить невыполнимые планы?" - констатирует беженка из Очамчиры Иветта.
Те, кто постоянно находятся в Бакурцихе - это беженцы, которые 18 лет, с 1993 года, проживали в сельской местности. Однако сюда планировалось заселить и тех, кто жил все эти годы в Тбилиси.
"Я здесь долго находиться не могу, у меня в Тбилиси работа - я программист, как я могу здесь оставаться? Приеду раз в два-три дня, отдохну - и снова на работу. Сюда добираться 100 км, два часа езды на маршрутке. Приходится в Тбилиси оставаться у родственников", - описывает свою ситуацию 29-летний Давид из Эшеры.
Как и в Поцхо-Эцери, в Бакурцихе нет полноценной больницы. "Еще хорошо, что в этом году ни у кого ничего серьезного не случилось со здоровьем", - подчеркивает Мария, беженка из Кодорского ущелья.
Кроме Поцхо-Эцери и Бакурцихе Министерство по делам беженцев предложило для переселения еще около 10 населенных пунктов.
Пожилая беженка из Очамчиры, живущая в Бакурцихе, рассказывает: "Мы там были, везде одно и то же: далеко от города, рынка нет, землю не дают".
"Я была в Цинцкаро - это в Марнеульском районе. Там нет воды - это вообще проблема для региона. Участок не дают, но если даже дадут или я арендую, то как без воды там выращивать что-то? Хотя меня и это устраивает, все лучше, чем на улице", - заключает беженка из Очамчиры, живущая в палатке возле Министерства по делам беженцев.
24 января на брифинге "Гражданского движения беженцев" было объявлено, что вынужденные переселенцы решили обратиться с прошениями о предоставлении политического убежища в посольства США и европейских стран.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", 20 января полиция начала выселять беженцев из мест компактного проживания - бывшего здания Таможенного департамента в Орхеви и трех корпусов так называемого студенческого городка в Багеби. Во время процедуры выселения произошли стычки участников протестной акции с полицией. Несколько человек были задержаны. В тот же день в Тбилиси прошла акция беженцев.
По данным властей страны, в прошлом году 22 тысячи семей беженцев в Грузии получили жилплощадь: 10 тысяч человек - собственную жилплощадь в Тбилиси, остальные в регионах страны. В этом году министерство запланировало строительство 32 жилых корпусов в Поти, 10 - в Цхалтубо, 52 - в Батуми.