ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Азербайджане, несмотря на протесты верующих, продолжает оставаться в силе введенный в ноябре прошлого года запрет на ношение хиджаба в школах.
Как отметил пресс-секретарь DEVAMM (Центр защиты свободы совести и вероисповедания) Сеймур Рашидов, "позитивной динамики в этом вопросе нет". По его словам, запрет продолжает оставаться в действии и учениц в хиджабе не пускают в школы. "Эти дети остаются вне процесса образования", - сказал Рашидов корреспонденту "Кавказского узла".
Рашидов отметил, что не многие из этих детей обращаются в правозащитные структуры. Ранее Министерство образование сообщало примерно о 1000 ученицах, посещавших школы в хиджабе, половина из которых после разъяснительной работы согласились снять во время учебы платок.
Глава пресс-службы Главного управления образования города Баку Заамина Алигызы заявила, что "дети должны посещать школы в ученической форме". "Школьная формы была утверждена совместно с директорами и Ассоциацией родителей", - сказала Алигызы, добавив, что школьная форма не предусматривает хиджаба.
"У нас есть закон об образовании, где говориться, что дети должны носить школьную форму. А к нормальной школьной форме хиджаб не полагается. Школа и хиджаб - это совсем разные вещи. Если девочки нет 16 лет, она еще ребенок и должна думать об учебе и радоваться. Когда девочка надевает этот платок, то у нее появляются совсем другие черты. У нас с этого года дети носят единую школьную форму и это прекрасно. В процентном соотношении - 99% родителей довольны этим", - отметила директор школы №111 Жаля Гаджиева.
Однако глава DEVAMM Ильгар Ибрагимоглу не согласен с такой постановкой вопроса и считает запрет на ношение хиджаба нарушением прав человека и проявление не уважения к религии.
Хиджаб в международных документах отнесен к категории свободы совести. Поэтому запрет на ношение хиджаба является тотальным нарушением прав человека
"Ношение хиджаба является кораническим предписанием", - отметил Ибрагимоглу. Кроме того, по его словам, "граждане Азербайджана обладают конституционным правом на свободу совести, а хиджаб в международных документах отнесен к категории свободы совести. Поэтому запрет на ношение хиджаба является тотальным нарушением прав человека".
"Некоторые спекулируют тем, что речь идет о девочках, которые не достигли 16 лет. Но в мировой практике регламентируется, что родители за девочек решают и мировоззренческие вопросы. Данный аргумент не выдерживает никакой критики. И в Америке, и в европейских школах с этим (с посещением мусульманками школ в хиджабе) нет никаких проблем. И все международные организации осуждают этот запрет", - сказал Ибрагимоглу.
Хиджаб, по словам 26-летней Гюльнары С., работающей переводчицей в одной из коммерческих фирм Баку, это, прежде всего, "выражение религиозной идентичности, веры в Аллаха и любви к его справедливым предписаниям, соблюдение которых помогает в жизни".
По словам Гюльнары, хиджаб не мешает ей чувствовать себя полноценным членом общества. "Я, как и девушки, не носящие хиджаб, работаю, хожу в кино, театр, кафе. Моя форма одежды - не помеха и для занятий спортом. Иногда мы с девочками играем в волейбол, - говорит Гюльнара. - Однако это не означает, что я навязываю ношение хиджаба другим девушкам. Это личный выбор каждого. Многие мои подруги не носят хиджаба, но это не создает между нами никаких мировоззренческих проблем. Мы хорошо понимаем друг друга".
Гюльнара не согласна с тем, что ношение хиджаба может негативно отразиться на процессе обучения. "Все это ерунда. Я с 9-го класса ношу хиджаб. И в школе, и в университете была отличницей и сейчас в информационных технологиях разбираюсь не хуже "айтишников", хотя это не моя профессия", - рассказала девушка.
По мнению студентки Наргиз, "девушка, которые ведет себя прилично, будет вести себя так и с хиджабом, и без хиджаба".
В репортажах частных телеканалов Азербайджана и некоторых газет звучит мысль о том, что за протестами против запрета на ношение хиджаба в школах стоят определенные круги Ирана с целью подрыва в стране устоев светского государства. Однако, глава Центра политических и экономических исследований FAR CENTRE Хикмет Гаджизаде не видит такой угрозы.
"Дело в том, что угрозу для государства несут радикальные исламисты, экстремисты, которые во имя ложно понятых идеалов ислама готовы взрывать, убивать и так далее, в этом вопросе они не определены. Но если просто человек глубоко верит в бога, я угрозы для демократического государства не вижу", - сказал Гаджизаде.
По мнению Гаджизаде, вопрос относительно запрета на хиджаб требует глубокого общественного обсуждения. "К сожалению, ничего этого не произошло, просто явочным порядком издали указ, который сильно взволновал религиозное сообщество страны. Я считаю, что это не правильные действия правительства. Что касается лично меня, то у меня взгляд такой, что девушка сама должна принимать осознанный выбор и решение, носить или не носить чадру. Никто не должен запрещать, а также и принуждать ее к этому в семье", - сказал Гаджизаде.
Активно против запрета на ношение хиджаба выступала Исламская партия Азербайджана. Однако после арестов лидеров и активистов партии в январе деятельность исламистов была ограничена.
20 января лидеру Исламской партии Азербайджана (ИПА) Мовсуму Самедову и его заместителю Вагифу Абдуллаеву были предъявлены обвинения по статьям "создание организованной преступной группы по предварительному сговору группы лиц с целью подготовки преступления", "незаконное хранение орудия", "попытка насильственного захвата власти". В отношении них избрана мера пресечения - заключение сроком на три месяца. В Исламской партии отвергают обвинения и считают, что ее лидеры и активисты арестованы по сфабрикованным делам в связи с политической деятельностью.