ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В настоящее время еще двое граждан Грузии находятся в заключении в Южной Осетии, жители которой, в свою очередь, также пребывают в грузинских тюрьмах. Грузия намерена продолжить переговоры с осетинской стороной по обмену заключенными.
"В настоящее время в Южной Осетии находится еще двое граждан Грузии, по которым мы будем вести переговоры", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" начальник информационно-аналитической службы МВД Грузии Шота Утиашвили. По его сведениям, в настоящее время в стране находятся двое жителей Южной Осетии и один гражданин России, которые могут быть выпущены при дальнейших переговорах в рамках механизма по предотвращению и реагированию на инциденты на границе.
Напомним, сегодня власти Южной Осетии в селе Эргнети передали грузинской стороне семерых граждан Грузии, отбывавших наказание или находившихся под следствием в Цхинвале. В ответ югоосетинской стороне были возвращены семеро граждан Южной Осетии и РФ, выпущенных из тюрем Грузии.
Как сообщил Шота Утиашвили, освобожденные пленники чувствуют себя нормально, но они очень истощены после пребывания в неволе.
Освобожденные в Южной Осетии заявляют об избиениях
Однако граждане Грузии, освобожденные в Южной Осетии, утверждают, что они подвергались избиениям.
Первые три дня каждые двадцать минут меня избивали, угрожали
"Тюрьма, она и есть тюрьма. Первые три дня каждые двадцать минут меня избивали, угрожали. Наверное, в концлагерях такого не творилось! Меня обвиняли во всех грехах - вот убил мою сестру, брата. У кого-то кто-то умер, а на нас за это зло срывали", - рассказал освобожденный гражданин Грузии Давид Капанадзе.
Среди освобождаемых властями Южной Осетии оказался капрал Георгий Кобаладзе, попавший в плен в августе 2008 года.
"Георгий был единственным военнопленным, продержавшимся в Цхинвале с момента окончания военных действий. Он более двух лет провел в Цхинвальской тюрьме. Мы встретили его в полицейском управлении Шида картли в Гри, а теперь везем его домой в Тбилиси. Ему требуется отдых и лечение", - сказал корреспонденту "Кавказскому узла" брат капрала Звиад Кобаладзе.
Племянник Георгия Кобаладзе говорит, что его дяде предлагали отказаться от грузинского гражданства: "Ему несколько раз предлагали оказаться от грузинского гражданства и принять гражданство так называемой Республики Южная Осетия. За это они обещали решить его проблему. Мой дядя выбрал другой путь: сложный, тяжелый, но правильный".
Между тем жители Южной Осетии, находившиеся в заключении в Грузии также заявили о жестоком обращении с ними.
"При задержании били сильно сотрудники грузинских правоохранительных органов. Обвинили в убийстве группы людей, которых я никогда не видел и не знаю, кто они такие. В тюрьме меня никто не бил. Сокамерники были и осетины, и грузины. Из всех находящихся в тюрьме осетин меня освободили последним", - делится подробностями освобожденный из грузинской тюрьмы Спартак Дриаев.
НПО Грузии: условия содержания в тюрьмах тяжелые
Грузинские правозащитники отмечают, что условия содержания граждан Южной Осетии в Грузии могут быть расценены как тяжелые.
Скорее всего, в тюрьмах Грузии нет особого, негативного отношения к осетинам, но условия содержания очень тяжелы
"Скорее всего, в тюрьмах Грузии нет особого, негативного отношения к осетинам, но условия содержания очень тяжелы. Большинство заключенных содержится в старых тюрьмах, где санитарно-гигиенические условия очень тяжелые, где камеры переполнены. Кроме того, заключенных нередко избивают", - констатирует руководитель НПО "Центр прав человека" Уча Нануашили.
Правозащитник Эмиль Адельханов также обращает внимание, что заключенные в грузинских тюрьмах подвергаются избиениям: "Кажется, у них так принято. Например, в одной из тюрем, любого человека избивают сразу по его прибытии".
Предварительная договоренность о передаче задержанных между Грузией и Южной Осетией была достигнута 17 февраля на трехсторонней встрече в рамках механизма по предотвращению и реагированию на инциденты на границе.
Напомним, 22 мая 2010 года также состоялся обмен заключенными, после которого грузинская сторона заявила о том, что выполнила все свои обязательства по двухстороннему освобождению заключенных.
"Однако за прошедшее время были задержаны несколько человек за такие нарушения, как бандитизм и распространение наркотиков. Кроме того, были отпущены те люди, которые совершили тяжкие преступления до войны 2008 года. Мы пошли на судебное соглашение и освободили их, несмотря на тяжесть обвинений, ради того, чтобы освободить своих граждан, задержанных за пересечение так называемой границы", - сказал Шота Утиашвили.
Тема освобождения задержанных граждан неоднократно становилась основной во время встреч в рамках механизма по предотвращению инцидентов между Грузией и Южной Осетией. Ранее Южная Осетия приостанавливала участие во встречах в связи с тем, что грузинская сторона и наблюдатели ЕС не смогли предоставить сведения о пропавших гражданах Южной Осетии. 28 октября 2010 года югоосетинская сторона вернулась к участию в переговорах.