11:51 / 03.03.2011Мать обвиняемых в вербовке Эгле Кусайте уроженцев Чечни заявляет о притеснении Магмадовых в "Лефортово"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Содержание под стражей в следственном изоляторе ФСБ "Лефортово" Апти и Айшат Магмадовых, обвиняемых в вербовке гражданки Литвы Эгле Кусайте для совершения терактов в России, сопровождается физическим, психологическим воздействием и неоказанием медицинской помощи, заявила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" мать арестованных Тамара Магмадова.

"В отношение моего сына в СИЗО применяется физическое и психологическое воздействие, так как его внешний вид и самочувствие говорят сами за себя - когда я была на краткосрочном свидании, Апти выглядел очень плохо, вид его был болезненный и замученный", - сообщила Тамара Магмадова, по словам которой в течение года ей предоставляли свидание с сыном всего единожды - 31 января 2010 года.

"У Апти были искажены губы, как при нервном тике или микроинсульте, руки его постоянно тряслись. Ощущение, что его правая рука была наполовину парализованной", - уточняет мать арестованного.

Магмадова утверждает, что ее сын перенес тяжелые операции, о чем свидетельствуют рентгеновские снимки, выписки из истории болезни, которые были переданы адвокату, для приобщения к делу. "Даже после этого он все равно остается под арестом", - сетует женщина.

Она уверена, что в настоящее время существует угроза того, что здоровье Апти Магмадова будет полностью подорвано.

Похожая ситуация, продолжает мать обвиняемых, сложилась и в отношении ее дочери: в течение года она находится в следственном изоляторе, где не может наблюдаться у офтальмолога. Тамара Магмадова поясняет, что ранее Айшат подвергалась лазерной коррекции сетчатки глаз и нуждается в постоянном лечении, тем временем ее зрение постоянно ухудшается.

"Её зрение было -5 и -4,5, на свидании она сказала мне, что чувствует ухудшение, но её просьба пригласить врача для осмотра до сих пор не рассмотрена", - говорит Магмадова.

По ее словам, руководство СИЗО объясняет, что для того, чтобы пригласить врача, должно поступить не менее десяти обращений от заключенных. Пока не найдутся десять человек, которым нужен окулист, Айшат Магмадовой придется ждать осмотра.

Тамарма Магмадова ранее выступала с открытым обращением к общественным и правозащитным организациям, сегодня она вынуждена признать, что помощь ее детям так и не поступила, поскольку "следователи ФСБ не допускают никого" к Апти и Айшат Магмадовым.

Ни следствие, ни сотрудники "Лефортово" ситуацию пока не комментируют.

Между тем женщина пожаловалась корреспонденту "Кавказского узла" на то, что с началом судебного процесса в отношении ее детей у нее появились проблемы с телефонной связью. До Магмадовой практически невозможно дозвониться ни по одному из номеров мобильного телефона. Сама она также не может никому дозвониться. Во время последнего разговора с корреспондентом "Кавказского узла" связь оборвалась через две минуты. То же самое произошло и при звонке на другой номер Магмадовой. При этом, Тамара уверяет, что на ее телефонном счету достаточно средств для звонков, и показатели приема связи в телефоне указывают на то, что связь с оператором хорошая.

Оба номера выданы оператором "Мегафон". В справочной службе этой компании корреспонденту "Кавказского узла" комментировать ситуацию отказались, предложив Магмадовой обратиться к ним самой.

Напомним, Апти и Айшат Магмадовы были арестованы в результате операции спецназа ФСБ 19 января 2010 года. Апти Магмадов обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 208 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем), частью 1 статьи 205.1 УК РФ (содействие террористической деятельности). Айше Магмадовой инкриминирована часть 1 статьи 205.1 УК РФ, говорится на сайте Генеральной прокуратуры России.

По версии следствия, в 2009 году Магмадов добровольно вступил в ряды участников незаконного вооруженного формирования (НВФ), находящегося на территории Чеченской Республики и входящего в "Имарат Кавказ". Его руководители возложили на него обязанность по подбору женщин, исповедующих ислам, и последующей их идеологической и религиозной подготовке для совершения террористических актов.

Апти и Айшат Магмадовы являются знакомыми Эгле Кусайте, которая была задержана в Литве с российской визой в литовском паспорте и билетом в одну сторону в октябре 2009 года. 11 июня главный прокурор департамента по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Альгимантас Клюнка сообщил, что Кусайте призналась в намерении ехать в Россию, а оттуда в Чечню и там подорваться в людном месте. Сама Эгле Кусайте во время встречи с корреспондентом "Кавказского узла" в Вильнюсе в конце прошлого года заявила, что сделала признательные заявления под давлением и только в обмен на обещание оставить Магмадовых в живых.

Литовский журналист Томас Чивас, занимающийся делом Кусайте в Вильнюсе, уверяет, что обнаружены документы, подтверждающие причастность российских спецслужб к делу Кусайте. Журналист также заявляет, что спецслужба VSD (литовская полиция госбезопасности) "вела" Эгле Кусайте за несколько лет до ее ареста, использовав ее как приманку для выяснения намерений мусульман в республике. Официальные литовские структуры причастность российских спецслужб к делу отрицают.

Эгле Кусает просит апелляционный суд Литвы сделать ее судебный процесс открытым и объединить ее дело с делом Магмадовых.

В настоящее время Эгле Кусайте намерена обратиться к российским властям с заявлением, в котором она намерена пояснить обстоятельства и доказать невиновность Магмадовых.

Автор:Дмитрий Флорин